Методика 13. Диагностика профессиональной

Готовности учащихся

Готовность — это активно-действенное состояние лично­сти, отражающее содержание стоящей перед ней задачи и условия предстоящего ее решения и выступающее условием успешного выполнения любой деятельности. Изучению со­стояния готовности к деятельности большое внимание уде­лено в работе М. И, Дьяченко, Л. А. Кандыбович, В. А. Пономаренко и в других работах.

Возникновение состояния готовности к деятельности на­чинается с постановки цели на основе потребностей и моти­вов (или осознания человеком поставленной перед ним за­дачи). Далее идет разработка плана, установок, моделей, схем предстоящих действий. Затем человек приступает к во­площению сформировавшейся готовности в предметных действиях, применяет определенные средства и способы де­ятельности, сравнивает ход выполняемой работы и ее проме­жуточные результаты с намеченной целью, вносит корректи­вы. В формировании состояния готовности решающую роль играет то, что она связана с различными сторонами лично­сти. Вне реально существующих связей с другими характеристиками психической деятельности состояние готовности теряет свое содержание.

Состояние готовности имеет сложную динамическую структуру. Выделяют следующие компоненты готовности к деятельности:

• мотивационный (ответственность за решение задачи);

• ориентационный (знания и представления об особенно­стях и условиях деятельности, ее требованиях к личности);

• операциональный (владение способами и приемами дея­тельности, необходимыми знаниями, навыками, умения­ми и др.);

• волевой (самоконтроль, умение управлять действиями, из которых складывается выполнение обязанностей);

• оценочный (опенка своей подготовленности и соответст­вия процесса решения профессиональных задач оптималь­ным образцам) [29].

Согласно мнению Л. Н. Кабардовой, о степени готовно­сти обучаемых к успешному функционированию в опреде­ленной профессиональной сфере можно судить на основа­нии наличия, успешности реализации и эмоционального подкрепления у обучаемых профессионально ориентиро­ванных навыков и умений. С этой целью ею был разработан опросник для определения профессиональной готовности, в основу которого был положен принцип оценки обучаемыми:

• своих возможностей в реализации определенных умений (трудовых, социальных и т. д.);

• своего реального, сформированного на основе личного опыта эмоционального отношения, возникающего при выполнении описанных в опроснике видов деятельности или занятий;

• своего предпочтения или нежелания выполнять действия (занятия) в будущей профессиональной деятельности.

Достаточная выраженность этих компонентов — показа­тель высокого уровня готовности обучаемого (специалиста), его активности, самостоятельности в процессе деятельности.

Оснащение:опросник для определения профессиональ­ной готовности Л. Н. Кабардовой (см.: [12]), бланк ответов.

Инструкция.Внимательно прочитайте вопросы. На каж­дый из них Вам необходимо дать три ответа, оценив их в бал­лах. Ответ записывается в соответствующую клетку бланка ответов, где цифрами обозначены номера вопросов, а буква­ми — клеточки для трех ответов.

Сначала Вы оцениваете, насколько хорошо Вы умеете де­лать то, что записано в вопросе (клеточка «а»):

• делаю, как правило, хорошо — 2 балла;

• делаю средне — 1 балл;

• делаю плохо, совсем не умею, никогда не делал — 0 баллов.

Затем оцениваете ощущения, которые возникают у Вас, когда Вы это делаете (клеточка «б»):

• положительные (интересно, легко) — 2 балла;

• нейтральные (все равно) — 1 балл;

• отрицательные (неинтересно, трудно) — 0 баллов.

Третий ответ должен отразить, хотели бы Вы, чтобы опи­санное в вопросе действие входило в Вашу работу (клеточка «в»):

• да — 2 балла;

• все равно — 1 балл;

• нет — 0 баллов.

Читая вопрос, обязательно обращайте внимание на слова «часто», «легко», «систематически» и т. п. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов.

Работа с опросником может производиться как индиви­дуально, так и в группе.

Текст опросника

1. Делать выписки, вырезки из различных текстов и группи­ровать их по определенному признаку.

