Тема 2.1 Основы технологии социально-психологического тренинга

317. Метод игрового моделирования психогенных ситуаций в целях развития психологической компетентности и формирования и совершенствования различных психологических качеств, умений и навыков у людей, включенных в эти ситуации в роли участников или зрителей – это:

o ролевая игра

o деловая игра

o тренинг

318. Форма групповой коррекции коммуникативного действия человека, эффективного конструирования самоактуализирующейся, самоадаптирующейся личности – это:

o тренировка

o тренинг

o психологическая помощь

319. Форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников – это:

o профессионально-педагогическое общение

o социально-коммуникативный тренинг

o психологическая помощь

320. Специально созданная малая группа, участники которой при содействии ведущего-психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании – это:

o тренинговая группа

o группа поддержки

o группа личностного роста

321. Развитие или движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между, собой и психотерапевтом, а также внешними воздействиями на группу (С.Кратохвил) – это:

o сплоченность группы

o структурирование группы

o групповая динамика

322. Универсализация, внушение надежды, альтруизм, сплоченность, предоставление информации, межличностное обучение, развитие навыков общения, подражательное поведение, катарсис – это перечень:

o компонентов социального механизма отражения

o основных психотерапевтических факторов тренинговой группы (И.Ялом)

o направления конструктивного влияния тренера

323. Направлен на совершенствование личностных качеств и самосознания человека; в его процессе и в результате участники четче осознают собственное «Я», свое место в мире, свои потенции и возможные перспективы, прорисовывают ведущие цели своей жизни – это характеристика:

o обучающий тренинг

o тренинг личностного развития (тренинг личностного роста)

o коммуникативный тренинг

324. Нацелен на приобретение участниками новых знаний, развитие умений и (или) приобретения навыков в определенных областях активности человека – это характеристика:

o обучающий тренинг

o тренинг делового общения

o тренинг индивидуального стиля

325. Небольшое временное объединение людей, имеющее назначенного руководителя, общую цель межличностного исследования, личностного научения, роста и самораскрытия (К. Рудестам) – это:

o психо-коррекционная группа

o тренинг

o структура группы

326. В основе групповой формы работы в тренинге данный аспект проявляется в том, что группа как функциональное образование, развивается по определенным законам, групповая «жизнь» помогает человеку лучше узнать себя, увидеть себя глазами других, успешнее осознать свои позитивные и негативные качества, сознательно подходить к их коррекции – это:

o организационно-педагогический аспект

o экономический аспект

o социально-психологический аспект

327. Непрерывное получение участником информации от других членов группы, анализирующих результаты его действий – это принцип работы тренинговой группы:

o постоянная обратная связь

o диалогизация взаимодействия

o информационная связь

328. Происходит анализ реального поведения, конкретных действий и поступков участников в условиях жизни в данной группе – это принцип работы тренинговой группы:

o персонификация высказываний

o констатация реальности

o принцип «здесь и сейчас»

329. Каждый работает на протяжении всего тренинга от начала до конца, не опаздывает, не пропускает занятий– это принцип работы тренинговой группы:

o дисциплинированность

o постоянство состава

o организованность поведения

330. Отказ от безличных речевых форм, использование высказываний от первого лица, выражение своего личного мнения («Я считаю…», «Мое мнение…») – это принцип работы тренинговой группы:

o персонификация высказываний

o личностная открытость

o акцентирование языка чувств

331. Важны собственные эмоциональные проявления участников, а в качестве обратной связи важно обращать внимание на эмоции других участников с помощью образных ассоциаций – это принцип работы тренинговой группы:

o принцип активности

o личностная открытость

o акцентирование языка чувств

332. Интенсивное включение участника в групповой процесс вслушивания, всматривания в себя и в партнеров, проявлении эмпатии, позитивного отношения к ним– это принцип работы тренинговой группы:

o принцип активности

o принцип эмпатии

o принцип позитивизма

333. Все, что происходит на тренинге, остается в пространстве тренинга; за пределами группы содержание общения не обсуждается, чтобы не нанести моральный вред участникам– это принцип работы тренинговой группы:

o тактичность

o закрытость

o конфеденциальность

334. Возможность соотнести поведение каждого участника группы с эталоном и при нарушении выбрать соответствующие меры воздействия, а также контролировать активность участников обеспечивают:

o групповые нормы

o указания тренера

o нравственная воспитанность участников

335. В.В. Никандоров выделяет следующие виды тренингов по ведущей цели:

o директивный

o психокоррекционный,

o методический

336. Основу социально-психологического тренинга составляет теория обучения Д.Н. Узнадзе о двух уровнях человеческого поведения:

o импульсивном (возникающем на уровне установки)

o объективированном

o субъектным

o рефлексивным

337. В.В. Никандоров выделяет следующие виды тренингов по числу участников

o аутотренинг;

o фронтальный

o социальный

o индивидуальный

o групповой

338. В.В. Никандоров выделяет следующие виды тренингов по временному режиму:

o прерывистый

o кратковременный (разовый)

o циклоидный (многоразовый)

o долговременный («марафон»)

o временный

339. Акцент работы в тренинговой группе сделан:

o на психотерапевтической помощи участникам

o на развертывании взаимоотношений между участниками группы, которые пребывают в ситуации «здесь и теперь»

o на решении лечебных задач

o на объективизации субъективных чувств и эмоций участников относительно друг друга как материале для анализа

o на создании атмосферы раскованности и свободы общения, искренности в отношениях участников друг к другу и психологической безопасности на основе индивидуального выбора как степени включенности в групповой процесс

340. С.И. Макшанов объединяет принципы тренинга в 4 группы:

o организационные принципы

o принципы проектирования

o принципы создания среды тренинга

o принципы поведения участников

o этические принципы

o коммуникативные принципы

341. В.В. Никандоров выделяет следующие виды тренингов по числу ведущих:

o с несколькими ведущими

o с «искусственным ведущим»

o аппаратурный

o дистанционный

o без ведущего

o с одним ведущим

342. В.В. Никандоров выделяет следующие виды тренингов по типу объекта психологического воздействия:

o с индивидом,

o с искусственным ведущим

o с детской группой

o с искусственной экспериментальной группой,

o с реальной группой,

o с организацией

o с учебно-тренировочной группой

343. Тренинг имеет следующие эффекты, проявляющиеся, несмотря на различия концепций проведения:

o установление долговременных связей

o рост социально-психологической компетентности

o развитие внутренней свободы, уменьшение числа штампов и зажимов

o развитие организационных способностей

o повышение самооценки и уверенности в себе

o повышение поисковой активности, ориентация на активную позицию

o повышение опыта саморегуляции

344. Характерными особенностями психо-коррекционной группы являются:

o облегченность выражения эмоций

o направленное воздействие тренера

o действие групповых норм и принципов

o ощущение принадлежности к группе

o обязательность самораскрытия

o апробирование новых форм поведения

o санкционированное групповое осуществление межличностных сравнений

345. Проявление специфики работы в тренинговой группе таково:

o главное – процессы анализа происходящего в группе в соответствии со стадиями ее развития

o учебные цели не предполагают учет интересов участников

o основу обучения составляет теория групповой динамики

o в процессе взаимодействия решаются групповые задачи, выходящие за пределы индивидуальных проблем каждого

o учебные цели группы определяются на основе интереса участников

o круг вопросов определяется с учетом интересов руководителя

o круг вопросов охватывает сферу взаимоотношений, роли человека в организации, внутренние проблемы самой организации

o целевые интересы отдельных участников связаны с расширением самосознания, установок и повышением поведенческой компетентности

346. В тренинге реализуются следующие функции:

o диагностическая

o коммуникативная

o направляющая

o дидактическая

o воспитывающая

o развивающая

o профессиональная

o реабилитационная

347. Определите характеристики психотерапевтических факторов тренинговой группы:

Универсализация создаваемая в тренинге атмосфера принятия и поддержки позволяет преодолеть чувства одиночества и тревоги, удовлетворяя важную потребность в социальной близости
сплоченность люди приходят в группу каждый со своими проблемами, но скоро осознают, что и у других есть такие же трудности, такое же ощущение собственной несостоятельности и отчужденности от других

348. Определите характеристики психотерапевтических факторов тренинговой группы:

Альтруизм человек проявляет в группе долгое время сдерживаемые чувства вины, враждебности и т. д. или недопустимые» побуждения, что приносит чувство облегчения и освобождения
Катарсис целительным действием обладает сознание того, что каждый в группе может быть нужен и полезен другим

349. Определите характеристики психотерапевтических факторов тренинговой группы:

предоставление информации члены группы совершенствует свои навыки жизни в обществе, приобретают большую уверенность в социальных контактах и как следствие, большую уверенность в себе
развитие навыков общения человек получает возможность в безопасных условиях получить откровенную информацию о себе, тем самым совершенствуется представление о том, как его воспринимают другие люди

350. Определите характеристики психотерапевтических факторов тренинговой группы:

межличностное обучение человек, желая получить одобрение, начинает экспериментировать со всеми имеющими место в группе моделями поведения, наблюдая за поведением руководителя или особо популярных членов группы
подражательное поведение человек получает возможность исследования эмоциональных реакций и новых форм поведения, пережить свой собственный опыт и наблюдать за переживаниями других людей, тем самым начинает понимать и овладевать собственными переживаниями

351. Определите содержание направлений современного развития социально-коммуникативного тренинга:

решение конкретных проблем формирование навыков и умений реализуется с помощью конструктивных коммуникативных техник, использованием принципов бихевиоризма (моделирования, домашних заданий и обязательной обратной связи
развитие личности, ее самопознание и самораскрытие реализуется через принципы гуманистического и экзистенциального подходов и идею об особом психотерапевтическом эффекте группы

352. Распределите группы тренинга по функции руководителя:

центрированы на руководителе группы тренинга умений, группы встреч, телесной терапии, танцевальной терапии, гештальт-группы, группы психодрамы, терапии искусством
ориентированы на участника тренинг-группы, группы встреч

353. Установите специфику структур тренинговой группы:

формальная структура основу составляют межличностные интересы членов группы
неформальная структура базируется на нормативных отношениях между ведущим и участниками

354. Установите целевую направленность видов социально-педагогического тренинга (Д.Б. Парыгин):

тренинг коммуникативной компетентности направлен на коррекцию стиля в межличностном общении и формирование навыков общения с людьми разных стилей
тренинг индивидуального стиля затрагивает когнитивный, эмоциональный и поведенческий (конативный) аспекты
тренинг самореализации личности направлен на личностный рост, «делание себя и своей жизни»

355. Установите целевую направленность видов социально-педагогического тренинга (Д.Б. Парыгин):

тренинг делового общения ориентирован на усвоение знаний по эффективным способам совместной деятельности и кооперации
когнитивный тренинг имеет целью коррекцию социально-психологических характеристик группы с учетом диагностики ее состояния
постдиагностический тренинг направлен на повышение общей коммуникативной компетентности и выработку умений согласовывать свои действия с деловыми партнерами

356. Определите характеристики функций тренинга:

Диагностическая проявляется в оказании психотерапевтической поддержки участников тренинга
Воспитывающая связана с формированием у субъектов инициативности, потребности в общении, чувства групповой сплоченности, ответственности за свой вклад в решение общегрупповых задач
Реабилитационная проявляется в самопознании своих особенностей как активной позицией человека, позволяющей ему изменять, корректировать свою деятельность в процессе общения

357. Определите характеристики функций тренинга:

дидактическая связана с формированием знаний, навыков и умений межличностного общения
развивающая связана с формированием деловых качеств индивида
профессиональная проявляется в формировании психических процессов и личностных качеств

