Тема 2.1 Основы технологии социально-психологического тренинга
317. Метод игрового моделирования психогенных ситуаций в целях развития психологической компетентности и формирования и совершенствования различных психологических качеств, умений и навыков у людей, включенных в эти ситуации в роли участников или зрителей – это:
o ролевая игра
o деловая игра
o тренинг
318. Форма групповой коррекции коммуникативного действия человека, эффективного конструирования самоактуализирующейся, самоадаптирующейся личности – это:
o тренировка
o тренинг
o психологическая помощь
319. Форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников – это:
o профессионально-педагогическое общение
o социально-коммуникативный тренинг
o психологическая помощь
320. Специально созданная малая группа, участники которой при содействии ведущего-психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании – это:
o тренинговая группа
o группа поддержки
o группа личностного роста
321. Развитие или движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между, собой и психотерапевтом, а также внешними воздействиями на группу (С.Кратохвил) – это:
o сплоченность группы
o структурирование группы
o групповая динамика
322. Универсализация, внушение надежды, альтруизм, сплоченность, предоставление информации, межличностное обучение, развитие навыков общения, подражательное поведение, катарсис – это перечень:
o компонентов социального механизма отражения
o основных психотерапевтических факторов тренинговой группы (И.Ялом)
o направления конструктивного влияния тренера
323. Направлен на совершенствование личностных качеств и самосознания человека; в его процессе и в результате участники четче осознают собственное «Я», свое место в мире, свои потенции и возможные перспективы, прорисовывают ведущие цели своей жизни – это характеристика:
o обучающий тренинг
o тренинг личностного развития (тренинг личностного роста)
o коммуникативный тренинг
324. Нацелен на приобретение участниками новых знаний, развитие умений и (или) приобретения навыков в определенных областях активности человека – это характеристика:
o обучающий тренинг
o тренинг делового общения
o тренинг индивидуального стиля
325. Небольшое временное объединение людей, имеющее назначенного руководителя, общую цель межличностного исследования, личностного научения, роста и самораскрытия (К. Рудестам) – это:
o психо-коррекционная группа
o тренинг
o структура группы
326. В основе групповой формы работы в тренинге данный аспект проявляется в том, что группа как функциональное образование, развивается по определенным законам, групповая «жизнь» помогает человеку лучше узнать себя, увидеть себя глазами других, успешнее осознать свои позитивные и негативные качества, сознательно подходить к их коррекции – это:
o организационно-педагогический аспект
o экономический аспект
o социально-психологический аспект
327. Непрерывное получение участником информации от других членов группы, анализирующих результаты его действий – это принцип работы тренинговой группы:
o постоянная обратная связь
o диалогизация взаимодействия
o информационная связь
328. Происходит анализ реального поведения, конкретных действий и поступков участников в условиях жизни в данной группе – это принцип работы тренинговой группы:
o персонификация высказываний
o констатация реальности
o принцип «здесь и сейчас»
329. Каждый работает на протяжении всего тренинга от начала до конца, не опаздывает, не пропускает занятий– это принцип работы тренинговой группы:
o дисциплинированность
o постоянство состава
o организованность поведения
330. Отказ от безличных речевых форм, использование высказываний от первого лица, выражение своего личного мнения («Я считаю…», «Мое мнение…») – это принцип работы тренинговой группы:
o персонификация высказываний
o личностная открытость
o акцентирование языка чувств
331. Важны собственные эмоциональные проявления участников, а в качестве обратной связи важно обращать внимание на эмоции других участников с помощью образных ассоциаций – это принцип работы тренинговой группы:
o принцип активности
o личностная открытость
o акцентирование языка чувств
332. Интенсивное включение участника в групповой процесс вслушивания, всматривания в себя и в партнеров, проявлении эмпатии, позитивного отношения к ним– это принцип работы тренинговой группы:
o принцип активности
o принцип эмпатии
o принцип позитивизма