2. Выполнять практические задания на лабораторных работах по физике (составлять и собирать схемы, устранять в них неисправности, разбираться в принципе действия прибора и т. п.).

3. Длительное время (более одного года) самостоятельно, тер­пеливо выполнять все работы, обеспечивающие рост и раз­витие растений (поливать, удобрять, пересаживать и пр.).

4. Сочинять стихи, рассказы, заметки, писать сочинения, признаваемые многими интересными, достойными вни­мания.

5. Сдерживать себя, не «выливать» на окружающих свое раздражение, гнев, обиду, плохое настроение.

6. Выделять из текста основные мысли и составлять на их основе краткий конспект, план, новый текст.

7. Разбираться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике.

8. Вести регулярное наблюдение за развивающимся расте­нием и записывать данные наблюдения в специальный дневник.

9. Мастерить красивые изделия своими руками: из дерева, ткани, металла, засушенных растений, ниток.

10. Терпеливо, без раздражения объяснять кому-либо, что он хочет знать, даже если приходится повторять это несколько раз.

11. В письменных работах по русскому языку, литературе лег­ко находить ошибки.

12. Разбираться в химических процессах, свойствах химиче­ских элементов, решать задачи по химии.

13. Разбираться в особенностях развития и во внешних отли­чительных признаках многочисленных видов растений.

14. Создавать законченные произведения живописи, графи­ки, скульптуры.

15. Много и часто общаться со многими людьми, не уставая от этого.

16. На уроках иностранного языка отвечать на вопросы и за­давать их, пересказывать тексты и составленные рассказы по заданной теме.

17. Отлаживать какие-либо механизмы (велосипед, мото­цикл), ремонтировать электротехнические приборы (пы­лесос, утюг, светильник).

18. Свое свободное время преимущественно тратить на уход и наблюдение за каким-нибудь животным.

19. Сочинять музыку, песни, имеющие успех у других.

20. Внимательно, терпеливо, не перебивая, выслушивать лю­дей.

21. При выполнении задания по иностранному языку без особых трудностей работать с иностранными текстами.

22. Налаживать и чинить электронную аппаратуру (прием­ник, магнитофон, телевизор, аппаратуру для дискотек).

23. Регулярно, без напоминания, выполнять необходимые для ухода за животными работы: кормить, чистить (жи­вотных и клетки), лечить, обучать.

24. Публично, для многих зрителей, разыгрывать роли, подра­жать, изображать кого-либо, декламировать стихи, прозу.

25. Увлекать делом, игрой, рассказом детей младшего возраста.

26. Выполнять задания по математике, химии, в которых требуется составлять логическую цепочку действий, ис­пользуя при этом различные законы, формулы, теоремы.

27. Ремонтировать замки, краны, мебель, игрушки.

28. Разбираться в породах и видах животных, знать их харак­терные признаки и повадки.

29. Всегда четко видеть, что сделано писателем, драматур­гом, художником талантливо, а что нет, и уметь обосно­вать это устно или письменно.

30. Организовать людей на какие-либо дела, мероприятия.

31. Выполнять задания по математике, требующие хорошего знания математических формул, законов и умения их правильно применять при решении.

32. Выполнять действия, требующие хорошей координации движений и ловкости рук: работать на станке, на электри­ческой швейной машинке, проводить монтаж и сборку изделий из мелких деталей.

33. Сразу замечать мельчайшие изменения в поведении или во внешнем виде животного или растения.

34. Играть на музыкальных инструментах, публично испол­нять песни, танцевальные номера.

35. Выполнять работу, требующую обязательных контактов со множеством разных людей.

36. Выполнять расчеты, подсчеты данных, выводить на основе этого различные закономерности, следствия.

37. Из типовых деталей, предназначенных для сборки опре­деленных изделий, конструировать новые, придуманные самостоятельно.

38. Специально заниматься углубленным изучением биоло­гии, анатомии, ботаники, зоологии: читать научную ли­тературу, слушать лекции, научные доклады.

