Ощущения не только начальный этап познания, но и единствен-
Ный путь приобретения знаний о внешнем мире, единственный
Канал, связывающий с ним человека. Однако, доказывая осново-
Полагающую роль ощущений, Локк рассматривал их как пассив-
Ный процесс, в результате которого появляется более или менее
Точная копия (идея) вещи. Отрицание активности ощущений и
Привело Локка, как будет показано ниже, к отрицанию их объек-
Тивности и мнению о невозможности познать окружающее.
Идеи, которые человек получает из двух источников опыта -
Ощущений и рефлексии, Локк охарактеризовал как простые идеи.
Они являются основой нашего знания. Справедливо отмечая, что
Наши органы чувств дают нам исчерпывающие данные о свойст-
Вах конкретных, окружающих человека, предметов, Локк доказы-
Вал, что и знания о классах предметов, общих законах природы,
Нравственности есть результат логических операций, обобщений
Тех единичных знаний, которые поставляются опытом. Если чув-
Ства - источник знаний, то разум - его руководитель, судья, сис-
Тематизирующий данные чувства. Такое понимание роли разума
Объясняет и внимание Локка к логическим операциям, при помо-
Щи которых происходят систематизация знаний и превращение их
В общие понятия. Однако слабая сторона теории Локка как раз и
проявляется в его попытке раскрыть механизм преобразования
Чувственных, эмпирических сведений о мире в рациональное зна-
Ние о нем.
В результате различных логических операций и способности к
Абстрагированию из простых идей образуются сложные идеи, об-
Щие понятия, которые не могут возникнуть непосредственно из
Ощущений и рефлексии. Рассматривая процесс познания как ре-
Зультат взаимодействия между человеком и природой, Локк под-
Черкивал, что это взаимодействие приводит к реальному знанию,
Которое представляет собой соответствие между идеями и предме-
Тами природы. Если такое соответствие достигнуто, человек при-
Ходит к истинному знанию. Однако это соответствие, по мнению
Локка, практически недостижимо, так как субъективность ощу-
Щений он отрицал, а полной объективности в данных органов
Чувств, как показали его исследования, не существует. Так он при-
Шел к выводу о том, что внешний мир, в отличие от мира внут-
Реннего, полностью не познаваем. Он писал, что, изучая жизнь
природы, люди убеждаются в том, что в ней имеются ≪границы
Темной и освещенной половины мира - познаваемой и непозна-
ваемой≫. Поскольку скрытая часть природы не может быть впол-
Не познана, люди устремились на освещенную часть, которая по-
Знается через опыт, эксперимент, наблюдение, позволяющие вос-
Принимать природу непосредственно в чувственном опыте.
Таким образом, доказывая неограниченные возможности опыт-
Ного знания, Локк недооценил значение активности человеческого
Познания, о которой писал Лейбниц. Поэтому он, вслед за грече-
Ским ученым Демокритом, пришел к выводу о существовании пер-
Вичных и вторичных качеств предметов. Первичные качества нахо-
Дятся в самих вещах и являются их реальными качествами. К ним
Локк относил протяженность, плотность, движение, покой, форму,
Число. Они всегда объективны и не зависят от восприятия челове-
Ка. Вторичные качества не находятся в предметах, их возникнове-
Ние связано со спецификой органов чувств. Это цвет, запах, вкус,
Т. е. качества, которые существуют только в сознании человека и
Которыми он наделяет предметы. Кроме первичных и вторичных
Локк выделял третичные качества, которые рассматривал как ре-
зультат взаимодействия предметов и называл ≪способностями≫,
или ≪силами≫. Примерами третичных качеств являются способ-
Ность солнца делать воск белым, способность огня делать свинец
Жидким. Таким образом, хотя человек и располагает средствами,
Достаточными для практической ориентации в вещах, возможно-
Стей для истинного познания мира у него недостаточно. Во внеш-
Нем мире человек способен объективно познать только предметы в
Их первичных качествах, идеи которых представляют собой точную
Копию реально существующего. Идеи других качеств, так же как
Сложные идеи (субстанция, душа, этика и т.п.), лишь частично по-
Добны своим оригиналам, поэтому знание приоткрывают нам лишь
Небольшую часть свойств окружающих предметов.
Эти размышления привели Локка к выводу о том, что в стро-