333. Все, что происходит на тренинге, остается в пространстве тренинга; за пределами группы содержание общения не обсуждается, чтобы не нанести моральный вред участникам– это принцип работы тренинговой группы:
o тактичность
o закрытость
o конфеденциальность
334. Возможность соотнести поведение каждого участника группы с эталоном и при нарушении выбрать соответствующие меры воздействия, а также контролировать активность участников обеспечивают:
o групповые нормы
o указания тренера
o нравственная воспитанность участников
335. В.В. Никандоров выделяет следующие виды тренингов по ведущей цели:
o директивный
o психокоррекционный,
o методический
336. Основу социально-психологического тренинга составляет теория обучения Д.Н. Узнадзе о двух уровнях человеческого поведения:
o импульсивном (возникающем на уровне установки)
o объективированном
o субъектным
o рефлексивным
337. В.В. Никандоров выделяет следующие виды тренингов по числу участников
o аутотренинг;
o фронтальный
o социальный
o индивидуальный
o групповой
338. В.В. Никандоров выделяет следующие виды тренингов по временному режиму:
o прерывистый
o кратковременный (разовый)
o циклоидный (многоразовый)
o долговременный («марафон»)
o временный
339. Акцент работы в тренинговой группе сделан:
o на психотерапевтической помощи участникам
o на развертывании взаимоотношений между участниками группы, которые пребывают в ситуации «здесь и теперь»
o на решении лечебных задач
o на объективизации субъективных чувств и эмоций участников относительно друг друга как материале для анализа
o на создании атмосферы раскованности и свободы общения, искренности в отношениях участников друг к другу и психологической безопасности на основе индивидуального выбора как степени включенности в групповой процесс
340. С.И. Макшанов объединяет принципы тренинга в 4 группы:
o организационные принципы
o принципы проектирования
o принципы создания среды тренинга
o принципы поведения участников
o этические принципы
o коммуникативные принципы
341. В.В. Никандоров выделяет следующие виды тренингов по числу ведущих:
o с несколькими ведущими
o с «искусственным ведущим»
o аппаратурный
o дистанционный
o без ведущего
o с одним ведущим
342. В.В. Никандоров выделяет следующие виды тренингов по типу объекта психологического воздействия:
o с индивидом,
o с искусственным ведущим
o с детской группой
o с искусственной экспериментальной группой,
o с реальной группой,
o с организацией
o с учебно-тренировочной группой
343. Тренинг имеет следующие эффекты, проявляющиеся, несмотря на различия концепций проведения:
o установление долговременных связей
o рост социально-психологической компетентности
o развитие внутренней свободы, уменьшение числа штампов и зажимов
o развитие организационных способностей
o повышение самооценки и уверенности в себе
o повышение поисковой активности, ориентация на активную позицию
o повышение опыта саморегуляции
344. Характерными особенностями психо-коррекционной группы являются:
o облегченность выражения эмоций
o направленное воздействие тренера
o действие групповых норм и принципов
o ощущение принадлежности к группе
o обязательность самораскрытия
o апробирование новых форм поведения
o санкционированное групповое осуществление межличностных сравнений
345. Проявление специфики работы в тренинговой группе таково:
o главное – процессы анализа происходящего в группе в соответствии со стадиями ее развития
o учебные цели не предполагают учет интересов участников
o основу обучения составляет теория групповой динамики
o в процессе взаимодействия решаются групповые задачи, выходящие за пределы индивидуальных проблем каждого
o учебные цели группы определяются на основе интереса участников
o круг вопросов определяется с учетом интересов руководителя
o круг вопросов охватывает сферу взаимоотношений, роли человека в организации, внутренние проблемы самой организации
o целевые интересы отдельных участников связаны с расширением самосознания, установок и повышением поведенческой компетентности
346. В тренинге реализуются следующие функции:
o диагностическая
o коммуникативная
o направляющая
o дидактическая
o воспитывающая
o развивающая
o профессиональная
o реабилитационная
347. Определите характеристики психотерапевтических факторов тренинговой группы:
Универсализация | создаваемая в тренинге атмосфера принятия и поддержки позволяет преодолеть чувства одиночества и тревоги, удовлетворяя важную потребность в социальной близости |
сплоченность | люди приходят в группу каждый со своими проблемами, но скоро осознают, что и у других есть такие же трудности, такое же ощущение собственной несостоятельности и отчужденности от других |