39. Создавать на бумаге и в оригинале новые, интересные модели одежды, причесок, украшений, интерьера поме­щений,

40. Влиять на людей: убеждать, предотвращать конфликты, улаживать разногласия, разрешать споры.

41. Работать с условно-знаковой информацией: составлять и рисовать карты, схемы, чертежи.

42. Выполнять задания, в которых требуется мысленно пред­ставить расположение предметов или фигур в пространстве.

43. Длительное время заниматься исследовательскими рабо­тами в биологических кружках, на биостанциях, в зооло­гических кружках и питомниках.

44. Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное, прекрасное.

45. Сопереживать людям (даже не очень близким), понимать их проблемы, оказывать посильную помощь.

46. Аккуратно и безошибочно выполнять «бумажную» работу: писать, выписывать, проверять, подсчитывать, вычислять.

47. Выбирать наиболее рациональный (простой, короткий) способ решения задачи: технической, логической, мате­матической.

48. При работе с растениями или животными переносить ручной или физический труд, неблагоприятные погод­ные условия, грязь, специфический запах животных.

49. Настойчиво, терпеливо добиваться совершенства в со­здаваемом или исполняемом произведении (в любой сфере творчества).

50. Говорить, сообщать что-либо, излагать свои мысли вслух.

Бланк ответов

Тип профессий
«Человек-знаковая система» «Человек- техника» «Человек- природа» «Человек- художественный образ» «Человек- человек»
а б в а б в а б в а б в а б в
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             

Каждый столбец клеток в бланке ответов соответствует одному из типов профессий. Колонки, обозначенные буква­ми, отражают оценки трех ответов на каждый вопрос:

а — оценка своих умений;

б — оценка своего эмоционального отношения;

в — оценка своих профессиональных пожеланий, предпочтений.

Приступая к обработке результатов, сначала следует вни­мательно просмотреть бланк ответов и отметить те номера вопросов, при ответе на которые испытуемый в графе «уме­ния» поставил оценку «0». Эти вопросы следует полностью исключить из обработки. Примером может служить соотно­шение оценок «0—12—И». В этом случае вторая и третья оценки также исключаются при подсчете баллов по соответ­ствующим шкалам (эмоционального отношения и профес­сиональных пожеланий). Они учитываются только при каче­ственном анализе каждой сферы.

Подсчитывается сумма баллов в каждой профессиональ­ной сфере по шкалам «умения», «отношение» и «профессио­нальные пожелания». Обращается внимание на соотноше­ние оценок по данным шкалам как в каждой профессиональ­ной сфере, так и по каждому конкретному вопросу (виду деятельности).

Выбор наиболее предпочтительной профессиональной сферы (или нескольких сфер) делается на основе сопостав­ления сумм баллов, набранных в разных профессиональных сферах по шкале «профессиональные предпочтения». Обра­щается внимание на те профессиональные сферы, в которых эти суммы наибольшие. Затем в каждой сфере сравниваются между собой баллы, набранные по трем шкалам. Предпочти­тельным является такое сочетание, в котором оценки по вто­рой и третьей шкалам количественно сочетаются с оценкой по первой шкале, отражающей реальные умения испытуемо­го. Например, соотношение оценок типа «10-12—11» благо­приятнее, чем соотношение «3—8—12», поскольку предпоч­тения испытуемого в первом случае более обоснованы нали­чием у него соответствующих умений.

Далее анализируются отдельные вопросы, ответы на ко­торые получили оценки в баллах «2—2—2», а также «2—2—1», «1 —2—2». Это необходимо, во-первых, для того, чтобы сузить профессиональную сферу до конкретных специальностей. Например, работа в области «человек — знаковая система» может осуществляться с буквами, словами, текстами (фило­лог, историк, редактор и др.); с иностранными знаками, тек­стами (технический переводчик, гид-переводчик); с матема­тическими знаками (программист, математик, экономист и др.). Во-вторых, это дает возможность выйти за пределы одной сферы на профессии, занимающие промежуточное положение между разными областями, например учитель математики (сферы «человек — человек» и «человек — зна­ковая система»), модельер (сферы «человек — художествен­ный образ» и «человек — техника») и т. д.

