Причины и способы коррекции негативных проявлений в поведении

Причины Способ коррекции Рекомендации и мероприятия
I группа. Отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы, чрезмерно выраженные индивидуально типологические особенности, вплоть до акцентуаций характера, психопатий.   Направить к патопсихологу или психоневрологу. Организовать комплекс медикопедагогических воздействий.  
II группа. Педагогически неверные формы и методы воздействия.   Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Педагогический такт в общении с ребенком. Пересмотр позиции и поиск выхода из создавшейся ситуации.  
III группа. Значительные пробелы в овладении этическими знаниями. посредством внешних стимулов. Несформированность нравственных представлений, навыков поведения. Помощь в избавлении от недостатков посредством внешних стимулов. Кропотливая работа по восполнению пробелов в воспитании. Систематический контроль, постоянная поддержка ребенка в его стремлении овладеть своим поведением.  
IV группа. Изменения личности связаны с искажением ее представлений о взаимоотношениях с окружающими. Уверенность в своей правоте, не видит своих отрицательных качеств. Ищет причину своих недостатков во внешних обстоятельствах.   Перевоспитание личности. Налаживание взаимоотношений со школьником, начиная с корректировки своего собственного отношения к нему. Создание условий, благоприятных для такой работы.  

ЗАДАНИЕ 14. СОЧИНЕНИЕ - РАССУЖДЕНИЕ

Прочитайте две статьи, описывающие модели поведения учителя, лидера. Какие из них проявляются в Вашей личной практической педагогической деятельности? Хорошо это или плохо? К каким трудностям Вас приводит подобное поведение, чему оно препятствует? Как Вы думаете, что Вам лично нужно делать, чтобы преодолеть эти стереотипы, ошибки?

В.А. Кан-Калик приводит восемь моделей стереотипов поведения учителя, объясняющих столь мучительные для каждого начинающего педагога «не получается», «не слушаются», «не хотят ничего делать».

  1. «Монблан». Подобно горной вершине возвышается такой учитель над классом. Он парит в мире знаний, науки, он находится на недосягаемой высоте, его мало интересует личность ребенка, и свои функции он видит лишь в сообщении информации.
  2. «Китайская стена». Она как бы вырастает между учителем и классом. Такой педагог не преминет подчеркнуть свое информационное превосходство над ребятами, снисходительно-покровительственно относится к ним. И они отвечают равнодушием и отчужденностью. О творческом контакте и речи быть не может.
  3. «Локатор». Учитель увлечен только сильными – теми, кто интересуется его предметом, готов их спрашивать без конца, вести кружки, факультативы. Другой «локатор» озабочен, наоборот, слабыми. Дополнительные занятия, консультации, индивидуальные тетради поглощают всё его время и внимание. Беда такого педагога в том, что он не может работать с коллективом в целом.
  4. «Тетерев». Учитель слышит только себя и не заботится о том, как его слово отзывается в душах детей. Личностное влияние такого учителя слишком мало.
  5. «Робот». У робота есть подробный план действий, сформулированы педагогические задачи, продумана логика решения. Он озабочен непременной реализацией намеченного, не чувствует настроения детей. Не способен уловить изменения в обстоятельствах и перестроиться на решение иных педагогических задач.
  6. «Я сам». Учитель делает себя главным, а порой и единственным инициатором педагогического процесса, пресекая все другие инициативы. Вопросы, задачи, установки, оценки, суждения – всё исходит только от него, а ребята приучаются к одному – ждать требований и инструкций. Об их самостоятельности говорить не приходится.
  7. «Гамлет». Он постоянно сомневается: правильно ли его поймут, верно ли истолкуют замечания, не обидится ли кто. Не столько содержательной стороной озабочен учитель, сколько отношенческими аспектами.
  8. «Приятель». Дружеские отношения для него – основа педагогического общения. Деловой контакт вторичен. Этот учитель явно недооценивает значение своей личности. Забыто, что человеческая и гражданская культура в единстве с профессиональными знаниями – движущая сила педагогического творчества.

Психолог Дэвид Джэкс также приводит свою классификацию типов лидерства и руководства:



  1. Ведущий или Инструктор.Это «лидер, дающий директиву», полностью управляющий процессом и содержанием встречи. Опасность этой роли заключается в том, что она развивает зависимость членов группы.
  2. Нейтральный председатель. Его стиль заключается в руководстве без определения содержания. Планированием занимается группа.
  3. Создатель благоприятных условий. Эта роль включает в себя внимательное слушание и выявление идей и знаний других людей, а не навязывание собственных.
  4. Советник. Такая роль больше подходит для тесной группы, где целью лидера является выявление эмоциональных проблем на основах, требующих их разделения с группой.
  5. Комментатор. Он находится вне группы и время от времени комментирует динамику работы или сказанное членами группы. Он избегает становиться центром внимания или арбитром.
  6. Блуждающий менестрель. Он движется между парами и группами, наблюдая за ними и помогая при необходимости.
  7. Отсутствующий друг. Во многих группах бывают такие случаи, когда лидер не может посещать занятия. «Отсутствующий друг» - лидер, доверяющий группе эффективно функционировать без необходимости в его физическом присутствии.

