Изменить. В то же время, составляя одну из сторон взаимодейст-

Вия человека с внешним миром, страсти как составляющая когни-

Тивной оценки окружающего зависят от точности и истинности

Этой оценки. Таким образом, как говорилось выше, закладываются

основы когнитивного подхода к проблеме эмоций.

Активные состояния Декарт отождествлял с желаниями, кото-

Рые исходят непосредственно от нашей души и зависят только от

Нее. Основное назначение или функцию страстей Декарт видит в

том, ≪что они побуждают и настраивают душу человека желать

Того, к чему эти страсти подготовляют его тело; так, чувство страха

вызывает желание бежать, а чувство отваги - бороться...≫ Страсти

≪приучают душу желать признанного природой полезным и нико-

гда не менять своего желания...≫ В то же время активные страсти

Могут заставить человека совершать поступки, диктуемые разумом

И не связанные с удовлетворением биологически целесообразных

Желаний. Таким образом, эти страсти представляют собой источ-

Ник и волевого, и инстинктивного, стремящегося к самосохране-

Нию, поведения. Они также отождествляются человеком со стрем-

Лениями и аффектами, которые зависят не только от души, но и от

Тела и служат связующим звеном между ними.

Единственным местом, где душа соединяется с телом, является

В концепции Декарта шишковидная железа (гипофиз). Воздействие

Души на протекание рефлекса заключается в том, что своим жела-

Нием она заставляет колебаться железу, направляя перемещение

Животных духов так, чтобы вызвать нужное действие (поведение),

Которое соответствует этому желанию. Тем самым душа изменяет

Направление рефлекса, делая поведение волевым и целенаправ-

Ленным.

Теория страстей служит у Декарта мостом, соединяющим его

Учение о душе и учение о нравственности. Декарт считал этику

≪высочайшей и совершеннейшей наукой, которая предполагает

Полное знание других наук и является последней ступенью к выс-

шей мудрости≫. Поэтому можно считать закономерным обращение

К этической проблематике именно в его последней работе. Выделяя

Шесть первичных страстей - удивление, любовь, ненависть, жела-

Ние, радость и печаль, Декарт считал все остальные страсти про-

Изводными от них либо их разновидностями.

Он подчеркивал, что возникновение и проявление страстей не

Зависят от непосредственных волевых усилий и желаний человека.

Но душа, какой бы слабой она ни была, в состоянии косвенно по-

Влиять на страсти. Так, чтобы подавить в себе страх и проявить

Храбрость, человеку недостаточно иметь одно только желание. Но

Воля может сдержать те движения тела, которые способна вызвать

страсть (например, помешать бегству при страхе). Однако, как

писал Декарт, ≪силы души без познания истины недостаточно≫.

Поэтому в промежутках между приступами страха воля и разум

Принимают меры к тому, чтобы понять причину страха и сделать

Его новый приступ менее опасным. Вместо того чтобы побеждать

Одну страсть другой, что было бы только мнимой свободой, а в

Действительности означало бы постоянное рабство, душа должна

Бороться со страстями собственным оружием, т.е. твердыми пра-

Вилами, основанными на верном понимании добра и зла. Воля

Побеждает аффекты ясным и отчетливым знанием, которое показы-

Вает, какое обманчивое значение получают вещи при страстном

Возбуждении, открывая настоящую цену окружающих предметов.

В своих письмах к принцессе Елизавете о счастливой жизни и к

Королеве Христине о любви и вечном благе Декарт постоянно воз-

Вращался к мысли о том, что цель человеческих стремлений состоит

В покое совести, достигаемом только решением воли жить доброде-

Тельно, в согласии с самим собой. Таким образом, мудрость состо-

Ит в том, чтобы выполнять то, что признано за лучшее, доброде-

Тель - в твердости, а грех - в непостоянстве.

Этические воззрения Декарта тесно связаны с его теорией по-

Знания. Добродетель одновременно является истиной. Если чело-

Век в своих решениях и поступках исходит из познания истины,

Истинных суждений и твердо следует им, он может быть уверен в

Том, что ему не придется раскаиваться или сожалеть о последст-

Виях. Такой человек обретает господство над своими страстями и

Живет, следуя добродетели. Центральная идея этики Декарта -

Господство над человеческими страстями - и рекомендуемые им

Наши рекомендации