Тема 2.2 Методика проведения тренингового занятия

366. Устойчивые межличностные взаимодействия между участниками, которые побуждают их оставаться в группе; своеобразное коллективное выражение личной принадлежности к группе в силу ее привлекательности для участников – это:

o групповые роли

o структурирование группы

o групповая сплоченность

367. Участнику предоставляется право рассказать о себе то, что он захочет, и назвать свое имя, а каждого следующего участника просят повторить имя соседа – это техники знакомства участников тренинга:

o «рассказ автобиографии»

o «запоминание имен»

o «представление участника»

368. Участникам предлагается ответить на вопросы о целях, задачах тренинга и месте каждого в система занятий (Что значило для вас прийти сюда? Что вы думаете и чувствуете сейчас? и др.) – это техники знакомства участников тренинга:

o «вопросы»

o «представление участника»

o «представление партнера»

369. Партнерам в диаде дается время на узнавание друг друга при помощи вопросов, а затем каждый рассказывает о другом или акцентирует внимание собравшихся на своем впечатлении от рассказа партнера – это техники знакомства участников тренинга:

o «представление партнера»

o «представление участника»

o «вопросы»

370. Участник представляет события из своей жизни, свои планы, интересы, давая им личную окраску, т.е. представляет субъективный взгляд на различные моменты своей жизни – это техники знакомства участников тренинга:

o «недирективное фантазирование»

o «написание автобиографии»

o «представление партнера»

371. Участнику предлагается представить себя кем-то или чем-то и предоставить информацию о себе через представленный образ – это техники знакомства участников тренинга:

o «круговая процедура»

o «недирективное фантазирование»

o «представление участника»

372. Каждому участнику дается немного времени для высказываний, он же получает информацию того, чего хотят от него другие; тренер может задать вопросы об ожиданиях участников от занятия или дать задания на осознание целей и способов их достижения – это техники знакомства участников тренинга:

o «круговая процедура»

o «сессия незавершенных дел»

o «представление участников»

373. На заключительной стадии тренинга участники в свободной форме дают оценку событиям, произошедшим за период тренинга – это техники тренинга:

o «круговая процедура»

o «представление участников»

o «сессия незавершенных дел»

374. Средство воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений, опыта в области межличностного общения (Л. А. Петровская) – это:

o метод обучения

o метод психологического воздействия

o коммуникативный метод

375. Строго сориентированная комбинация внешних побуждающих действий, обусловливающих необходимую динамику психических процессов, свойств и состояний (Е.В. Руденский) – это:

o метод психологического воздействия

o метод обучения

o коммуникативный метод

376. Подсознательный процесс проецирования на руководителя чувств, установок, испытанных в прошлом по отношению к значимым для участника людям (Р. Кочюнас) – это:

o контперенос

o консенсус

o перенос

377. Круг функций и видов поведения, которые считаются подходящими для данного члена группы и реализуются в определенном контексте (К. Рудестам) – это компонент групповой динамики:

o актуальная роль

o групповая роль

o норма группы

378. Определите прием обострения дискуссии по представленным фразам (действиям) тренера: «Я не уяснил, что вы имели в виду», «Ваш тезис неясен, уточните его, пожалуйста»:

o «сомнение»

o «альтернатива»

o «демонстрация непонимания»

379. Определите прием обострения дискуссии по представленным фразам (действиям) тренера: «Обоснуйте ваше высказывание», «Что это значит?», «Объясните нам, почему это так»:

o «проблематизация»

o «нет-стратегия»

o «альтернатива»

380. Метод тренинга, который обеспечивает совершенствование психических качеств личности, позволяет освободиться от сильных переживаний, усилить ощущение собственной личностной ценности, развить навыки внимания к собственным чувствам, способствует непрямому удовлетворению антисоциальных импульсов – это:

o проективное рисование

o ролевая игра

o разыгрывание ролей

381. Метод тренинга, который включает игры и этюды на использование двигательной экспрессии как средства коммуникации, основным содержанием которых является отработка навыков снятия эмоционального напряжения и образной передачи чувств – это:

o ролевая игра

o психогимнастика

o разыгрывание ролей

382. Методика воздействия человека на свое физическое и психическое состояние посредством формул самовнушения при условии полного мышечного расслабления – это:

o релаксация

o медитация

o аутогенная тренировка

383. Зондирующая техника, в которой тренер начинает с общих, глобальных вопросов и постепенно сужаете фокус, вплоть до той специфической информации, которую стремитесь получить – это:

o «техника воронки»

o «техника сверла»

o «попкорн-техника»