По результатам ответов испытуемого делается вывод о том, к какой сфере профессиональной деятельности он склонен.

Глава 5. Практикум

Схема анализа профессии

Цель занятия:ознакомить учащихся со схемой анализа профессии.

Задачи:

— актуализировать знания по основам профессиоведения;

— изучить схему анализа профессии;

— сформировать и отработать умение содержательного ана­лиза профессии.

Введение в проблему

Ситуация выбора профессии оптантом осложняется ря­дом факторов: отсутствием информации о некоторых сущест­венных характеристиках профессионального выбора, немед­ленной обратной связи о результатах выбора; неформированностью (или недостаточной сформированностью) правил, критериев и способов выбора; трудностями самообучения; отсутствием подобных решений в прошлом опыте.

Необходимость учета многих факторов, высокая неопре­деленность при выборе профессии приводят к ошибкам и за­труднениям. Выделяют следующие причины ошибочного выбора профессии:

— отношение к выбору профессии как к выбору пожизнен­ного пристанища. В условиях динамичного экономиче­ского развития общества, технологического прогресса человеку нередко приходится несколько раз в течение жизни менять специальность и профессию;

— предрассудки чести — необоснованный взгляд на некото­рые важные профессии, считающиеся непрестижными и «неприличными»;

— выбор профессии под прямым или косвенным влиянием друзей, родственников, знакомых;

— перенос отношения к человеку — представителю той или иной профессии — на саму профессию;

— увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. К таким привлекательным профес­сиям относятся профессии менеджера, топ-модели, лет­чика, актера и др.;

— отождествление учебного предмета в школе с профессией;

— незнание или недооценка своих физических возможно­стей и способностей;

— незнание основного содержания трудовых действий и операций выбираемой профессии или слабое представле­ние о нем.

Психологическая помощь оптанту, испытывающему трудности профессионального самоопределения, осуществ­ляется психологом-профконсультантом по преимуществу двумя способами: путем индивидуальной работы и через ра­боту в группах.

При индивидуальной работе взаимодействие с оптантом ориентировано прежде всего на самосознание индивида; используются психотехнологии на осознаваемой основе: беседа, интервью, диагностика, сочинения, психобиогра­фия и др. При групповой работе значительно большую роль играют процессы идентификации эмоционального зараже­ния, внушения, т. е. неосознаваемые процессы. К группо­вым формам консультативного взаимодействия относятся профориентационные игры, тренинги, психологические практикумы и др.

Выбор профессии предполагает определенный уровень развития профессионального самосознания, включающего образ будущей профессии, реального и идеального Я. Выбор профессионального пути мотивирует постановку тех или иных профессиональных и жизненных целей. Важное значе­ние приобретает социально-профессиональная позиция оп­танта, главными составляющими которой являются смыслообразующие мотивы, ценностные ориентации и смысловые установки. Образ профессии как когнитивно-эмоциональ­ное образование служит мотивирующим фактором оценки себя. Таким образом, самооценка выступает внутренним по­будителем сопоставления прошлого (знаний и опыта), на­стоящего (переживаний Я) и будущего (цели).

Компетентное психологическое сопровождение оптанта требует учета всех факторов профессионального самоопре­деления. При решении психологических проблем профконсультанту недостаточно дать рекомендации о том, какая про­фессия подходит индивиду, нужно также обеспечить усло­вия, стимулирующие самостоятельное принятие решения, в результате чего оптант берет на себя ответственность за тот или иной профессиональный выбор. Психологическое со­провождение помогает оптанту увидеть и осознать свои проблемы, стимулирует развитие профессионального само­сознания, высвечивает сильные и слабые стороны личности, намечает реальные сценарии будущей профессиональной жизни.

Порядок работы

Работа проводится в два этапа.

