Его связи с образом жизни человека, понимаемом в самом широком

Смысле - от еды и питья до природных условий и особенностей

Общения. Таким образом, в учении Гиппократа впервые появились

Мысли о дифференциации, многообразии индивидуальных вариа-

ций общего понятия человек. Поэтому в определенной степени

Можно говорить и о том, что Гиппократ был первым психологом,

заговорившим об индивидуальных различиях, о дифференциаль-

Ной психологии.

Ведущие психологические теории античности

(классический период)

Принципиально новый подход к психике человека начал скла-

Дываться с III в. до н.э., точнее, с появления теорий Сократа и

Платона.

Сократ (469-399 гг. до н.э.) впервые поставил под сомнение

Истинность прежней точки зрения на человека, рассматривающей

Его лишь как одно из звеньев в цепи всеобщих закономерностей, и

Доказывал, что ничего важнее исследования именно человека, его

Души быть не может. Он также считал, что естественные законы

Не могут быть полностью распространены на человека, который

Подчиняется и другим законам, законам разума.

Большинство ученых, анализировавших взгляды Сократа, под-

Черкивали, что успех его воззрений невозможно понять в отрыве от

Его личности. О необыкновенно сильном воздействии Сократа на

Окружающих говорят буквально все воспоминания о нем. Он ро-

Дился в столице Греции, Афинах. Получив обычное для того вре-

мени начальное образование, Сократ стал воином, участвовал в

Нескольких битвах и показал себя храбрым и выносливым солда-

Том. Хотя само военное дело не интересовало его, он считал своим

Долгом участвовать в тех начинаниях, которые признаны были

Важными и обязательными для всех законами Афин. Такое же отно-

Шение впоследствии стало характерным для него и в других сферах

Общественной жизни, в том числе и в его поведении на суде. В воен-

Ных походах впервые проявились способность Сократа полностью

Погружаться в свои размышления, не обращая внимания на окру-

Жающее, а также его особый способ беседы, помогающий собесед-

Нику прийти к определенному мнению.

По возвращении на родину он принял активное участие в куль-

Турной и политической жизни Афин, где в тот период наиболее

Распространенной философской школой была софистика, с пред-

Ставителями которой полемизировал Сократ. При этом он далеко

Не всегда соглашался с мнением большинства в народном собрании

И в суде присяжных, что требовало немалого мужества, особенно

в период правления ≪тридцати тиранов≫. Свое несогласие с боль-

Шинством Сократ считал результатом того, что он всегда стре-

Мился к соблюдению законов и справедливости, о которых часто

Не заботится большинство людей. Его необычный вид, стремле-

Ние к активному общению и способность воздействовать на слу-

Шателей привлекали к нему людей. У него было множество учени-

Ков из разных слоев общества, следовавших за ним и стремивших-

Ся понять и продолжить его учение. Однако неприятие его взгля-

Дов большей частью сограждан, его отказ от денег за обучение,

Открытая позиция и диалогичность процесса обучения привели к

Тому, что в 399 г. до н.э. он был обвинен в непочтении к богам и

Развращении юношества и приговорен судом к смерти 361 голо-

Сом из 500. Сократ мужественно принял приговор, выпив яд, хотя

Многие ученики стремились спасти его, устроив побег из Афин.

Достойное поведение Сократа на процессе, так же как и его смерть,

Способствовало широкому распространению его взглядов, по-

Скольку доказывало, что жизнь Сократа неотделима от его теоре-

Тических этических воззрений. Один из его учеников впоследствии

Написал, что как другие создают музыку при помощи своих музы-

Кальных инструментов, так Сократ создавал мелодию из своей лич-

Ности, своей жизни.

Сократ не записывал свои рассуждения, считая, что только

Устное общение в живой беседе приводит к нужному результату -

самосовершенствованию человека, в образовании которого он

Выделял две ступени: изучение этики и изучение специальных

Практических жизненных вопросов. О его взглядах нам известно

Из трех основных источников - комедий Аристофана, воспомина-

Ний Ксенофонта и сочинений Платона.

Все авторы подчеркивают, что именно Сократ впервые подо-

Шел к душе прежде всего как к источнику разума и нравственно-

Сти человека, а не как к источнику активности тела, что было

Наши рекомендации