А теперь при помощи приведенного ниже опросника определите индивидуальный стиль Вашей педагогической деятельности. Прочитайте характеристику стиля и рекомендации по его совершенствованию. Какие из названных достоинств и недостатков вы часто замечали у себя в ходе проведения уроков? Приведите примеры. Что еще Вам нужно делать (на Ваш взгляд) для дальнейшего педагогического совершенствования? Что нового вы раскрыли в себе в ходе практики? Чего вы ожидаете от других педагогических практик? Изложите свои мысли в форме сочинения, эссе.

Инструкция: Ответы на нижеследующие вопросы помогут выявить индивидуальный стиль работы. Для этого в предлагаемом опроснике отметьте галочками варианты ответов, подходящие Вам (при совпадении двух – трех вариантов отмечайте все колонки). Подсчитав количество галочек в каждой колонке, Вы можете определить свой стиль работы (колонка с максимальным количеством галочек).

ВОПРОСЫ Варианты ответов
ЭИС ЭМС РИС РМС
1. Вы составляете подробный план урока? нет да нет да
2. Вы планируете урок лишь в общих чертах? да нет да нет
3. Часто ли Вы отклоняетесь от плана урока? да да да нет
4. Отклоняетесь ли Вы от плана, заметив пробел в знаниях учащихся или трудности в усвоении материала? нет да да да
5. Вы отводите большую часть урока объяснению нового материала? да да нет нет
6. Вы постоянно следите за тем, как усваивается новый материал в процессе объяснения? нет да да да
7. Часто ли Вы обращаетесь к учащимся с вопросами в процессе объяснения? нет да да да
8. В процессе опроса много ли времени Вы отводите ответу каждого ученика? нет нет да да
9. Вы всегда добиваетесь абсолютно правильных ответов? нет да да да
10. Вы всегда добиваетесь, чтобы опрашиваемый самостоятельно исправил свой ответ? нет нет да да
11. Вы часто используете дополнительный учебный материал при объяснении? да да да нет
12. Вы часто меняете формы работы на уроке? да да нет нет
13. Допускаете ли Вы, чтобы опрос учащихся спонтанно перешел в коллективное обсуждение или объяснение нового учебного материала? да да нет нет
14. Вы сразу отвечаете на неожиданные вопросы учащихся? да нет нет нет
15. Вы постоянно следите за активностью всех учащихся во время опроса? да да нет нет
16. Может ли неподготовленность или настроение учащихся во время урока вывести Вас из равновесия? да да нет нет
17. Вы всегда сами исправляете ошибки учащихся? да да нет нет
18. Вы всегда укладываетесь в рамки урока? нет нет да да
19. Вы всегда строго следите за тем, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно: без подсказок, не подглядывая в учебник? нет да нет да
20. Вы всегда подробно оцениваете каждый ответ? нет да да да
21. Резко ли различаются Ваши требования к сильным и слабым ученикам? да нет нет нет
22. Часто ли Вы поощряете за хорошие ответы? да да да нет
23. Часто ли Вы порицаете учащихся за плохие ответы? нет да нет да
24. Часто ли Вы контролируете знания учащихся? нет да нет да
25. Часто ли Вы повторяете пройденный материал? нет да да да
26. Вы можете перейти к изучению следующей темы, не будучи уверенным, что предыдущий материал усвоен всеми учащимися? да да нет нет
27. Как Вы думаете, учащимся обычно интересно у Вас на уроках? да да да нет
28. Как Вы думаете, учащимся обычно приятно у Вас на уроках? да да да нет
29. Вы постоянно поддерживаете высокий темп урока? да да да нет
30. Вы сильно переживаете невыполнение учащимися домашнего задания? нет да нет нет
31. Вы всегда требуете соблюдения четкой дисциплины на уроке? нет да нет да
32. Вас отвлекает «рабочий шум» на уроке? нет да нет да
33. Вы часто анализируете свою деятельность на уроке? нет да нет да
  РЕЗУЛЬТАТ:    

Примечание:ЭИС – эмоционально-импровизационный стиль, ЭМС – эмоционально-методичный, РИС – рассуждающе-импровизационный, РМС – рассуждающее-методичный.

