Не существовало. Ее важной особенностью в этот период было
Появление сакральности, от которой психология избавлялась при
Переходе от мифологии к научному знанию в VII-VI вв. до н.э.
Зависимость от религии снова поставила вопрос о связи и взаи-
Мовлиянии знания и веры, который и стал важнейшим для ученых
На протяжении всего этого периода.
Одним из характерных стереотипов при анализе Средневековья
Стало представление об однозначно негативном характере разви-
Тия науки и общества в целом в этот период. Однако такое пред-
Ставление не может быть верным хотя бы потому, что на протя-
Жении почти десяти веков социальная ситуация изменялась, изме-
Нялись само общество, его идеология и структура. Говоря о взаи-
Моотношении между религией и наукой, нельзя игнорировать эти
Изменения, обойти как то положительное, что пришло в психоло-
Гию с богословием, так и отрицательное влияние церковного дик-
Тата. Тесный контакт и зависимость от богословия дают основа-
Ния использовать в качестве временных границ при анализе раз-
Вития психологии этапы развития религиозной мысли, в которой
Выделяют этап апологетики, исторически предшествующий Сред-
Невековью (II—V вв.), этап патристики (IV-VIII вв.) и этап схола-
Стики (XI-XIV вв.).
Начало нового этапа в развитии психологии было связано с
Фактическим изменением ее предмета, так как официальной нау-
Кой о душе стало богословие. Поэтому психология должна была
Либо полностью уступить богословию исследование психики, либо
Найти себе некоторую нишу для исследования. Именно в связи с
Поисками возможности для изучения единого предмета в разных
Его аспектах происходили основные изменения во взаимоотноше-
Ниях богословия и психологии.
При появлении христианства ему было необходимо доказать
Свою уникальность и оттеснить другие религии, не совместимые
С ним. С этим связана и нетерпимость к греческой мифологии, так
Же как и к психологическим и философским концепциям, которые
Были тесно связаны с языческой религией и мифами. Поэтому
Большинство известных психологических школ (Ликей, Акаде-
Мия, Сад Эпикура и др.) были закрыты к VI в., а ученые, хранив-
Шие знания об античной науке, переехали в Малую Азию, открыв
Там в греческих колониях новые школы. Ислам, распространенный
На Востоке, не был столь нетерпим к инаковерию, как христиан-
Ство в III—I вв., а потому психологические школы там свободно
Развивались. Позднее, к IX-X вв., когда гонение на античную
Науку, особенно на теории Платона и Аристотеля, закончилось,
Многие концепции вернулись в Европу, некоторые уже в обратном
Переводе с арабского.
На этапе апологетики еще одной причиной антагонизма между
Психологией и богословием была несовместимость знания и веры,
Которая не терпела никакого инакомыслия, никакого сомнения в
Своих догматах. Церковь в то время сурово осуждала не только
Усомнившихся в ее истинах, но даже тех, кто пытался их доказать,
Считая, что стремление к доказательству идет от недостатка веры.
Недаром именно в это время появилось высказывание известного
богослова Тертуллиана: ≪Верую, ибо это нелепо≫.
Однако после упрочения господства христианской церкви, к
V-VI вв., появилась необходимость внести дополнения, разъясне-
Ния или трансформировать некоторые положения христианства.
Нужно было и канонизировать постулаты, вытекающие из новых
Реалий, для того чтобы предотвратить распространение ереси,
Несущей церкви раскол. Так возник новый этап - патристика, т. е.
Учение отцов церкви, в котором богословие начинает обращаться
К знаниям, накопленным в античности.
С этого времени и почти до ХИ-ХШ вв. взаимоотношения
Церкви и науки снова изменяются, причем церковь становится од-
Ним из главных хранителей и распространителей знаний.
Для понимания роли церкви в этот период необходимо помнить
И историческое положение в Европе того времени. Постоянные вой-
Ны делали невозможным создание государств в собственном смысле
Этого слова, не было еще и сильной светской власти вообще. К кон-
Цу VI в. исчезли остатки римской цивилизации, при которой все со-
Стоятельные члены общества умели читать и писать, существовали
Светские учебные заведения, а ученые обращались ко всем членам
Общины. Последним мыслителем этой эпохи был Боэций (VI в.), на