Психологическое воздействие в деятельности сотрудников органов внутренних дел
Психологическое воздействие является важной составляющей процесса межличностного взаимодействия в правоохранительной деятельности, которое может происходить и без выраженного желания воздействующего субъекта и даже в его отсутствие («его слова запали мне в душу, хотя он даже не догадывается о моем существовании»), Оно произвольное, волевое, как правило, методически подготовленное, часто - инструментально оснащенное. Результаты его ожидаются и прогнозируются.
Исследователями выделяются виды, направленность, формы, методы, приемы, принципы психологического воздействия. Видыпсихологического воздействия:
• По характеру воздействия различают простое (связанное с реализацией детального плана последовательных действий, реализуемых за один сеанс общения), включающее беседу, опрос, допрос, консультацию, экспертизу и пр., обусловленное достижением всего одной или нескольких тактических целей; и сложное (состоит из ряда простых, является средством или способом достижения стратегической цели). Например, для сотрудника - это решение профессиональной задачи: убеждение в необходимости сотрудничества, даче показаний, выдаче улик и пр.
• По объекту психологическое воздействие может быть индивидуально направленным или групповым.
Психологическое воздействие- преднамеренное и целенаправленное вмешательство в процессы психической деятельности
• По форме осуществления психологическое воздействие может быть открытым (обращено непосредственно к сознанию, подвергающиеся воздействию имеют возможность отслеживать применяемые приемы, понимать их направленность и ожидаемый эффект применения), закрытым (приемы, воздействующих на сферу подсознания - косвенное внушение, «косвенный допрос», нейро-лингвистическое программирование и др.) и комбинированным (сочетает в себе одновременно простую и сложную).
• По технической оснащенности различают воздействия простые (субъектные - воздействия личности, слов, приемов, применяемых сотрудником), и инструментальные - воздействия с помощью материальных объектов и условий (предъявление вещественного доказательства), выбора места (квартира, храм, место происшествия и пр.).
• По направленности воздействия может быть индивидуальным или социально-психологическим. Индивидуальное направлено на конкретного человека, социальное - на группу людей. Например, работа так называемых «пиарщиков», пресс-секретарей правоохранительных органов и возглавляющих их должностных лиц связана как раз с оказанием социально-психологического воздействия на общественное мнение.
• По применению норм права психологическое воздействие может быть правомерным (допускаемым законом) и неправомерным (противозаконным). По сути, это центральная проблема в большинстве дискуссий: какое воздействие можно использовать в процессе дознания, предварительного следствия; где правовые и моральные границы; может ли власть в лице своих законных представителей в интересах государственной и общественной безопасности избирать любые методы воздействия на личность?
Законодательство регламентирует формы воздействия, которые допустимы при производстве оперативно-разыскных и следственных действий, хотя в самом Уголовном кодексе нет терминов «психическое» либо «психологическое» воздействие. Понятия «психическое воздействие», «психическое насилие», «давление на психику» и некоторые другие возникают только в Комментарии к УК.
Психическое воздействие правомерно, если оно не ограничивает свободу волеизъявления проходящего по делу лица. Все то, что ограничивает свободу волеизъявления подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля, «подтягивает» их показания в желаемое русло ранее возникших установок следователя, наносит ущерб раскрытию истины и является противозаконным.
Правомерное психологическое воздействие - формирования сознательного отношения допрашиваемого к правосудию, установки на дачу правдивых показаний
К неправомерным способам получения доказательств относятся такие виды психологического воздействия, как насилие, угроза, шантаж, обман, необоснованные обещания, использование религиозных предрассудков, малокультурности допрашиваемого, незнания им своих прав и т. и. Наряду с этим существуют и нравственно-психологические пределы средств воздействия. Издевательское отношение, усугубление тяжелых психических состояний, психический садизм недопустимы. Обнаружение фактов их применения однозначно вынудит поставить вопрос об уголовной ответственности самого сотрудника органов правопорядка. Таким образом, психологическое принуждение рассматривается законодательством в двух планах: с одной стороны, это связано с осуществлением правомерного воздействия на препятствующих правосудию, а с другой - на тех, кто пытается его осуществить противоправными способами.
Вопросы, которые мы только начинаем ставить перед собой, уже имеют длительную историю дискуссий за рубежом. Начало их открытого обсуждения положила знаменитая книга Джона Маркса «В поисках кандидата из Манчжурии», где впервые на подлинном архивном материале было рассказано об опытах ЦРУ по контролю над человеческой психикой и поведением, включая гипноз, наркотики, психопрограммирование и пр. Итогом этих обсуждений стало усиление общественного контроля за деятельностью спецслужб.
