Им метод сохранения заключался в том, что через определенный

Промежуток времени, после того как ряд был заучен, вновь пред-

Принималась попытка его воспроизвести. Когда известное коли-

Чество слов не могло быть восстановлено в памяти, ряд снова по-

Вторялся до его правильного воспроизведения. Число повторений

(или время), которое потребовалось для восстановления полного

Знания ряда, сопоставлялось с числом повторений (или временем),

Затраченным при первоначальном заучивании. Данные, получен-

Ные методом сохранения в памяти, сопоставлялись с числом по-

Вторений при так называемом сверхзаучивании, т. е. определя-

Лось, сколько потребуется повторений, чтобы доучить материал

(до полного и безошибочного воспроизведения), если до того он

≪сверхзаучивался≫.

Особую популярность приобрела вычерченная Эббингаузом

кривая забывания. Быстро падая, эта кривая становится пологой.

Оказалось, что наибольшая часть материала забывается в первые

Минуты после заучивания. Значительно меньше забывается в бли-

Жайшие часы и еще меньше - в ближайшие дни. Сравнивалось так-

Же заучивание осмысленных текстов и списка бессмысленных сло-

гов. Эббингауз выучивал текст ≪Дон-Жуана≫ Байрона и равный

По объему список слогов. Осмысленный материал запоминался в

9 раз быстрее. Что же касается ≪кривой забывания≫, то она в обо-

Их случаях имела одинаковую форму, хотя при забывании осмыс-

Ленного материала падение кривой шло медленнее. Эббингауз под-

Верг экспериментальному изучению и другие факторы, влияющие

на память (например сравнительную эффективность сплошного и

Распределенного во времени заучивания).

Эббингаузу принадлежит авторство в ряде других работ и ме-

Тодик, поныне сохраняющих свое значение. В частности, им был

Создан носящий его имя тест на заполнение фразы пропущенным

Словом. Этот тест стал одним из первых в диагностике умственно-

Го развития и получил широкое применение в детской и педагоги-

Ческой психологии. Он разрабатывал также теорию цветного зре-

Ния. Эббингауз - автор небольшого, но блестяще написанного

≪Очерка психологии≫ (1908), а также фундаментального двухтом-

ного труда ≪Основы психологии≫ (1902-1911).

Хотя Эббингауз и не разработал ≪своей≫ психологической тео-

Рии, его исследования стали ключевыми для экспериментальной

Психологии. Они на деле показали, что память можно изучать объ-

Ективно, была также показана важность статистической обработ-

Ки данных с целью установления закономерностей, которым под-

Чинены, при всей их прихотливости, психические явления. Эббин-

Гауз первым разрушил стереотипы прежней экспериментальной

Психологии, созданной школой Вундта, где считалось, что экспе-

Римент приложим только к элементарным процессам, измеряемым

С помощью специальных приборов. Им был также открыт путь к

экспериментальному изучению сложных форм поведения - навыков.

≪Кривая забывания≫ приобрела значение образца для построения

В дальнейшем графиков выработки навыков, решения проблем в

Школе бихевиоризма.

Появление первой экспериментальной психологической лабо-

Ратории, открытой Вундтом, стало кульминационной точкой в

Развитии ассоцианизма, но одновременно и его логическим завер-

Шением. Это было связано с тем, что Вундт, обосновав возмож-

Ность (исходя из методологии ассоциативной психологии) выстро-

Ить экспериментальные методы изучения психики, в то же время

Доказал, что ассоциация не является универсальным механизмом

Психической жизни. Это положило начало поиску новых теорети-

Ческих постулатов для психологии, а в конечном итоге и ее разде-

Лению на несколько независимых направлений.

Поиски новой методологии были ускорены и убеждением

Вундта в невозможности экспериментального исследования мыш-

Ления и других высших познавательных процессов. Однако уже

Ближайшие ученики Вундта доказали, что такие сложнейшие про-

Цессы, как мышление и воля, также открыты для эксперименталь-

Ного анализа, как и самые элементарные. Доказывали это поло-

Жение и работы Эббингауза. Дискуссии о правомерности этих ис-

Следований и связи полученных в них материалов с данными ин-

Троспективных исследований открыли путь к методологическому

Кризису в психологии.

Контрольные вопросы

Наши рекомендации