384. Зондирующая техника, в которой тренер заранее определяет области, о которых необходима дополнительная информация, и постепенно в них углубляетесь, пока не наталкиваетесь на нужный ответ – это:

o «техника воронки»

o «попкорн-техника»

o «техника сверла»

385. Стратегия построения вопросов, в которой используется способ опроса группы в такой последовательности, что каждый участник может предсказать, какой ваш вопрос будет адресован именно ему – это:

o «Отравление ядом»

o «Сердечный приступ»

o «Попкорн-вопросы»

386. Стратегия построения вопросов, в которой участники получают вопросы от инструктора внезапно, безо всякого уведомления («поза, пауза, прыжок») – это:

o «Попкорн-вопросы»

o «Сердечный приступ»

o «Отравление ядом»

387. Стратегия построения вопросов, в которой инструктор предлагает вопрос всей группе, происходит постепенное «дозревание», участники отвечают на заданный вопрос, только когда чувствуют себя полностью готовыми к ответу – это:

¤ «Попкорн-вопросы»

o «Сердечный приступ»

o «Отравление ядом»

388. Для успешности функционирования тренинга в группе должно быть:

o 7-10 человек

o не более 10-18 человек

o 20-25 человек

389. Сценарий тренингового занятия, который предполагает взаимодействие ведущего и членов группы на основе обращенности внимания ведущего к неожиданностям, индивидуально-неповторимым поворотам в настроении и поведении участников; который не сводится к схеме или серии последовательно следующих друг за другом упражнений, а предполагает возможность по ходу работы вносить определенные коррективы в свой сценарий занятия – это:

o «скрытый сценарий»

o межличностный сценарий

o «живой сценарий»

390. Коммуникативная техника по применению вопросов на основе правила Сократа предполагает:

o знание ответов, которые вы хотите услышать от собеседника

o подчеркивание и обобщение всех полученных ответов

o обеспечение дополнительной информации или необходимых разъяснений перед тем, как задавать дальнейшие вопросы

o использование открытых вопросов, чтобы добиться желаемых ответов

o повторение ответов собеседником теми же словами

391. При проведении разминки в ролевой игре реализуются следующие стадии:

Фокусировка внимания участников на задании (теме).

Раскрепощение двигательной активности.

Стимуляция поведенческих реакций.

392. В групповой динамике различаются следующие уровни (Р. Кочюнас):

o отдельная личность и ее внутрипсихическая динамика

o группа и социум

o группа и тренер

o межличностное взаимодействие

o динамика группы как целого

393. Участниками трениговых групп могут быть люди:

o эмоционально стабильные, стремящиеся к познанию

o имеющие отклонения в психическом здоровье

o нуждающиеся в психокоррекции эмоциональных поведенческих нарушений

o те, чья психологическая защита низка, а способность к научению высока

o определяющие гетерогенность состава

394. Традиционно выделяют три типа групповой дискуссии:

o с биографической ориентацией

o дополнительные дискуссии

o свободные дискуссии

o тематические дискуссии

o дискуссии с ориентацией на взаимодействие

395. А.А. Осипова выделяет следующие виды лидеров в группе:

o «белая овца»

o лидер по способности к руководству

o лидер по популярности

o «черная овца»

o лидер по коммуникации

396. Классификация методик в проективном рисовании включает (С. Кратохвил):

o свободное рисование

o тематическое рисование

o фронтальное рисование

o дополнительное рисование

o с коммуникативное рисование

o овместное рисование

397. Групповой сплоченности способствуют следующе факторы:

o знакомство (дружба, симпатия) между отдельными членами группы до начала тренинга

o совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников группы

o достаточный уровень гомогенности состава группы

o атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия

o квалифицированная работа ведущего, использующего специальные психотехнические приемы и упражнения для усиления сплоченности

o возникновение в тренинговой группе мелких

398. Групповой сплоченности способствуют следующе факторы:

o присутствие в группе человека, способного противопоставить себя группе, резко отличающегося от большинства участников

o активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников

o знакомство (дружба, симпатия) между отдельными членами группы до начала тренинга

o привлекательность ведущего как образца, модели оптимально функционирующего участника

o наличие другой группы, которая может рассматриваться как соперничающая в каком-то отношении

