Лась зависимость от общества, которое в обмен на комфорт тре-

Бовало от человека ухода от себя. На следующей ступени человеку

Внушали мысль о необходимости игнорировать знания, накоп-

Ленные обществом; при этом утверждалось, что неграмотность

Также может являться достоинством. На третьей ступени незави-

Симости человека приучали не обращать внимания на обществен-

Ное мнение, на похвалу и порицание людей. С этой целью было

Даже придумано специальное упражнение: ученик должен был про-

сить подаяние у мраморной статуи, которую невозможно разжало*

Бить. При этом успешным считалось поведение, при котором уче-

Ник продолжал свою речь, несмотря на каменное, холодное мол-

Чание статуи. Точно так же учеников приучали не обращать внима-

Ния на насмешки, оскорбления и угрозы, которыми сопровожда-

Лось их появление в городах в рванной и грязной одежде. Факти-

Чески киники, стремясь к независимости, демонстрировали не

Столько самодостаточность, сколько негативную реакцию, негати-

Визм по отношению к обществу, эпатируя общественное мнение.

Не достигалась чаще всего и та нравственная цель, которую они

Ставили перед собой, - обретение свободы и покоя.

Естественно, что такое понимание этических норм не могло

Получить большого распространения. Страницы многих книг того

Времени наполнены анекдотами про бродячую, скитальческую

Жизнь киников и их стремление при помощи различных внешних

Приемов привлечь к себе общественное внимание. Более распро-

Страненным был подход известного греческого философа и пси-

Холога Эпикура, который доказывал, что не негативизм, но отчуж-

Дение, уход от общества есть наиболее этически верный путь духов-

Ного саморазвития и самосовершенствования.

В центре научных интересов Эпикура (341-270 гг. до н.э.) стоя-

Ла проблема исследования критериев нравственного и безнравст-

Венного, на основе которых можно оценивать поведение человека.

Большое значение для этической концепции, развиваемой Эпику-

ром, имел пример его собственной жизни, которую он (как в свое

Время Сократ) стремился выстроить по законам, развиваемым в его

Теории. Он родился и вырос на острове Самос, где его отец был

Военным поселенцем. Начав заниматься науками с 14-летнего воз-

Раста, Эпикур в 18 лет приехал в Афины, учился некоторое время

В Академии, которую возглавлял тогда ученик Платона Ксено-

Крат. Путешествия, преподавательская работа в Малой Азии рас-

3 Ма|>цинконская 63

Ширили его кругозор. Он познакомился с трудами многих крупных

Ученых, однако, называя себя самоучкой, а не последователем опре-

Деленной философской школы, Эпикур подчеркивал оригиналь-

Ность своей концепции, существенно отличающейся от теории Де-

Мокрита, продолжателем учения которого он являлся. В 306 г. Эпи-

Кур окончательно переселился в Афины, где купил дом с большим

Садом, в котором открыл свою школу. Она получила название

≪Сад Эпикура≫. По обычаю того времени на ее воротах была по-

мещена надпись: ≪Странник, тебе здесь будет хорошо: здесь удо-

вольствие - высшее благо≫. Школа Эпикура отличалась от учебных

Заведений Платона и Аристотеля немногочисленностью и своеоб-

Разными отношениями между преподавателями и учениками. Это

Были отношения друзей и соратников, сплоченных общими идея-

Ми и чаяниями, а не учеников и наставников. Недаром сам Эпикур

Считал, что наибольшим благом в жизни является дружба и ду-

Ховное общение.

Будучи последовательным материалистом, Эпикур стремился

Модернизировать учение Демокрита так, чтобы оно отвечало тре-

Бованиям времени, прежде всего новому пониманию места чело-

Века в окружающей среде и роли души в его психической органи-

Зации.

Исследовав разницу между душой животного и человека, Эпи-

Кур выделил четыре части души, три из которых существуют как у

Животных, так и у человека. Это огонь, дающий тепло, пневма,

Обеспечивающая движение, и ветер, позволяющий дышать. Четвер-

тая часть - ≪душа души≫ есть только у человека и связана с чисто

Психическими, а не психофизическими функциями души - чувст-

Вами, мышлением, нравственностью. Таким образом, Эпикур в

Соответствии с задачами психологии своего времени модернизи-

Ровал учение Демокрита, продемонстрировав, как с позиции ато-

Мистической теории можно проанализировать качественные от-

Личия между психикой человека и животных. После работ Платона

Наши рекомендации