358. Определите характеристики представленных направлений самовосприятия личности в тренинге:

восприятие своего «Я» через соотнесение с другими использует информацию, передаваемую окружающими в виде обратной связи
восприятие себя через восприятие другими использует другого в качестве модели, удобной для наблюдения и взгляда со стороны, что дает возможность идентифицировать, сопоставить себя с другими
восприятие себя через результаты деятельности использует оценку того, что сделано для познания своих возможностей, формировании позитивной самооценки

359. Определите характеристики направлений развития личности участников социально-психологического тренинга:

Когнитивное прочувствование и проживание, переживание и оценивание новых знаний о себе и о других, отслеживание своих неуспехов и недостатков, переживание снижения как своей общей самооценки, так и частных самооценок
Эмоциональное расширение поведенческого репертуара за счет осознания неэффективности, нежелательности некоторых привычных способов поведения
конативное получение новой информации посредством постановки исследовательских задач, направленных на повышение информативности общения в целом, на анализ ситуаций о себе, о психологии

360. Установите специфику групп в типологии (отражающей исследовательскую ориентацию человеческих отношений в группе):

личностная и межличностная ориентация предполагает учет влияния на поведение человека взаимодействия его группы с другой группой (соревнование, сотрудничество)
групповая ориентация их эффективность выражается в том, что у участников появляется открытость и прямота в отношениях к себе и другим людям, расширяется осознанность потенциалов своего роста, происходит тренировка различного рода социальных взаимоотношений и их диагностика
межгрупповая ориентация дает возможность увеличить способность к действиям в группе путем создания психологического климата

361. Укажите, к каким группам принципов относятся представленные принципы тренинга (С.И. Макшанов):

1 организационные принципы   А принцип конфиденциальности
2 принципы создания среды тренинга Б принцип физической закрытости
3 принципы поведения участников В принцип моделирования, принцип активности
4 этические принципы Г принцип системной детерминации

362. Укажите, к каким группам принципов относятся представленные принципы тренинга (С.И. Макшанов):

организационные принципы принцип исследовательской позиции, принцип объективизации (осознания) поведения
принципы создания среды тренинга принцип комплектования группы
принципы поведения участников принцип ненанесения ущерба
этические принципы принцип реалистичности

363. Укажите, к каким группам принципов относятся представленные принципы тренинга (С.И. Макшанов):

организационные принципы принцип избыточности
принципы создания среды тренинга принцип соответствия заявленных целей тренинга его содержанию
принципы поведения участников принцип пространственно-временной организации
этические принципы принцип искренности, принцип «здесь и теперь»

364. Установите специфику групп в типологии, в основу которой положена категория «Я»:

группы личностного роста целью является рефлексия комплекса ощущений, чувств, мыслей, позиций, связанных с профессией
группы межличностного отношения «я –другие» акцент делается на анализе стиля индивидуальной коммуникации и тех средств, которые может использовать личность при межличностном взаимодействии
группы с моделью внутригруппового взаимодействия «я – группа» осуществляется внутриличностный контекст работы
группы с построением отношений по типу «я – организация» индивид рассматривается как член определенной социальной общности; предметом анализа становятся вопросы, связанные с участием человека в конкретной группе
группы, основанные на отношении «я – профессия» ориентация на изучение и моделирование межличностного взаимодействия при межгрупповом конфликте (или кооперации)

365. Расположите представленные парадигмы по степени уменьшения уровня манипулятивности ведущего и возрастания ответственности за происходящее на тренинге и осознанности участников группы:

Тренинг как своеобразная форма дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи по-ложительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного под-крепления «стираются» вредные, ненужные (по мнению ведущего).

Тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффек-тивного поведения.

Тренинг как форма активного обучения, целью которого является, прежде всего, передача психологических зна-ний, а также развитие некоторых умений и навыков.

Тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

Наши рекомендации