Развитие мануальных движений в младенческом возрасте

д Развитие мануальных движений в младенческом возрасте - student2.ru ля формирования социальной потребности в общении имеет зна­чение «опережающая инициатива взрослого», предлагающего эмо­ционально насыщенные содержательные формы. М. И. Лисина на­зывает это механизмом опережающей инициативы, создающим зону ближайшего развития ребенка. Иными словами, взрослый строит отношения с ребенком на более высокой ступени, чем та, которой уже реально достиг. Поэтому, если родители на ранних стадиях развития ребенка (первые два месяца жизни) оказываются вдали от него либо не уделяют ему должного внимания (например, в силу постродовой депрессии матери), возрастает риск нарушения форми­рования у него потребности в общении и возникновения тенденций избегания социальных контактов. Очень важно, чтобы взрослый был не просто источником новых впечатлений, но и включал ребенка в эмоционально-положительное пространство взаимодействия. Если комплекс оживления оказывается несформированным, — уже в раннем младенчестве наблюдается нарушение развития моторных, речевых, социоэмоциональных функций, страдают фактически все стороны развития ребенка. Эмоциональное общение со взрослым — фундамент дальнейшего психического развития ребенка, обеспечи­вающий его открытость миру и готовность к взаимодействию с ним.

Социальная ситуация развития младенческого возраста харак­теризуется такой системой отношений с близким взрослым, где все потребности ребенка удовлетворяются взрослым, являющимся «цен­тром всякой младенческой ситуации» (Л. С. Выготский). «Пра-Мы» — существенная характеристика социальной ситуации раз­вития, в которой ребенок и взрослый представляют собой единое целое и все формы активности ребенка в отношении мира опосре­дованы деятельностью взрослого.
^ Ведущая деятельность младенческого возраста — непосред­ственно-эмоциональное общение ребенка со взрослым.
Младенчество включает две фазы — раннее младенчество (2-6 месяцев) и позднее (7-12 месяцев). Эти две фазы принципи­ально отличаются друг от друга.
Первое различие связано с ведущей формой общения (М. И. Ли­сина). В раннем младенчестве — это ситуативно-личностное обще­ние со взрослым. В основе общения лежит потребность в доброжел Развитие мануальных движений в младенческом возрасте - student2.ru ательном внимании взрослого. Во второй фазе младенчества ве­дущей формой общения является ситуативно-деловое общение. Здесь ведущая потребность — общение ребенка по поводу предмета, опре­деляемое деловым мотивом. На передний план выступает не взрос­лый, а деятельность с предметом. Средствами общения являются экспрессивно-мимические; предметно-действенные (позы, во втором полугодии предметные действия и локомоции); вербальные (к кон­цу позднего младенчества).
Второе различие связано с соотношением в развитии сенсори­ки и моторики. В раннем младенчестве ускоренно развиваются сенсорные функции. В позднем (после б месяцев) начинает опере­жающими темпами развиваться моторика — позовые, локомотор­ные и мануальные движения (действия с предметом).
Н. М. Щелованов, изучавший психическое развитие детей в ран­нем детстве, предложил следующую интерпретацию описанной ге-терохронности в развитии моторики и сенсорики [103]. Исследо­ватель считал, что основная часть моторных функций человека кортикализирована, т. е. имеет корковое представительство. Это означает, что они не врождены, а формируются при жизни челове­ка в результате обучения, понимаемого в широком смысле слова. Очевидно, что для обучения необходима ориентировочная деятель­ность, включающая сенсорные процессы. Последовательность раз­вития функций — вначале сенсорика, а потом моторика — явля­ется доказательством положения о специфической форме психи­ческого развития как процессе присвоения социокультурного опыта.
Сенсорные процессы в раннем младенчестве характеризуются высоким уровнем развития. Так, в экспериментах Бауэра было показано, что дети в возрасте двух месяцев обнаруживают констант­ность величины и глубины большую, чем мог полагать эмпирист, хотя и меньшую, чем мог считать нативист. Это дало основание сформулировать положение о двух принципиально отличных по свойствам и механизмам реализации уровнях развития восприя­тия в младенческом возрасте: уровне предперцепции и уровне соб­ственно восприятия. Уровень предперцепции характеризуется дос­таточно высокой глобальной дифференциацией; относительно низ­кой константностью восприятия; отсутствием развернутого обследования предмета по типу моделирования его свойств путем уподобления рецепирующих органов свойствам воспринимаемых предметов (А. Н. Леонтьев). Таким образом, предперцепция пред­ставляет собой стадию развития восприятия до развития манипу-



Наши рекомендации