Профессиональной перспективы (ЛПП)

Цель занятия— повысить готовность оптантов осознанно выстраивать перспективы профессиональной деятельности.

Задачи:

— сформировать знания о ЛПП;

— ознакомиться с методикой построения перспективы бу­дущей профессиональной деятельности;

— сформировать умения построения и коррекции ЛПП.

Введение в проблему

Общепринятое положение о том, что обращенность в бу­дущее является главной чертой оптанта юношеского возрас­та, не означает, что это возрастное новообразование форми­руется само собой. Напротив, учащиеся подросткового и юношеского возраста испытывают огромные субъективные трудности при определении своих жизненных целей и перс­пектив. Поэтому задача психологической помощи состоит в освоении практически полезных навыков планирования, соотнесения ближней и дальней перспектив.

Перспектива будущей профессиональной деятельности является ментальной проекцией мотивационной сферы че­ловека. Она представляет собой в разной мере осознанные надежды, планы, проекты, стремления, опасения, связан­ные с более или менее отдаленным будущим. ЛПП формиру­ется через интериоризацию ценностных установок родите­лей, их ожиданий в отношении собственного ребенка, через усвоение обшекультурных, социальных паттернов, наконец, через развитие всей мотивационной сферы. Сформировав­шись таким образом, ЛПП приобретает собственную побу­дительную силу, оказывая мощное обратное влияние на раз­витие личности человека.

Профессиональное самоопределение человека в мире профессий и на профессиональном пути является личностным аспектом формирования профессионала. Профессио­нальное самоопределение сопровождается построением личного профессионального плана, формированием внут­ренней готовности к осознанному и самостоятельному пред­ставлению, корректировке и реализации перспектив своего развития, готовности рассматривать себя субъектом, разви­вающимся во времени, и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной дея­тельности. Самоопределяющаяся личность — это субъект, осознавший, чего он хочет (свои цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (свои личностные и физические свойст­ва), что он может (свои возможности, склонности), чего от него ждут коллектив, общество.

Освоению практически полезных навыков планирова­ния, соотнесения ближней и дальней перспектив будущей профессиональной деятельности может способствовать раз­работанная Н. С. Пряжниковым схема построения личной профессиональной перспективы [79].

Методика представляет из себя открытый опросник, ис­пользуемый для обобщенной и целостной оценки (и само­оценки) перспектив профессионального и личностного раз­вития.

Целесообразно использовать опросник на первых и на последних занятиях с группой. Вся методика занимает обыч­но около 30 мин. Общая процедура проведения опросника следующая.

Учащимся предлагается взять чистые с двух сторон листоч­ки и подписать в верхней правой части: Ф. И. О., группа, дата.

Инструкция.«Сейчас я буду зачитывать вопросы, а вы должны кратко, одним-двумя предложениями, отвечать на них и по возможности обосновывать эти ответы. Обозначай­те только номера вопросов и сразу же пишите ответы и свои небольшие обоснования. Попробуйте отвечать откровенно, иначе работа будет неинтересной».

Ведущий по порядку зачитывает вопросы, а учащиеся кратко отвечают на них.

Перед тем как собрать листочки с ответами учащихся, ве­дущий предлагает классу оценить качество каждого из выпи­санных ответов, но для этого — сначала немного поучиться оценивать свои ответы.

Далее ведущий зачитывает в качестве примера один-два анонимных бланка с ответами, сделанных подростками из других групп. Каждый ответ оценивается по условной 5-балльной шкале. Учащиеся вместе с психологом оценива­ют ответы своих сверстников и, таким образом, как бы учат­ся оценивать самих себя.

Наконец, психолог предлагает учащимся против каждого своего ответа на листочках также проставить оценки по 5-балльной шкале.

Листочки собираются и анализируются психологом. Имеются разные варианты использования результатов опросника:

1) например, психолог может сам оценить по 5-балльной шкале ответы и сравнить свои оценки с самооценками учащихся;

2) можно также подсчитать, каков средний балл для энной группы по каждому из ответов (по каждой из позиций про­фессионального самоопределения), что позволит психоло­гу более обоснованно планировать свою работу с группой, уже с учетом того, где у большинства учащихся имеются проблемы (невысокие средние баллы), а где этих проблем поменьше (высокие средние баллы). При этом можно даже сравнить средние баллы по данной группе в начале работы с ним и в конце проведения психологического (профориентационного) курса, как бы оценив, по каким позициям ЛПП произошло улучшение, а по каким все осталось без изменений, а может даже и ухудшилось... Таким образом, результаты опросника могут быть использованы как одно из средств оценки (самооценки) эффективности профориентационной работы;

3) наконец, можно использовать опросник в индивидуальной работе с учащимися. В ходе такой работы можно поставить оценки психолога и самооценки учащихся. При обсуждении несоответствия между этими оценками может оказать­ся так, что сам психолог по настоящему не понял данного подростка (например, недооценил его). Ответы учащегося на конкретные вопросы могут стать прекрасной основой для построения профконсультации или разговора о постро­ении жизненных перспектив и личностного развития дан­ного учащегося.

Перечень вопросов для опросника

по построению ЛПП

  1. Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему?
  2. Зачем учиться после школы, ведь можно и так прекрасно устроиться?
  3. Когда в России жизнь станет лучше?
  4. Хорошо ли Вы знаете мир профессий? Сейчас я назову букву, а Вы за 1 минуту должны будете написать как мож­но больше профессий, начинающихся с этой буквы.
  5. Далее я назову еще две буквы и также засеку время (по 1 минуте на букву)... После этого необходимо сосчитать, сколько всего получилось профессий (по трем буквам за три минуты). Можно даже устроить небольшой конкурс — у кого таких профессий окажется больше (по опыту ис­пользования опросника больше 17 профессий — это со­всем неплохо!).
  6. Ради чего Вы собираетесь прожить свою жизнь (в чем Вы видите ее смысл)?
  7. Кем Вы мечтаете стать по профессии через 20—30 лет? Как согласуется Ваша профессиональная мечта с други­ми, непрофессиональными, но важными для Вас пожела­ниями (досуговыми, личными, семейными), нет ли про­тиворечия мечты с этими желаниями?
  8. Выделите основные 5—7 этапов на пути к Вашей профес­сиональной мечте (что собираетесь делать после школы и т. д.).
  9. Выпишите выбираемую профессию (или ту, которая Вас хоть как-то интересует) и соответствующее учебное заве­дение, где Вы собираетесь приобрести эту профессию.
  10. Отдельно для профессии и для учебного заведения напи­шите потри самых неприятных момента, связанных с ра­ботой по данной профессии и с учебой в соответствую­щем заведении. Покажите, что Вы хорошо представляете то, что собираетесь выбирать...
  11. Какие Ваши собственные недостатки могут помешать Вам на пути к профессиональной цели? Если можно, напишите что-то, кроме лени, ведь многие, например, невниматель­ны, стеснительны, имеют проблемы со здоровьем и т. д.
  12. Как Вы собираетесь работать над собой и готовиться к профессии?
  13. Кто и что может помешать Вам в реализации Ваших про­фессиональных планов (какие люди и обстоятельства)?
  14. Как Вы собираетесь преодолевать эти внешние препятст­вия?
  15. Есть ли у Вас резервные варианты выбора на случай неу­дачи по основному варианту?
  16. Что Вы уже сейчас делаете для подготовки к избранной профессии и для поступления в соответствующее учебное заведение? Напишите, что Вы делаете, кроме хорошей учебы в школе...

Наши рекомендации