В то же время, стремясь к более объективному постижению психи-

Ческой жизни, центральным в своей концепции он сделал не пере-

живание, но духовную активность ≪Я≫, в которой реализуются

смысловые связи с содержанием определенной культуры, выра-

Женные в системе ценностей конкретного человека. Таким образом,

Субъективные переживания человека рассматривались в их соот-

Ношении с надындивидуальными сферами объективного духа.

В труде ≪Формы жизни≫ (1914) Шпрангер доказывал, что основ-

Ной задачей психологии является исследование отношения инди-

видуальной духовной структуры человека к структуре ≪объектив-

ного духа≫, т. е. изучение основных типов направленности человека,

которые он и назвал ≪формой жизни≫. В основе этой направленно-

Сти лежит преобладающая ориентация на те или иные ценности.

Им было выделено шесть основных типов объективных ценно-

Стей: теоретические (область науки, проблема истинности), эко-

Номические (материальные блага, полезность), эстетические (стрем-

ление к оформлению, к самовыражению), социальные (обществен-

Ная деятельность, обращенность к чужой жизни), политические

(власть как ценность), религиозные (смысл жизни). В каждом че-

Ловеке могут быть представлены ориентации на все эти типы цен-

Ностей, но в разной пропорции, какая-то (или какие-то) из них при

Этом будет доминировать. Это доминирование и определяет пре-

Имущественную форму жизни данного человека, сферу его деятель-

Ности и переживаний. Исходя из того, какая группа ценностей

Доминирует, Шпрангер выделял соответственно теоретического

Человека, экономического, эстетического, социального, политиче-

Ского и религиозного. Форма жизни есть внутреннее, духовное об-

Разование, поэтому для более полного развития личности взрос-

Лый должен угадать эту форму в ребенке и строить его обучение,

Исходя из того, какая деятельность для него будет приоритетной.

Описательная психология показала новые возможности постро-

Ения психологии как гуманитарной науки, вскрыла недостатки

Сугубо естественно-научной ориентации психологии, преобладав-

Шей в то время. Многие из них стали более очевидными со време-

Нем, но в тот момент преимущества объективной, эксперименталь-

Ной психологии были настолько очевидны, что упреки и опасения

Дильтея большинством психологов не были услышаны. Распро-

Странению его взглядов помешала и ограниченность самого под-

Хода Дильтея, не видевшего новых перспектив, которые открывают

Перед психологией эксперимент и связь с точными науками.

Почти все школы, появившиеся на рубеже XIX-XX вв., про-

Существовали недолго, их замена была продиктована объектив-

Ными обстоятельствами. При всей их новизне они были еще свя-

Заны со старой, ассоциативной психологией, в спорах с которой

Они и родились. В то же время само их появление и дискуссии,

Возникавшие при получении результатов новых исследований, по-

Казали насущную необходимость для психологии сформировать

Новый подход к пониманию психического, новую методологию

Изучения психики, что и привело к появлению тех школ, которые

Определили лицо психологии в XX в.

Контрольные вопросы

В чем видел задачи психологии Титченер?

Каким образом был усовершенствован метод интроспекции в структу-

Рализме?

3. Что такое ≪ошибка стимула≫?

Чем различались методы исследования в структурализме и Вюрцбург-

Ской школе?

Как проводилось экспериментальное исследование мышления в Вюрц-

Бургской школе?

Какие основные открытия были сделаны Кюльпе и его сотрудниками?

Каким образом установка определяет процесс решения задач?

В чем сущность интенционального акта в концепции Брентано?

Какие факторы определяют направление психической деятельности, с

Точки зрения Брентано и Штумпфа?

Каковы особенности подхода к психологии искусства в концепции

Штумпфа?

Каким образом пересмотрел предмет психологии Джемс?

Какие проблемы были исследованы Джемсом?

В чем сущность подхода Джемса к самооценке?

Чем различаются подходы Джемса и Ланге к эмоциям?

Что нового внесли Дьюи и Энджелл в теорию функционализма?

Что общего у функционализма и прагматизма?

Основные положения динамической психологии Вудвортса.

Чем различаются подходы к проблеме гипноза в школах Парижа и

Нанси?

Какие методы исследования психики использовались во французской

Психологической школе?

Наши рекомендации