Доказывает субъективность и неполноту наших знаний о мире.
Целеустремленность и погруженность в научные изыскания по-
Могли Демокриту создать одну из первых комплексных психоло-
Гических теорий, в которой были впервые проанализированы все
важные для психологии вопросы - о душе, познании, свободе во-
Ли и регуляции поведения. В то же время, возможно, что именно
Эти качества не позволили ему создать свою школу (Демокрит -
Один из немногих выдающихся ученых того времени, у которого
не было прямых учеников).
Эрудиция Демокрита проявилась и в его сочинениях, к сожа-
Лению, дошедших до нас только в отрывках. Странствия, которые
Первоначально ставились ему в вину, позволили Демокриту стать
Первым систематизатором знаний, накопленных в различных пси-
Хологических и философских системах того времени. Фундамент
Его теории составляет атомистическая концепция, основы кото-
Рой были разработаны учителем Демокрита Левкиппом. Соглас-
Но этому взгляду, весь мир состоит из мельчайших, не видимых
Глазом частиц - атомов. Все многообразие свойств и предметов
Природы, окружающего мира и людей Демокрит объясняет тем,
Что атомы отличаются друг от друга по форме, они могут быть
По-разному ориентированы в пространстве и соединяются друг с
Другом в разных сочетаниях.
По Демокриту, человек, как и вся окружающая природа, состоит
Из атомов, образующих его тело и душу. При этом душа, которая,
Как и в предыдущих учениях, является причиной активности тела,
Строится из мелких круглых атомов, наиболее подвижных, так как
Они должны придать движение инертному телу. Таким образом, с
Точки зрения Демокрита, такая структура души может обеспечить
Выполнение ее важнейшей функции - источника энергии тела.
Мелкие круглые атомы составляют основу не только души, но
И воздуха. Они рассеиваются по всему пространству, попадая при
Вдохе в тело живого существа. При выдохе часть атомов души вы-
Летает из тела, растворяясь в воздухе. Потому дыхание является
Одним из важнейших для жизни процессов, в нем постоянно об-
Новляются атомы души, что обеспечивает психическое и сомати-
Ческое здоровье. Так вновь в греческой психологии появляются
Отзвуки индийской философии, почерпнутой Демокритом в его
Путешествиях. После смерти человека тело уже не может служить
Оболочкой для этих атомов, и душа рассеивается в воздухе, а по-
Тому душа тоже смертна.
Душа есть не только у человека, но и у всех живых существ.
Причем разница между человеком, животными и более низкими
Формами жизни не качественная (ведь структура души у всех оди-
Накова - это мелкие круглые атомы), а количественная - у челове-
Ка атомов души больше, чем у животных.
Этот количественный, а не качественный подход к объяснению
Различий характерен и для теории познания Демокрита, и для
Всего первого периода развития античной психологии, в котором,
Как уже отмечалось выше, не ставился под сомнение тот факт, что
Законы, которые определяют жизнь человека, те же, что и для ос-
Тальной природы. Это тот самый Логос, о котором Гераклит пи-
сал, что ≪даже солнце не может нарушить Логос≫, даже боги под-
Вержены его законам, а тем более человек и его окружение, как
Социальное, так и природное.
Демокрит считал, что душа находится в нескольких частях
Тела - в голове (разумная часть), груди (мужественная часть), пе-
Чени (вожделеющая часть) и в органах чувств. При этом в органах
Чувств атомы души находятся очень близко к поверхности и могут
Соприкасаться с микроскопическими, не видимыми глазу копиями
окружающих предметов {эйдолами), которые носятся в воздухе,
Попадая и в органы чувств.
Эти копии отделяются (истекают) от всех предметов внешнего
мира, а потому данная теория познания называется теорией исте-
чений. Соприкосновение эйдолы с атомами души и составляет ос-
Нову ощущения, именно таким образом человек познает свойства
Окружающих предметов. При этом все наши ощущения (в том чис-
Ле зрительные и слуховые) являются контактными, так как ощуще-
Ние не может происходить без непосредственного соприкосновения
Эйдолы с атомами души. Эйдолы могут попадать не только в орга-
Ны чувств, но и в другие части тела - тогда наши ощущения бывают
Неправильными, они обманывают нас. Так, по мнению Демокрита,
И возникают иллюзии и ошибки восприятия. Тот факт, что эйдолы
Могут относиться ветром далеко от предмета, копиями которого