348. Определите характеристики психотерапевтических факторов тренинговой группы:
Альтруизм | человек проявляет в группе долгое время сдерживаемые чувства вины, враждебности и т. д. или недопустимые» побуждения, что приносит чувство облегчения и освобождения |
Катарсис | целительным действием обладает сознание того, что каждый в группе может быть нужен и полезен другим |
349. Определите характеристики психотерапевтических факторов тренинговой группы:
предоставление информации | члены группы совершенствует свои навыки жизни в обществе, приобретают большую уверенность в социальных контактах и как следствие, большую уверенность в себе |
развитие навыков общения | человек получает возможность в безопасных условиях получить откровенную информацию о себе, тем самым совершенствуется представление о том, как его воспринимают другие люди |
350. Определите характеристики психотерапевтических факторов тренинговой группы:
межличностное обучение | человек, желая получить одобрение, начинает экспериментировать со всеми имеющими место в группе моделями поведения, наблюдая за поведением руководителя или особо популярных членов группы |
подражательное поведение | человек получает возможность исследования эмоциональных реакций и новых форм поведения, пережить свой собственный опыт и наблюдать за переживаниями других людей, тем самым начинает понимать и овладевать собственными переживаниями |
351. Определите содержание направлений современного развития социально-коммуникативного тренинга:
решение конкретных проблем формирование навыков и умений | реализуется с помощью конструктивных коммуникативных техник, использованием принципов бихевиоризма (моделирования, домашних заданий и обязательной обратной связи |
развитие личности, ее самопознание и самораскрытие | реализуется через принципы гуманистического и экзистенциального подходов и идею об особом психотерапевтическом эффекте группы |
352. Распределите группы тренинга по функции руководителя:
центрированы на руководителе | группы тренинга умений, группы встреч, телесной терапии, танцевальной терапии, гештальт-группы, группы психодрамы, терапии искусством |
ориентированы на участника | тренинг-группы, группы встреч |
353. Установите специфику структур тренинговой группы:
формальная структура | основу составляют межличностные интересы членов группы |
неформальная структура | базируется на нормативных отношениях между ведущим и участниками |
354. Установите целевую направленность видов социально-педагогического тренинга (Д.Б. Парыгин):
тренинг коммуникативной компетентности | направлен на коррекцию стиля в межличностном общении и формирование навыков общения с людьми разных стилей |
тренинг индивидуального стиля | затрагивает когнитивный, эмоциональный и поведенческий (конативный) аспекты |
тренинг самореализации личности | направлен на личностный рост, «делание себя и своей жизни» |
355. Установите целевую направленность видов социально-педагогического тренинга (Д.Б. Парыгин):
тренинг делового общения | ориентирован на усвоение знаний по эффективным способам совместной деятельности и кооперации |
когнитивный тренинг | имеет целью коррекцию социально-психологических характеристик группы с учетом диагностики ее состояния |
постдиагностический тренинг | направлен на повышение общей коммуникативной компетентности и выработку умений согласовывать свои действия с деловыми партнерами |
356. Определите характеристики функций тренинга:
Диагностическая | проявляется в оказании психотерапевтической поддержки участников тренинга |
Воспитывающая | связана с формированием у субъектов инициативности, потребности в общении, чувства групповой сплоченности, ответственности за свой вклад в решение общегрупповых задач |
Реабилитационная | проявляется в самопознании своих особенностей как активной позицией человека, позволяющей ему изменять, корректировать свою деятельность в процессе общения |
357. Определите характеристики функций тренинга:
дидактическая | связана с формированием знаний, навыков и умений межличностного общения |
развивающая | связана с формированием деловых качеств индивида |
профессиональная | проявляется в формировании психических процессов и личностных качеств |
358. Определите характеристики представленных направлений самовосприятия личности в тренинге:
восприятие своего «Я» через соотнесение с другими | использует информацию, передаваемую окружающими в виде обратной связи |