o возникновение в тренинговой группе мелких подгрупп

399. Причинами снижения групповой сплоченности могут выступить:

o возникновение в тренинговой группе мелких подгрупп

o знакомство (дружба, симпатия) между отдельными членами группы до начала тренинга

o неумелое руководство со стороны ведущего

o отсутствие единой цели, увлекающей и объединяющей участников, и совместной деятельности, организованной ведущим; вялая групповая динамика

o присутствие в группе человека, способного противопоставить себя группе, резко отличающегося от большинства участников

o гомогенность состава группы

400. Компонентами групповой динамики являются:

o этапы коммуникации

o стации развития

o фазы развития

o цель, структура группы и лидерство в ней

o групповые роли

o личные контакты

o сплоченность группы

o нормы группы

401. В тренинге проявляются контрпереносы:

o наличие у тренера потребности в постоянной поддержке и одобрении

o участники видят в тренере «эксперта», который дает нужные советы, решает все их проблемы

o участники представляют тренера своим «другом», с которым можно создать товарищеские, теплые отношения

o идентификация тренера с проблемами участников

o проявление тренером симпатии к кому-либо из членов группы

o навязывание тренеров советов участникам тренинга

o желание тренера поддерживать отношения с участниками группы за ее пределами

402. Приемы обострения дискуссии таковы:

o «демонстрация непонимания»

o «проблематизация»

o «да-стратегия»

o «демонстрация увлеченности»

o «альтернатива»

o «доведение до абсурда»

o «нет-стратегия»

403. Установите суть составляющих динамики взаимоотношений членов группы:

это податливость проявляется в суммировании каждым участником группового опыта
идентификация выраженная в том, что каждый из участников так или иначе попадает под влияние как ведущего, так и других членов группы
присвоение заключается в стремлении участников к установлению желательных взаимоотношений в группе

404. Определите вопросы участников тренинга, которые возникают при реализации разных видов «скрытого сценария»:

профессиональный «Что думают обо мне как о специалисте?», «Не пострадала ли моя репутация?»
межличностный «Нравлюсь ли я ведущему?», «Умнее ли меня члены группы?»
личностный «Удастся ли мне справиться с эмоциональным напряжением?», «Буду ли я испытывать дискомфорт, если приму участие в этой игре?»

405. Определите содержание этапов подготовки и проведения тренинговых занятий (Л.А. Петровская).

организационно-подготовительный происходит сообщение ведущим принципов, норм работы в группе, обсуждаются ритуалы приветствия и прощания; создание настроя участников на предстоящую совместную работу
вводно-ознакомительный реализуются цели и задачи тренинга, происходит формирование или корректировка коммуникативных знаний, умений, навыков и поведения участников тренинга
основной заключается в подготовке помещения и оборудования для тренинга, подборе участников группы (если необходимо), уточнении содержания работы тренинговой группы

406. Установите соответствие названий и характеристик фаз групповой динамики (С.С. Харин, А.А. Осипова):

фаза структурирования группы проявляется высокая сплоченность группы, связи и сотрудничество; группа выступает как единая система
фаза неуверенности рабочее состояние группы, когда реализуются активность, проявляется ответственность и открытость в выражении чувств
фаза целенаправленной деятельности возрастает дискомфорт, напряжение группы, которая как бы ищет виновного за несбывшиеся надежды на быструю помощь
фаза активизации фаза светского разговора или фасадного общения, участники часто отказываются от личностного самовыражения; проявление лабилизации, участники страшатся предстоящей работы, беспокойны, встревожены

407. Определите характеристику видов ошибок в работе тренера:

методические ошибки личная ответственность за успехи и неудачи группы
методические ошибки попытка применить какой-либо метод в группе без учета ее специфики
ошибки поведенческого плана роль «надсмотрщика», который беспрестанно следит за выражением чувств участниками, корректирует их и не позволяет самим нести ответственность за свои чувства
ошибки поведенческого плана слишком детальные и сложные объяснения заданий

408. Определите характеристику видов ошибок в работе тренера:

методические ошибки затягивание обсуждения проблем
методические ошибки позиция «доминирования» руководителя, при которой создается ситуация обращения участника с вопросом не к самому себе, а к ведущему, в ожидании определенных советов и рекомендаций
ошибки поведенческого плана поспешность применения каких-либо методов без соответствующей подготовки тренера
ошибки поведенческого плана чрезмерная и частая, иногда не обоснованная похвала достижений участников

