Какие дополнения в законы ассоциаций были сделаны Брауном?

2. Как представлено содержание сознания в теории Д. С. Милля?

Какое влияние оказал на развитие психологии позитивизм?

Какие факторы способствовали укреплению связи психологии с естест-

Вознанием?

Какую роль играла логика в теории Д. С. Милля?

6. Чем отличается теория ≪ментальной химии≫ Д. С. Милля от классиче-

Ского ассоцианизма?

Что общего в подходах Лейбница и Гербарта к содержанию психики?

Какие новые характеристики представлений были введены Гербартом?

В чем проявилось влияние теории эволюции на психологию?

Какой новый метод исследования был предложен Бэном?

Как пересмотрел предмет психологии Спенсер?

В чем видел Спенсер функцию психики?

Какие этапы в развитии психики описаны в теории Спенсера?

Какие исследования теории рефлекса наполнили эту концепцию реаль-

ным содержанием?

Какие наиболее значимые физиологические исследования были прове-

Дены в XIX в.?

В чем роль бессознательных умозаключений Гельмгольца?

Какие исследования положили начало психофизике и психометрии?

Какие методы исследования психики были предложены Вундтом?

Почему Вундт отрицал возможность изучения высших познавательных

Процессов?

Что нового было привнесено в экспериментальную психологию Эб-

Бингаузом?

Примерные темы рефератов

Общая характеристика развития ассоцианизма в XIX в.

Положительное и отрицательное влияние позитивизма на развитие пси-

Хологии.

Поиски объективного метода исследования психики во второй половине

XIX в.

Роль эволюционной теории Дарвина в развитии психологии.

Основные особенности немецкой психологической школы.

Становление экспериментальной психологии.

Значение теории Вундта в развитии ассоциативной психологии.

Рекомендуемая литература

Бэн А. Психология. - СПб., 1887.

Введенский Н. Е. Избранные труды. - М, 1952. - Вып. 1.

Вундт В. Очерк психологии. - СПб., 1897.

Вундт В. Элементы психологии народов. - СПб., 1913.

Гербарт И. Ф. Избранные произведения. - М., 1938.

Ждан А. Н. История психологии: от античности к современности. - М., 1999.

Каннабих Ю. История психиатрии. - М., 1994.

Конт О. Курс положительной философии. - СПб., 1890.

МилльД. С. Система логики. - СПб., 1867.

Спенсер Г. Основания психологии. - М., 1898.

Эббингауз Г. Основы психологии. - СПб., 1911-1912.

Ярошевский М. Г. История психологии. - М., 1996.

Мирцимкокекаи

Глава 7

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ

НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ

Становление и развитие новых психологических школ

Рубеж веков ознаменовался для психологии первым разделением

Прежде единой психологии на ряд школ. Однако в тот момент это

Еще было связано с отказом от единого подхода к пониманию

Предмета психологической науки и методов исследования психики.

Речь шла, скорее, о разных аспектах в изучении психики, отождест-

Вляемой главным образом с сознанием. При этом в центре внима-

Ния психологов оставались преимущественно познавательные про-

Цессы, хотя разные школы отличались друг от друга пониманием

Места данных процессов в общей картине психической жизни.

Главные же разногласия были связаны с определением содержания

сознания и границ его экспериментального изучения (см. табл. 5).

Структурализм, главой которого был американский ученик

Вундта Э.Титченер, развивал теоретические постулаты ассоциа-

Низма. Титченер был убежден, что именно элементы являются ос-

Нованием структуры психики. Поэтому, как и Вундт, свою задачу

Он видел в доскональном изучении этой структуры и связей, ее

Образующих. Путь к этому он видел в усовершенствовании мето-

Да интроспекции, который можно сочетать с экспериментальным

Исследованием простых психических актов.

Первые разногласия среди психологов, как уже отмечалось в

Предыдущей главе, возникли именно по вопросу о возможности

Экспериментального изучения высших психических процессов.

Если исследования Эббингауза проходили еще в русле традици-

Онного ассоцианизма, то работы Вюрцбургской школы уже выхо-

Дили за рамки ее теоретических постулатов. Эта школа знаменита

Тем, что впервые начала экспериментальное изучение мышления.

При этом было опровергнуто мнение Вундта о том, что продукты

Апперцептивной связи невозможно изучить экспериментально, так

Же как и его гипотеза об образном характере мышления.

Работы функционалистов поколебали основные устои струк-

Турной психологии и, что особенно важно, методологию ассоциа-

Наши рекомендации