Аналитическая – медиатор побуждает стороны тщательно анализировать конфликтную ситуацию.
Во-вторых, медиатор должен быть активным слушателем.Ему следует усвоить как содержательную, так и эмоциональную составляющую речи спорящих, а затем продемонстрировать спорящим, что он их действительно услышал.
В этой роли медиатор буквально повторяет или переформулирует утверждения говорящего, чтобы удостовериться у него, что сам медиатор и другая сторона правильно поняли то, что было сказано. Но при этом он старается развести события(или факты), по поводу которых произошел конфликт, оценкуэтих событий участниками и те чувства,которые по поводу этих событий переживают участники.
Функция генератора идей.В этой роли он пытается помочь спорщикам найти иные решения, чем те, которые до сих пор ими рассматривались.
Функция расширения ресурсов спорщиков.Он снабжает участников спора информацией или помогает им разыскать необходимую информацию.
Медиатор контролирует реалистичность высказываемых идей и выполнимость принятых соглашений.
Медиатор обучает стороны процессу ведения переговоров. В этой роли посреднику надо учить стороны думать, действовать и вести переговоры с установкой на сотрудничество.
4. Разрешение конфликта— это процесс нахождения взаимоприемлемого решения имеющего личную значимость для участников проблемы и гармонизация на этой основе их взаимоотношений.
Для того чтобы разрешить конфликт, прежде всего, необходим анализ конфликтной ситуации,который включает следующие направления:
а) Выяснение причин, а не поводов конфликта.
б) Определение зоны конфликта, т.е. включенность определенных сил; следует отграничить деловые стороны конфликта от межличностных сторон.
в) Выяснение мотивов включения людей в конфликт.
Для этого используются основные исследовательские методики,заимствованные из психологии, социальной психологии и социологии - включенное и стороннее наблюдение, беседа, формализованное интервью, тест, анкета, обобщение независимых характеристик, контент-анализ документов, социометрический и графико-аналитическийметоды и др.
Важную роль в разрешении конфликта играют следующие факторы:
• адекватность отражения конфликта;
• открытость общения конфликтующих сторон;
• создание климата доверия;
• определение существа конфликта.
Необходимо принять во внимание основные принципы разрешения конфликта:отделение людей от проблемы; внимание интересам, а не лицам; предложение взаимовыгодных вариантов; использование объективных критериев.
При разрешении конфликта необходимо помнить, что он имеет три основные этапа: возникновение, усиление и затухание. В зависимости от этапа конфликтного противостояния определяется и выбор стратегии разрешения конфликта. Это может быть: демонстрация силы; выжидание; помощь третьих лиц; компромисс и др.
Для успешного разрешения конфликта можно использовать следующие методы:
• перевести конфликт с эмоционального уровня обратно на интеллектуальный.
• необходимо выровнять позиции между оппонентами;
• устранить противоречие, а не ограничиваться примирением сторон;
• устранение противоречия путем компромисса.
В случае, когда разрешение конфликта путем компромисса невозможно, рекомендуется поступить следующим образом:
• ликвидировать объект конфликта.;
• заменить объект конфликта.
• разрешить конфликт путем привлечения третейских судей;
• устранить возможность вступления в контакт субъектов конфликта.
Необходимо иметь в виду, что имеется ряд психологических явлений, затрудняющих адекватное отражение конфликта:
• так называемая «иллюзия собственного благородства»;
• «поиски соринки в глазу другого»;
• упрощение конфликтной ситуации.
Перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Основы конфликтологии»
1. Актуальность познания сущности конфликта в профессиональной деятельности психолога.
2. Отечественные и зарубежные концепции конфликта.
3. Понятие и признаки конфликта. Уровни исследования конфликтов.
4. Характеристика основных функций социально-психологических конфликтов.
5. Характеристика компонентов структуры социально-психологических конфликтов.
6. Динамические характеристики конфликта.
7. Классификация конфликтов: основания, виды.
8. Основные конфликтогенные сферы в жизни педагогического коллектива.
9. Понятие «причины конфликта»: классификация и характеристика причин конфликтов в профессиональной деятельности.
10. Межличностные конфликты в профессиональном коллективе: понятие, психологические особенности.
11. Деловая и личностная основа (совместная деятельность, нарушения в системе общения, психологическая несовместимость) как причины межличностных конфликтов.
12. Конфликтные личности в коллективе: типология, рекомендации по взаимодействию.
13. Акцентуация характера как причина межличностного конфликта. Особенности общения с акцентуированными личностями в педагогическом процессе.
14. Агрессия: понятие, виды. Пути нейтрализации агрессии.
15. Внутриличностный конфликт: понятие, специфика. Виды, причины и последствия внутриличностного конфликта.
16. Профессиональная деятельность как источник негативных переживаний участников педагогического процесса.
17. Механизмы и приемы психологической защиты личности и их характеристика.
18. Эмоционально-волевая саморегуляция в условиях внутриличностного конфликта.
19. Основные источники и причины стресса в профессиональной деятельности психолога и педагога.
20. Особенности личности и поведения участников педагогического процесса как факторы профилактики внутриличностного конфликта.
21. Характеристика конфликта «по вертикали» и «по горизонтали». Ошибки руководителя как причина конфликтов в педагогическом коллективе.
22. Неудовлетворительные коммуникации как причина конфликта в профессиональном коллективе.
23. Характеристика основных этапов процесса принятия решения в профессионально-конфликтной ситуации.
24. Основные стратегии поведения в конфликте. Факторы выбора оптимальной стратегии поведения в конфликтной ситуации.
25. Разрешение конфликтов с помощью третьей стороны (медиация). Базовые принципы медиации.
26. Организационные и психологические приемы разрешения конфликтов.
27. Переговоры как метод разрешения конфликтов. Правила успешного проведения переговоров. Ошибки в переговорном взаимодействии
28. Метод «Принципиальных переговоров»: характеристика основных составляющих
29. Характеристика основных форм завершения конфликта: насилие, разъединение, примирение.
30. Основные условия эффективной профессиональной деятельности психолога в конфликтной ситуации.
31. Манипуляция в профессиональном коллективе. Роль манипуляции в возникновении и разрешении конфликтов.
32. Характеристика манипуляторов. Приемы противодействия манипуляции в деловом общении.
33. Технологии трансакции и бесконфликтного общения профессиональной деятельности участников педагогического процесса
34. Виды педагогических конфликтов
35. Этические нормы поведения участников педагогического процесса в профессионально-конфликтных ситуациях.
36. Нравственная культура и профессионально-нравственная деформация личности.