409. Определите содержание 1-6 процедур, обеспечивающих оптимальную функциональную ориентацию при разработке упражнений (Л.А. Петровская):

дидактическое упражнение на формирование у участников определенной когнитивной схемы, необходимой на последующих этапах тренинга
демонстрация на активизацию у участников индивидуальной мотивации на обучение
мотивирование- на вскрытие проблемы каждого участника или ведущего группы
проблематизация на выработку и закрепление на поведенческом уровне того или иного навыка
феноменология на фиксацию в сознании участников какого-либо факта поведения, результата взаимодействия
Тренаж на определение природы какого-либо психологического механизма диалогического группового взаимодействия

410. Определите содержание 7-12 процедур, обеспечивающих оптимальную функциональную ориентацию при разработке упражнений (Л.А. Петровская):

Синтез на поддержание групповой атмосферы
личностная психокоррекция на реализацию участниками усвоенных знаний и отработанных целей
психодинамика на явления и события, поведенческий рисунок, которые определенным образом моделируются в логике программы
предметное содержание на изменение определенной личностной особенности
групподинамический эффект на последствия от проведения упражнения
рамки вариаций упражнения на потенциальные возможности упражнения, обусловленные его содержанием

411. Логика построения группового процесса в тренинге такова:

Построение модели идеального поведения во внешнем плане.

Модификация поведения участников группы в сторону максимального приближения к эталону и закрепление его во внутреннем плане.

Происходит выведение неконструктивных элементов и моделей поведения из внутреннего плана во внешний.

412. Установите последовательность фаз групповой динамики в тренинге:

структурирования группы (развития связей и сотрудничества)

фаза неуверенности (ориентации и зависимости)

фаза активизации (конфликта и протеста)

целенаправленной деятельности на основе высокой сплоченности группы

413. Установите последовательность действий тренера при разработке упражнения:

Выделить общие характеристики, структуру и место упражнения в общей программе тренинга или теме заня-тия.

Продумать схему инструктивного управления и определить функциональную направленность ведущего при реализации упражнения.

Выдвинуть общую идею и осуществить проектирование ее предметного содержания, реализующее основное назначение и функциональные задачи упражнения.

Определить методы реализации упражнения.

Продумать техническое и инвентарное сопровождение.

414. Установите стадии развития групповой динамики:

Активизация непосредственного выражения чувств, возникших от взаимодействия с другими членами группы.

Доверие и эмпатия.

Инкаутер социальных масок.

Поиск каждым участником собственных путей для выражения эмоциональной открытости.

Стадия встречи истинных «Я».

415. Схема обсуждения занятия такова:

Указать на какие-либо общие недостатки и ошибки (но без персонификации).

Сказать о своих чувствах.

Дать оценку чувств и эмоционального состояния группы.

Остановиться на индивидуальных особенностях выполнения, отмечая положительные моменты и поощряя участников.

Дать высказаться каждому.

Отметить общие положительные достижения.

Найти сходные моменты в выполнении упражнений каждым.

Подчеркнуть, что эти упражнения на следующем занятии нужно выполнять еще лучше.

416. Установите последовательность фаз разработки тренинговой программы:

Разработка системы коррекционных воздействий.

Оценка программы тренинга.

Выбор методов.

Оценка потребности в тренинге.

Спецификация целей тренинга.

Проведение тренинга.

417. Установите последовательность структурных компонентов тренингового занятия:

Предложение ведущим темы занятия

Приветствие.

Основная (рабочая) часть

Подведение итогов занятия

Резюмирование ведущего.

Прощание.

Опрос самочувствия.

Разминочные упражнения.

418. Определить шаги тренера во вводной части тренингового занятия:

Рассказать о себе.

Определить условия проведения тренинга.

Показать актуальность проблемы.

Представить программу тренинга.

Пробудить интерес.

Уменьшить беспокойство членов группы.

Позаботиться о гигиенических факторах и обсудить правила группы.

Познакомить участников.

419. Определите содержание процедур при разработке плана занятия:

Спланировать условия для создания комфортной атмосферы занятия.

Осуществить целеполагание.

Продумать способы изложения теории, с помощью которой можно объяснить действия ведущего.

Подобрать игры и психогимнастические упражнения.

Выбрать упражнения.

Продумать способы вовлечения участников занятия в обсуждение проблем.

Определить варианты завершения работы на занятии (завершающие упражнения, прощание с каждым участником и со всеми), методы оценивания.

Наши рекомендации