Какие дополнения в законы ассоциаций были сделаны Брауном?
2. Как представлено содержание сознания в теории Д. С. Милля?
Какое влияние оказал на развитие психологии позитивизм?
Какие факторы способствовали укреплению связи психологии с естест-
Вознанием?
Какую роль играла логика в теории Д. С. Милля?
6. Чем отличается теория ≪ментальной химии≫ Д. С. Милля от классиче-
Ского ассоцианизма?
Что общего в подходах Лейбница и Гербарта к содержанию психики?
Какие новые характеристики представлений были введены Гербартом?
В чем проявилось влияние теории эволюции на психологию?
Какой новый метод исследования был предложен Бэном?
Как пересмотрел предмет психологии Спенсер?
В чем видел Спенсер функцию психики?
Какие этапы в развитии психики описаны в теории Спенсера?
Какие исследования теории рефлекса наполнили эту концепцию реаль-
ным содержанием?
Какие наиболее значимые физиологические исследования были прове-
Дены в XIX в.?
В чем роль бессознательных умозаключений Гельмгольца?
Какие исследования положили начало психофизике и психометрии?
Какие методы исследования психики были предложены Вундтом?
Почему Вундт отрицал возможность изучения высших познавательных
Процессов?
Что нового было привнесено в экспериментальную психологию Эб-
Бингаузом?
Примерные темы рефератов
Общая характеристика развития ассоцианизма в XIX в.
Положительное и отрицательное влияние позитивизма на развитие пси-
Хологии.
Поиски объективного метода исследования психики во второй половине
XIX в.
Роль эволюционной теории Дарвина в развитии психологии.
Основные особенности немецкой психологической школы.
Становление экспериментальной психологии.
Значение теории Вундта в развитии ассоциативной психологии.
Рекомендуемая литература
Бэн А. Психология. - СПб., 1887.
Введенский Н. Е. Избранные труды. - М, 1952. - Вып. 1.
Вундт В. Очерк психологии. - СПб., 1897.
Вундт В. Элементы психологии народов. - СПб., 1913.
Гербарт И. Ф. Избранные произведения. - М., 1938.
Ждан А. Н. История психологии: от античности к современности. - М., 1999.
Каннабих Ю. История психиатрии. - М., 1994.
Конт О. Курс положительной философии. - СПб., 1890.
МилльД. С. Система логики. - СПб., 1867.
Спенсер Г. Основания психологии. - М., 1898.
Эббингауз Г. Основы психологии. - СПб., 1911-1912.
Ярошевский М. Г. История психологии. - М., 1996.
Мирцимкокекаи
Глава 7
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ
НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ
Становление и развитие новых психологических школ
Рубеж веков ознаменовался для психологии первым разделением
Прежде единой психологии на ряд школ. Однако в тот момент это
Еще было связано с отказом от единого подхода к пониманию
Предмета психологической науки и методов исследования психики.
Речь шла, скорее, о разных аспектах в изучении психики, отождест-
Вляемой главным образом с сознанием. При этом в центре внима-
Ния психологов оставались преимущественно познавательные про-
Цессы, хотя разные школы отличались друг от друга пониманием
Места данных процессов в общей картине психической жизни.
Главные же разногласия были связаны с определением содержания
сознания и границ его экспериментального изучения (см. табл. 5).
Структурализм, главой которого был американский ученик
Вундта Э.Титченер, развивал теоретические постулаты ассоциа-
Низма. Титченер был убежден, что именно элементы являются ос-
Нованием структуры психики. Поэтому, как и Вундт, свою задачу
Он видел в доскональном изучении этой структуры и связей, ее
Образующих. Путь к этому он видел в усовершенствовании мето-
Да интроспекции, который можно сочетать с экспериментальным
Исследованием простых психических актов.
Первые разногласия среди психологов, как уже отмечалось в
Предыдущей главе, возникли именно по вопросу о возможности
Экспериментального изучения высших психических процессов.
Если исследования Эббингауза проходили еще в русле традици-
Онного ассоцианизма, то работы Вюрцбургской школы уже выхо-
Дили за рамки ее теоретических постулатов. Эта школа знаменита
Тем, что впервые начала экспериментальное изучение мышления.
При этом было опровергнуто мнение Вундта о том, что продукты
Апперцептивной связи невозможно изучить экспериментально, так
Же как и его гипотеза об образном характере мышления.
Работы функционалистов поколебали основные устои струк-
Турной психологии и, что особенно важно, методологию ассоциа-