Правильная литературная речь.

К сожалению, в наше время практически исчезают образцы правиль­ной литературной речи. Все чаще и чаще разговор не только детей, но и взрослых перегружен словами-паразитами, не несущими никакой смысловой нагрузки. Причем отучить детей от употребления этих слов практически невозможно, пока кто-либо из значимых для них взрослых продолжает использовать «слова-паразиты». И не забываем про ударение!

Я-высказывания, Мы - высказывания

Чтобы избежать недоразумений в общении с родителями, желательно подчеркнуть самостоятельность своего решения или наблюдения, говорить «я»: «Я считаю, что сегодня Алеша может идти на прогулку без куртки», а не обобщать, применяя давле­ние на маму или папу: «Сегодня тепло, надо идти без куртки». В том слу­чае, если педагог хочет подчеркнуть, что ответственность за выполне­ние чего-либо лежит на родителях, лучше использовать местоимение «вы»: «Вам необходимо проследить затем, чтобы Женя не намочил руку, ему сегодня сделали прививку».

Если же воспитателю нужно продемонстрировать свою солидарность с родителями, показать, что он заинтересован в оказании помощи ре­бенку, желательно выбрать местоимение «мы»: «Мы с вами можем по­мочь Диме поскорее адаптироваться к новым условиям».

6.Принцип сендвича.

Для рассказа родителям о поведении ребенка, вызвавшем недоволь­ство учителя или воспитателя, можно также использовать «принцип сэн­двича»: хорошая информация о ребенке должна предшествовать плохой, а завершение беседы проходит снова на «хорошей» ноте. Первая часть разговора готовит эмоциональный фон для принятия второй, в процес­се которой педагог говорит только о поступке, а не о личности ребенка, не обобщает информацию, не ставит «диагноза». А третий этап включа­ет выявление сильных сторон ребенка, что может стать опорой для по­иска конструктивного решения проблемы.

ПР: сначала спеть лебединую песню, а затем уже попробовать вместе найти пути решения

ПР: сегодня ваш Алеша отнял грабли у Димы, да еще его стукнул при этом! (вы знаете, ребята проявляют такое трудолюбие, это однозначно ваша заслуга, спасибо, за то что приучили ребят помогать и трудиться. Но, к сожалению, нередко проявляют агрессию, если не поделили инструменты.)

Юмор.

- Юмор - если уместно, вставить анекдот:

Пр: папа вечером забирает ребенка. Здравствуйте, Елена Ивановна, я за Ирой. Ой, вы знаете, Иру уже забрали. Может быть, возьмете Настю. У нас сегодня действует акция: забираете Настю, Сережу получаете в подарок. Плавный переход к первой теме собрания: благодарим наших дорогих родителей за соблюдение режима работы детского сада. А если утром вы будете успевать приходить до зарядки, то все ребята получат заряд бодрости и будут успешнее в течении дня!

- притча Пр: притча об орлиной семье – тема консультации – воспитание самостоятельности у детей 3-4 лет.

- иллюстрации из детской жизни: пр – дети очень подражательны, если один ребенок заскакал по группе, как будто на лошадке, то обязательно еще 2-3 лошадки поскачут рядом.

Опыт публичных выступлений.

Иногда педагоги, не имеющие достаточного опыта взаи­модействия с родителями и обладающие к тому же определенными лич­ностными чертами (стеснительность, неуверенность в себе и др.), со стра­хом думают о предстоящей беседе с какой-либо мамой или бабушкой, а тем более о выступлении на родительском собрании. Для тех, кто испы­тывает неуверенность и даже страх перед публичным выступлением, разработаны некоторые рекомендации:

r тренировать навык уверенного выступления на практике как мож­но чаще;

r записывать и прослушивать свои выступления на аудио- и видео­пленку, анализировать их;

r оставаться самим собой, каким вас знают ваши близкие и сослу­живцы;

r принять то, что казусы при публичном выступлении возможны у каждого;

r сохранять самообладание;

r с достоинством выходить из трудных положений;

r прощать самому себе оплошность (тогда и другие простят).

В случаях возникновения особого беспокойства желательно заранее позаботиться о нескольких «заготовках» начала беседы.

Разные типы слушателей.

Выделяют три типа людей с характерными для каждого из них особенностями взаимодей­ствия с другими людьми: «визуалы», «аудиалы», «кинестетики». К «визуалам» относятся люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Люди, воспринимающие большую часть информа­ции через слуховой анализатор, относятся к «аудиалам». Те, чьим веду­щим каналом восприятия информации являются чувства, ощущения, называются «кинестетиками».

Умение распознавать различные типы людей, в зависимости от до­минирующего канала восприятия, и говорить с людьми на их языке, ис­пользуя их активный словарь — важный фактор успешного общения в системе «педагог—родитель».

Всех слушателей можно разделить начетыре группы:

1. Те, кто не слушает. Они «выключают» оратора и думают о посторонних вещах, мало получая от речи.

2. Те, кто слушает наполовину. Их манера слушать заключается то в пристальном внимании, то в его полном отсутствии. Они понимают фрагменты речи, но не воспринимают идею в целом.

3. Те, кто слушает с пассивным восприятием. Они без возражений принимают то, о чем говорит оратор. Из-за отсутствия критического отношения к речи они практически не соотносят ее со своим собственным опытом.

4. Те, кто слушает вдумчиво. Такой тип слушателя, называемый критическим слушателем, получает максимум пользы из речи.

Очевидно, что навыками рационального слушания владеют только члены четвертой группы. Не стоит расстраиваться, если в аудитории вы видите людей, которые вас не слушают!!! Даже если ваше общение будет полезно хотя бы одному человеку, то оно уже прошло не зря.

ПР: подчеркнуть значимость родителей можно словами: «Вы – главные педагоги в жизни вашего ребенка». Тем самым и возложив на них ответственность.

Важно обращение к родителям за советом, а не наставления (Такие рукодельные наши мамы, поучаствовали в выставке новогодних украшений! Папы, не отставайте – вы сможете нам помочь расчистить участок от снега? нам негде гулять)

Умение слышать и слушать.

Другим не менее важным и одним из ос­новополагающих факторов, влияющих на эффективность взаимодей­ствия педагога с родителями, является умение слушать и слышать собе­седника.

«Лучший спо­соб помочь человеку почувствовать его значимость — это активное слу­шание, сфокусированное на его проблеме».

Внимательное слушание также поможет нам получить важную ин­формацию от родителей.

Открытость, открытая поза, улыбка, внимание к словам – это активный слушатель, с таким педагогом родителю захочется общаться!!!

Каковы принципы эффективного слушания? Принципы эффективного слушания основываются на знании и использовании факторов, определяющих его эффективность. Помимо тех факторов, о которых говорилось выше, в большей степени она зависит от готовности и желания человека слушать. Это в свою очередь определяется комбинацией следующих факторов:

1) отношение слушателей;

2) интерес слушателей;

3) мотивации слушателей;

4) эмоциональное состояние слушателей.

Рассмотрим подробно каждый из перечисленных факторов.

Отношение слушателей. Эффективное слушание требует объективного, непредубежденного, кооперативного отношения слушателей. Самоуверенные люди обычно являются плохими слушателями. В силу собственной предубежденности они не хотят выслушать противоположное мнение. Один и тот же человек может быть объективен в одном вопросе и субъективен в другом. Многие с трудом остаются объективными, если в речи затронуты их личные интересы. Мы становимся необучаемыми, когда думаем, что знаем окончательный ответ на любой вопрос, и теряем интерес к речи.

На отношение слушателя могут влиять его знания и опыт по обсуждаемому вопросу.

Наши рекомендации