Им метод сохранения заключался в том, что через определенный
Промежуток времени, после того как ряд был заучен, вновь пред-
Принималась попытка его воспроизвести. Когда известное коли-
Чество слов не могло быть восстановлено в памяти, ряд снова по-
Вторялся до его правильного воспроизведения. Число повторений
(или время), которое потребовалось для восстановления полного
Знания ряда, сопоставлялось с числом повторений (или временем),
Затраченным при первоначальном заучивании. Данные, получен-
Ные методом сохранения в памяти, сопоставлялись с числом по-
Вторений при так называемом сверхзаучивании, т. е. определя-
Лось, сколько потребуется повторений, чтобы доучить материал
(до полного и безошибочного воспроизведения), если до того он
≪сверхзаучивался≫.
Особую популярность приобрела вычерченная Эббингаузом
кривая забывания. Быстро падая, эта кривая становится пологой.
Оказалось, что наибольшая часть материала забывается в первые
Минуты после заучивания. Значительно меньше забывается в бли-
Жайшие часы и еще меньше - в ближайшие дни. Сравнивалось так-
Же заучивание осмысленных текстов и списка бессмысленных сло-
гов. Эббингауз выучивал текст ≪Дон-Жуана≫ Байрона и равный
По объему список слогов. Осмысленный материал запоминался в
9 раз быстрее. Что же касается ≪кривой забывания≫, то она в обо-
Их случаях имела одинаковую форму, хотя при забывании осмыс-
Ленного материала падение кривой шло медленнее. Эббингауз под-
Верг экспериментальному изучению и другие факторы, влияющие
на память (например сравнительную эффективность сплошного и
Распределенного во времени заучивания).
Эббингаузу принадлежит авторство в ряде других работ и ме-
Тодик, поныне сохраняющих свое значение. В частности, им был
Создан носящий его имя тест на заполнение фразы пропущенным
Словом. Этот тест стал одним из первых в диагностике умственно-
Го развития и получил широкое применение в детской и педагоги-
Ческой психологии. Он разрабатывал также теорию цветного зре-
Ния. Эббингауз - автор небольшого, но блестяще написанного
≪Очерка психологии≫ (1908), а также фундаментального двухтом-
ного труда ≪Основы психологии≫ (1902-1911).
Хотя Эббингауз и не разработал ≪своей≫ психологической тео-
Рии, его исследования стали ключевыми для экспериментальной
Психологии. Они на деле показали, что память можно изучать объ-
Ективно, была также показана важность статистической обработ-
Ки данных с целью установления закономерностей, которым под-
Чинены, при всей их прихотливости, психические явления. Эббин-
Гауз первым разрушил стереотипы прежней экспериментальной
Психологии, созданной школой Вундта, где считалось, что экспе-
Римент приложим только к элементарным процессам, измеряемым
С помощью специальных приборов. Им был также открыт путь к
экспериментальному изучению сложных форм поведения - навыков.
≪Кривая забывания≫ приобрела значение образца для построения
В дальнейшем графиков выработки навыков, решения проблем в
Школе бихевиоризма.
Появление первой экспериментальной психологической лабо-
Ратории, открытой Вундтом, стало кульминационной точкой в
Развитии ассоцианизма, но одновременно и его логическим завер-
Шением. Это было связано с тем, что Вундт, обосновав возмож-
Ность (исходя из методологии ассоциативной психологии) выстро-
Ить экспериментальные методы изучения психики, в то же время
Доказал, что ассоциация не является универсальным механизмом
Психической жизни. Это положило начало поиску новых теорети-
Ческих постулатов для психологии, а в конечном итоге и ее разде-
Лению на несколько независимых направлений.
Поиски новой методологии были ускорены и убеждением
Вундта в невозможности экспериментального исследования мыш-
Ления и других высших познавательных процессов. Однако уже
Ближайшие ученики Вундта доказали, что такие сложнейшие про-
Цессы, как мышление и воля, также открыты для эксперименталь-
Ного анализа, как и самые элементарные. Доказывали это поло-
Жение и работы Эббингауза. Дискуссии о правомерности этих ис-
Следований и связи полученных в них материалов с данными ин-
Троспективных исследований открыли путь к методологическому
Кризису в психологии.
Контрольные вопросы