Хологии неоценим. Учитывая позитивистские установки того вре-
Мени, можно утверждать, что придание психологии статуса экспе-
Риментальной фактически дало ей право остаться среди ведущих
научных дисциплин. Вундт также создал крупнейшую в истории
Психологии школу, пройдя которую молодые исследователи из
Разных стран, вернувшись на родину, организовали лаборатории и
Центры, где культивировались идеи и принципы новой области зна-
Ния. Он сыграл важную роль в консолидации сообщества исследо-
Вателей, ставших психологами-профессионалами. Дискуссии по
Поводу его теоретических позиций, перспектив применения экспе-
Риментальных методов, понимания предмета психологии и многих
Ее проблем стимулировали появление концепций и направлений,
Обогативших психологию новыми научными представлениями.
К началу XX в. психологические лаборатории были созданы во
Многих городах Европы и США. Однако наиболее интересные и
Значимые экспериментальные исследования, проводившиеся в этот
Период, связаны с Германией, точнее, с Г. Эббингаузом (1850-1909).
Эббингауз обучался в университетах Галле и Берлина сначала
По специальности история и филология, затем - философия. После
Окончания франко-прусской войны, в которой он принимал уча-
стие, стал доцентом университета в Берлине (1880), а затем про-
фессором университета в Галле (1905), где организовал неболь-
Шую лабораторию экспериментальной психологии. Он также соз-
Дал первую профессиональную организацию немецких психоло-
гов ≪Немецкое общество экспериментальной психологии≫ и стал
первым редактором ≪Журнала психологии и физиологии органов
чувств≫, который начал издаваться в 1890 г. и получил признание
Среди физиологов и психологов.
Первоначально работы Эббингауза мало отличались от тради-
Ционных исследований, проводимых в лаборатории Вундта. Одна-
ко постепенно содержание его экспериментов изменялось. Соеди-
Нив исследование органов чувств с количественным анализом полу-
Ченных данных, Эббингауз пришел к выводу о возможности экспе-
Риментального исследования не только элементарных, но и более
Сложных психических процессов. Его заслуга именно в том, что
Он отважился подвергнуть эксперименту память.
Случайно в Париже он нашел в букинистической лавке книгу
Т. Фехнера ≪Основы психофизики≫, в которой были сформулиро-
Ваны математические законы об отношениях между физическими
Стимулами и вызываемыми ими ощущениями. Воодушевленный
Идеей открытия точных законов памяти, Эббингауз решил при-
Ступить к опытам. Он ставил их на самом себе.
Исходя из теоретических постулатов ассоцианизма, Эббингауз
Руководствовался идеей о том, что люди запоминают, сохраняют
В памяти и вспоминают факты, между которыми сложились ассо-
Циации. Но обычно эти факты человек осмысливает, и поэтому
Весьма трудно установить, возникла ли ассоциация благодаря па-
Мяти или в дело вмешался ум.
Эббингауз же задался целью установить законы памяти в
≪чистом≫ виде и для этого изобрел особый материал. Единицей
Такого материала стали не целые слова (ведь они всегда связаны с
Понятиями), а части слов - отдельные бессмысленные слоги. Каж-
Дый слог состоял из двух согласных и гласной между ними
(например, ≪бов≫, ≪гис≫, ≪лоч≫ и т.п.). По оценке американского
Ученого Э. Титченера, это стало самым выдающимся изобретени-
Ем психологии со времен Аристотеля. Столь высокая оценка про-
Истекала из открывшейся возможности изучать процессы памяти
Независимо от смыслового содержания, с которым неотвратимо
Связана речь людей.
Составив список бессмысленных ≪слов≫ (около 2300), Эббингауз
Экспериментировал с ним на протяжении пяти лет. Основные итоги
этого исследования он изложил в ставшей классической книге ≪О
памяти≫ (1885). Прежде всего, он выяснил зависимость числа по-
Вторений, необходимых для заучивания списка бессмысленных
Слогов, от его длины, установив, что при одном прочтении запо-
Минается, как правило, семь слогов. При увеличении списка тре-
Бовалось значительно большее число его повторений, чем коли-
Чество присоединенных к первоначальному списку слогов. Число
повторений принималось за коэффициент запоминания.
Специальному изучению подвергалось и влияние так называемо-
Го сверхзаучивания. После того как серия слогов воспроизводилась
Безошибочно, Эббингауз продолжал ее заучивать. Разработанный