Щих основу сенсорной мозаики. Наглядно был продемонстриро-

Ван и тот факт, что психическая активность имеет определенную

Направленность, цель. Это согласовывалось и с выводами Бэна и

Спенсера, которые соотносили психическую деятельность с по-

Требностью живого организма в адаптации к окружающему миру.

Таким образом, в психологии на первый план вышла проблема

Исследования содержания не структуры, но функций психики, ко-

Торые бы раскрыли именно психологические особенности взаи-

Мосвязи живого организма со средой. Отвергая взгляд на созна-

ние как устройство ≪из кирпичей и цемента≫, ученые, разрабаты-

Вавшие новое направление в психологии - функционализм, при-

Ходили к выводу о необходимости изучать динамику психических

Процессов и факторов, обусловливающих их ориентацию на оп-

Ределенную цель.

Практически одновременно с положениями Вундта идея о том,

Что каждый психический акт имеет определенную направленность

(интенцию) на объекты внешнего мира, была высказана австрий-

Ским ученым Ф.Брентано (1838-1917). Начав свою деятельность в

Качестве католического священника, он оставил ее из-за несогла-

Сия с догматом о непогрешимости папы и перешел в Венский уни-

Верситет, где стал профессором философии (1873). В то же время

богословское образование, в частности некоторые положения

Схоластики и томизма, оказало в дальнейшем влияние на работы

Брентано.

Его первый труд был посвящен психологии Аристотеля, а так-

Же ее интерпретации средневековыми католическими теологами,

Разработавшими понятие об интенции как особой направленно-

сти мысли. В незавершенной работе ≪Психология с эмпирической

точки зрения≫ (1874) Брентано предложил свою концепцию пси-

Хологии, противопоставив ее господствовавшей в то время про-

Грамме Вундта. Основные положения своей теории он изложил

также в работах ≪Исследования по психологии органов чувств≫

(1907) и ≪О классификации психических феноменов≫ (1911).

Главной для новой психологии он считал проблему сознания,

Необходимость определить, чем отличается сознание от всех дру-

Гих явлений бытия. Только ответив на этот вопрос, подчеркивал

Брентано, можно определить область психологии. Отвергая под-

Ход Вундта к определению содержания сознания, он утверждал,

Что позиция Вундта игнорирует активность сознания, его посто-

Янную направленность на объект. Для обозначения этого непре-

менного признака сознания Брентано предложил термин интен-

ция. Она изначально присуща каждому психическому явлению и

Благодаря этому позволяет отграничить психические явления от

Физических.

Интенция - это не просто активность. В ней совместно с актом

Сознания всегда существует какой-либо объект. В психологии ис-

пользуется, в частности, слово ≪представление≫, под ним понима-

Ется восстановление в памяти отпечатков виденного или слышан-

Ного. Согласно же Брентано, следует говорить не о представлении,

а о ≪представливании≫, т. е. о специальной духовной деятельности,

Благодаря которой осознается прежний образ. Это же относится и

К другим психическим феноменам. Говоря, допустим, о восприятии,

забывают, что в этом случае не просто происходит ≪всплывание≫

чувственного образа, а совершается акт ≪воспринимания≫ этого

содержания. Следует решительно разграничить акт и содержание,

Не смешивать их, и тогда станет совершенно ясно, что психология

Является наукой об актах сознания. Никакая другая наука, кроме

Нее, изучением особых интенциональных актов не занимается.

Описав и классифицировав формы этих актов, Брентано пришел

к выводу о том, что существуют три основные формы: акты ≪пред-

ставливания≫ чего-либо, акты суждения о чем-либо как истинном

Или ложном и акты эмоциональной оценки чего-либо в качестве

Желаемого или отвергаемого. Вне акта объект не существует, но и

Акт, в свою очередь, возникает только при направленности на

Объект. Когда человек слышит слово, его сознание устремляется

Сквозь звуковую, материальную оболочку к предмету, о котором

Идет речь. Понимание значения слова есть акт, и потому это психи-

Ческий феномен. Он разрушается, если рассматривать порознь аку-

Стический раздражитель (звук) и обозначаемую им физическую

Вещь. Раздражитель и вещь сами по себе к области психологии не

Относятся.

Считая, что при обычном самонаблюдении, так же как и при ис-

Наши рекомендации