восприятие себя через восприятие другими | использует другого в качестве модели, удобной для наблюдения и взгляда со стороны, что дает возможность идентифицировать, сопоставить себя с другими |
восприятие себя через результаты деятельности | использует оценку того, что сделано для познания своих возможностей, формировании позитивной самооценки |
359. Определите характеристики направлений развития личности участников социально-психологического тренинга:
Когнитивное | прочувствование и проживание, переживание и оценивание новых знаний о себе и о других, отслеживание своих неуспехов и недостатков, переживание снижения как своей общей самооценки, так и частных самооценок |
Эмоциональное | расширение поведенческого репертуара за счет осознания неэффективности, нежелательности некоторых привычных способов поведения |
конативное | получение новой информации посредством постановки исследовательских задач, направленных на повышение информативности общения в целом, на анализ ситуаций о себе, о психологии |
360. Установите специфику групп в типологии (отражающей исследовательскую ориентацию человеческих отношений в группе):
личностная и межличностная ориентация | предполагает учет влияния на поведение человека взаимодействия его группы с другой группой (соревнование, сотрудничество) |
групповая ориентация | их эффективность выражается в том, что у участников появляется открытость и прямота в отношениях к себе и другим людям, расширяется осознанность потенциалов своего роста, происходит тренировка различного рода социальных взаимоотношений и их диагностика |
межгрупповая ориентация | дает возможность увеличить способность к действиям в группе путем создания психологического климата |
361. Укажите, к каким группам принципов относятся представленные принципы тренинга (С.И. Макшанов):
1 организационные принципы | А принцип конфиденциальности | |
2 принципы создания среды тренинга | Б принцип физической закрытости | |
3 принципы поведения участников | В принцип моделирования, принцип активности | |
4 этические принципы | Г принцип системной детерминации |
362. Укажите, к каким группам принципов относятся представленные принципы тренинга (С.И. Макшанов):
организационные принципы | принцип исследовательской позиции, принцип объективизации (осознания) поведения |
принципы создания среды тренинга | принцип комплектования группы |
принципы поведения участников | принцип ненанесения ущерба |
этические принципы | принцип реалистичности |
363. Укажите, к каким группам принципов относятся представленные принципы тренинга (С.И. Макшанов):
организационные принципы | принцип избыточности |
принципы создания среды тренинга | принцип соответствия заявленных целей тренинга его содержанию |
принципы поведения участников | принцип пространственно-временной организации |
этические принципы | принцип искренности, принцип «здесь и теперь» |
364. Установите специфику групп в типологии, в основу которой положена категория «Я»:
группы личностного роста | целью является рефлексия комплекса ощущений, чувств, мыслей, позиций, связанных с профессией |
группы межличностного отношения «я –другие» | акцент делается на анализе стиля индивидуальной коммуникации и тех средств, которые может использовать личность при межличностном взаимодействии |
группы с моделью внутригруппового взаимодействия «я – группа» | осуществляется внутриличностный контекст работы |
группы с построением отношений по типу «я – организация» | индивид рассматривается как член определенной социальной общности; предметом анализа становятся вопросы, связанные с участием человека в конкретной группе |
группы, основанные на отношении «я – профессия» | ориентация на изучение и моделирование межличностного взаимодействия при межгрупповом конфликте (или кооперации) |
365. Расположите представленные парадигмы по степени уменьшения уровня манипулятивности ведущего и возрастания ответственности за происходящее на тренинге и осознанности участников группы:
Тренинг как своеобразная форма дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи по-ложительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного под-крепления «стираются» вредные, ненужные (по мнению ведущего).
Тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффек-тивного поведения.
Тренинг как форма активного обучения, целью которого является, прежде всего, передача психологических зна-ний, а также развитие некоторых умений и навыков.
Тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.