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ИМПРОВИЗАЦИОННЫЙ СТИЛЬ. Вы обладаете многими достоинствами: высоким уровнем знаний, артистизмом, контактностью, проницательностью, умением интересно преподавать учебный материал, увлечь учеников преподаваемым материалом, руководить коллективной работой, варьировать разнообразные формы и методы обучения. Ваши уроки отличаются благоприятным психологическим климатом.

Однако Вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: отсутствие методичности (недостаточная представленность закрепления и повторения учебного материала, контроля знаний учащихся). Возможны недостаточное внимание к уровню знаний слабых учеников, недостаточная требовательность, завышенная самооценка, демонстративность, повышенная чувствительность, что обусловливает Вашу чрезмерную зависимость от ситуации на уроке.

Рекомендуем Вам несколько уменьшить количество времени, отводимого объяснению нового материала; в процессе объяснения тщательно контролировать, как усваивается материал. Для этого через определенные промежутки времени можно обращаться к учащимся с просьбой повторить сказанное или ответить на вопросы. Никогда не переходите к изучению нового материала, не будучи уверенными, что предыдущий усвоен всеми учениками. Внимательно относитесь к уровню знаний слабых учеников. Тщательно отрабатывайте весь учебный материал, уделяя больше внимания закреплению и повторению.

Повышайте требовательность. Следите, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно, без подсказок и подглядывания.

Старайтесь подробно планировать урок, выполнять намеченный план и анализировать свою деятельность на уроке.

ЭМОЦИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧНЫЙ СТИЛЬ. Вас отличают очень многие достоинства: высокий уровень знаний, контактность, проницательность, высокая методичность, требовательность, умение интересно преподать учебный материал, активизировать учеников, возбудив у них интерес к особенностям предметов, умелое использование и вариьирование форм и методов обучения.

В результате у Ваших учащихся прочные знания сочетаются с высокой познавательной активностью и сформированными навыками учения.

Однако Вам свойственны и некоторые недостатки: несколько завышенная самооценка, некоторая демонстративность, повышенная чувствительность, обуславливающая излишнюю зависимость от ситуации на уроке, настроения и подготовленности учащихся.

Рекомендуем Вам стараться меньше говорить на уроке, давать возможность в полной мере высказаться вашим учащимся, не исправлять сразу неправильных ответов, а путем многочисленных уточнений, дополнений, подсказок добиваться, чтобы опрашиваемый сам исправил и оформил свой ответ.

РАССУЖДАЮЩЕ-ИМПРОВИЗАЦИОННЫЙ СТИЛЬ. Вы обладаете очень многими достоинствами: высоким уровнем знаний, контактностью, проницательностью, требовательностью, умением ясно и четко преподать учебный материал, внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, объективной самооценкой, сдержанностью.

У Ваших учащихся интерес к изучаемым предметам сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками учения. Вы много времени отводите ответу каждого ученика, добиваетесь, чтобы он детально сформулировал свой ответ.

Однако Вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: недостаточно широкое вариьирование форм и методов обучения, недостаточное внимание к постоянному поддержанию дисциплины на уроке.

Рекомендуем Вам чаще практиковать коллективные обсуждения, проявлять больше изобретательности в подборе увлекающих учащихся тем.

Советуем проявлять больше нетерпимости к нарушениям дисциплины на уроке. Сразу и строго потребуйте тишины на каждом уроке, и в конечном счете Вам удастся решить эту проблему.

РАССУЖДАЮЩЕ-МЕТОДИЧНЫЙ СТИЛЬ. Вы обладаете многими достоинствами: высокой методичностью, внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, высокой требовательностью.

Однако Вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: неумение постоянно поддерживать у учеников интерес к изучаемому предмету, использование стандартного набора форм и методов обучения, предпочтение репродуктивной, а не продуктивной деятельности учащихся, нестабильное эмоциональное отношение к учащимся.

В результате у Ваших учащихся сформированные навыки учения и прочные знания сочетаются с отсутствием интереса к изучаемому предмету, отсутствует благоприятный психологический климат.

Рекомендуем Вам шире применять поощрение хороших ответов, не следует в очень резкой форме порицать плохие.

Постарайтесь расширить свой арсенал методических приемов, не ограничивайтесь лишь репродуктивными методами работы: заучиванием наизусть текстов, зазубриванием правил.

ЗАДАНИЕ 15. ИТОГОВАЯ РЕФЛЕКСИЯ

Анализ трудностей

Объекты Трудности
При использовании УМК и других средств обучения  
При планировании уроков  
При проведении уроков  
При анализе/самоанализе уроков  
При общении с детьми  
При общении с коллегами  
При заполнении документации  
Другие трудности  

Наши рекомендации