Наряду с рациональной интуицией основным методом провер-

ки достоверности полученных знаний Декарт провозгласил дедук-

цию (метод доказательств от общего к частному). При этом интуи-

Тивное знание, порожденное естественным светом разума, благода-

Ря своей простоте более достоверно, чем сама дедукция. Мы мо-

жем, например, интуитивно мгновенно постичь умом, что тре-

Угольник ограничивается тремя линиями, хотя логическое доказа-

Тельство этого факта заняло бы у нас длительный период времени.

Важно помнить, что не из многозначных, а из самых простых и

Доступных вещей должны выводиться наиболее сокровенные исти-

ны. Таким образом, главное требование к интуиции - знания долж-

Ны быть ясными и отчетливыми и постигаться одновременно, а не

Последовательно.

Связь с дедукцией нужна была Декарту для того, чтобы пока-

Зать, что есть много вещей, которые хотя и не самоочевидны, но

Доступны достоверному познанию, если они выводятся из верных

И понятных принципов путем последовательного и нигде не пре-

Рывающегося движения мысли при условии интуитивного позна-

Ния каждого отдельного положения. При этом в дедукции есть

Движение, или последовательность, которой нет в интуиции, и она

Не нуждается в очевидности, т. е. принципы познаются интуитивно,

А положения - и интуитивно, и при помощи дедукции. Таким обра-

Зом, порядок познания, по мнению Декарта, - постепенно сводить

Неясные, смутные положения к более простым и затем, исходя из

Интуитивного понимания простейших, восходить по тем же ступе-

Ням к познанию остальных.

Вера Декарта в безграничные возможности человеческого по-

Знания связана с верой в объективность предложенных им мето-

Дов интуиции и дедукции, с помощью которых человек способен

Достоверно познавать и себя, и окружающий мир, и абстрактные

Нематериальные понятия. В том случае, если интеллект исследует

Телесную вещь, ему нужна помощь внешних чувств, чтобы создать

Ее образ. В этом и состоит роль таких психических процессов, как

Ощущение, память, воображение. В то же время истинное позна-

Ние внешнего мира невозможно, если в него не вмешивается ин-

Туиция; ошибки могут возникнуть из-за того, что человек слиш-

Ком погружен в свое тело и не в состоянии избавиться от заблуж-

Дений, которые оно ему диктует через восприятие.

Но интеллигибельный (мыслительный, разумный) интеллект,

Рассматривающий вещь только разумом, вне ее телесности, может

Ограничиться рассуждением, мышлением. В этом случае память и

Опыт не только не нужны, но могут принести вред. Вред для По-

Знания, по мнению Декарта, может принести и воля, так как она,

Будучи более обширной, чем ум, распространяется и на вещи, ко-

Торые человек не постигает.

Таким образом, Декарт, введя понятие интуиции, фактически

Разделил ее на две части, выделив два вида интуиции - опытную и

Идеальную. Этому разделению способствует его идея о том, что

Хотя только один интеллект способен познать истину, но он при-

Бегает к помощи чувств, воображения и памяти, чтобы не остав-

Лять без употребления ни одно из средств, находящихся в нашем

Распоряжении.

Декарт считал, что всякое переживание может быть схвачено в

Направленной на него рефлексии со стороны его собственной ин-

Туитивной сущности, но не со стороны содержания самого пережи-

вания, его значения для субъекта. Значит, у Декарта содержание

Интуиции направлено не на выражение, а на само выражаемое, в

Стороне остаются форма, глубина переживания, его интенциональ-

Ность, т. е. намерения и мотивы человека. Именно эти аспекты ин-

Туиции стали предметом исследования в дальнейшем, особенно в

Российской психологии.

Таким образом, в его интерпретации интуиция оставляет в сто-

роне содержание психической жизни субъекта, так как на первый

план выходит то, ЧТО воспринимается, а не КТО воспринимает,

Какие переживания он по этому поводу испытывает. При исследо-

вании содержания cogito {я мыслю) подчеркивается мыслю, но не я.

Поэтому и исчезает я, хотя впоследствии именно из этой стороны

теории Декарта - мысли о моем сознании как обо мне - вышел эк-

Зистенциализм Хайдеггера и Сартра. Но, сделав таким образом

Личное самосознание исходной точкой и критерием науки, мы не

в силах объяснить себе содержание самого сознания.

Важной заслугой Декарта стало открытие рефлекса. Признавая

Существование двух независимых субстанций - души и тела, он

Наши рекомендации