Методыпсихологического воздействия: убеждение, принуждение, внушение, постановка и варьирование мыслительных задач.
Выделяют принципы,которыми определяется допустимость использования психологического воздействия в уголовном процессе: законности, научности, целесообразности. Принцип законности', психологическое воздействие должно соответствовать российскому законодательству, международным правовым актам и документам, регламентирующим гарантии осуществления этих прав. Принцип научности предполагает, что все применяемые методы, приемы и специальные психологические техники воздействия на личность научно обоснованы и апробированы. Принцип целесообразности указывает, что воздействие не должно быть чрезмерным. С одной стороны, оно должно быть адекватным физическому и психическому состоянию человека, подвергающегося воздействию, с другой - задачам конкретного использования.
Приемы психологического воздействия— конкретные техники управления психическим состоянием партнера по общению
Приемы психологического воздействия можно разделить на три группы:
1) приемы, содействующие распознанию ложности показаний;
2) приемы преодоления лжи и получения правдивых показаний;
3) приемы оказания мнемической помощи.
Внутри этих групп возможна дополнительная классификация. Так, приемы психического воздействия на противодействующее лицо с целью изменения его позиции и получения правдивых показаний могут быть подразделены на следующие подгруппы:
* приемы, основанные на использовании отдельных психологических качеств личности;
* приемы, основанные на доверии;
* приемы осведомления допрашиваемого о наличии значительной достоверной
доказательственной информации.
Так, допрашивая К, подозреваемого в убийстве, следователь рассматривал фотографии, которые были видны К. лишь с оборотной стороны. Конверт, из которого были извлечены фотографии, с надписью «лично прокурору» лежал на столе. Решив, что эти фотографии изобличают его, К. сознался в преступлении;
* приемы повышенной эмоциональной насыщенности, связанные с предъявлением неожиданной информации, вызывающие острые эмоционально-волевые состояния.
Так, следователем было установлено, что обвиняемый П. вел аморальный образ жизни, сожительствовал одновременно с несколькими женщинами, в том числе сК Зная, что жена П. ревновала мужа к этой женщине, следователь использовал это обстоятельство. Перед тем как вызвать на повторный допрос жену П. (ранее отрицавшую свою осведомленность о преступной деятельности мужа), следователь разложил на своем столе изъятые у П. фотографии К. Увидев их, жена П. сразу же сообщила об известных ей фактах совершения ее мужем преступлений.
Имел ли следователь моральное право использовать такой прием? Не разглашал ли он при этом интимные стороны жизни подследственного лица? Нет, не разглашал. Фотографии К. могли оказаться у него на столе и по другому поводу. Вымогательства показаний от жены П. не происходило. Процессуальные права и законные интересы личности не были нарушены
Итак, сталкиваясь с упорным запирательством, следователь использует «жесткие» приемы психического воздействия, но эти приемы не должны быть связаны с его предвзятой, ригидной позицией. Следователь воздействует не на содержание показаний, а на мотивационную сферу допрашиваемого лица (путем разъяснении преимущества правдивого признания, юридического значения имеющихся улик, использования особой системы их предъявления и т. п.). Существенное значение имеет при этом воздействие на антиципирующую (предвосхищающую) деятельность лица, уклоняющегося от дачи правдивых показаний
Все приемы, основанные на эффекте «блокировки» возможных уклонений допрашиваемого от дачи правдивых показаний, являются правомерными Следователь, предвидя возможные направления уклонений, заранее «блокирует» их, демонстрируя их бесперспективность, и тем самым побуждает к даче правдивых показаний.
* в тех случаях, когда допрашиваемый начинает колебаться в выборе линии поведения, целесообразно использовать прием накопления положительных ответов. Формирующийся стереотип продуктивного взаимодействия может облегчить дальнейшее общение.
Психологически обоснованный тактический прием отличается избирательной направленностью - он должен оказать наибольшее воздействие на психическое состояние допрашиваемого и быть нейтральным в отношении невиновных. Шаблонные приемы, примитивные хитрости не только не действенны, но и показывают тактическую беспомощность следователя.
Итак, во всех сферах жизнедеятельности людей, особенно там, где имеет место тактическое взаимодействие - будь то дипломатия или игра, военное дело или расследование преступлений - неизбежно имеет место психическое воздействие одной стороны на другую.