1-й этап

Обучаемым предлагается назвать несколько наиболее из­вестных профессий и раскрыть их содержание. Обычно уча­стники называют не более 10— 12 характеристик профессии, которые не являются исчерпывающими.

Далее обучаемым предлагается ознакомиться со схемой анализа профессии (табл. 6) и проанализировать одну из на­званных ранее профессий.

После этого группа разбивается на микрогруппы по 5—7 человек, выбираются эксперты, которые будут оценивать ка­чество работы групп. Совместно с экспертами вырабатыва­ются критерии оценки совместной работы.

Каждой из микрогрулп предлагается выбрать 1—2 про­фессии и проанализировать их по заданной схеме анализа профессии (в качестве основы использована модифициро­ванная «формула профессий» Е. А. Климова) (см.: [80]).

Время работы — 30—40 минут.

2-й этап

После окончания работы участники группы, не называя профессии, зачитывают результаты своей работы, а осталь­ная аудитория должна отгадать, какая профессия была про­анализирована.

Таблица 6

Схема анализа профессий

(перечень основных характеристик профессий)

Характеристики профессий по группам Пример характеристики профессии таксист
Предмет труда: 1 — животные, растения (природа); 2 — материалы; 3 — люди (дети, взрослые); 4 — техника, транспорт; 5 — знаковые системы (тексты, информация в компьюте­рах и пр.); 6 — художественный образ Люди Техника, транспорт
Цели труда: 1 — контроль, оценка, диагноз; 2 — преобразование; 3 — изобретение; 4 — транспортирование; 5 — обслуживание; 6 — собственное развитие Транспортирование Обслуживание
Средства труда: 1 — ручные и простые приспособления; 2 — механические; 3 — автоматические; 4 — функциональные (речь, мимика, зрение, слух); 5 — теоретические (знания, способы мышления); 6 — переносные или стационарные Механические Функциональные
Условия труда: 1 —бытовой микроклимат; 2 — большие помещения с людьми; 3 — обычный производственный цех; 4 — необычные производственные условия (особый режим влажности, температуры, стерильности); 5 — экстремальные условия (риск для жизни и здоровья); 6 — работа на открытом воздухе; 7 — работа сидя, стоя, в движении; 8 — домашний кабинет Экстремальные Сидя
Характер общения в труде: 1 - минимальное общение (индивидуальный труд); 2 — клиенты, посетители; 3 — обычный коллектив (одни и те же лица); 4 — работа с аудиторией; 5 — выраженная дисциплина, субординация в труде Клиенты  
Ответственность в труде: 1 — материальная, 2 — моральная; 3 — за жизнь и здоровье людей; 4 — невыраженная ответственность За жизнь и здоровье людей  
Особенности труда: 1 — высокая зарплата; 2 — льготы; 3 — «соблазны» (возможность брать взятки, воровать и т. д.); 4 — изысканные отношения, встречи со знаменитостями; 5 — частые командировки; 6 — законченный результат труда (можно полюбоваться) «Соблазны» Встречи со знамени­тостями  
Типичные трудности: 1 — нервное напряжение; 2 — профзаболевания; 3 — распространены маг и сквернословие; 4 — возможность оказаться в тюрьме; 5 — невысокий престиж работы Нервное напряжение Профзаболевания Мат и сквернословие  
Минимальный уровень образования, необходимый для работы: 1 — без специального образования (после школы); 2 — начальное профессиональное образование (профес­сиональное училище); 3 — среднее профессиональное образование (техникум); 4 — высшее профессиональное образование (вуз); 5 — ученая степень Начальное професси­ональное образование  

Обработка и интерпретация результатов

После группового обсуждения схем анализа профессий подводятся общие итоги. Эксперты определяют лучшую группу по заранее заданным критериям (табл. 7).

Таблица 7

Примерная схема оценки работы группы

Критерии Оценка, баллы
Организованность работы  
Качество выполнения задания:
содержательность и полпота анализа
глубина анализа
Качество проведения обсуждения:
обоснованность выводов, доказательность
логичность сообщений
Активность участников группы

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1.Поясните следующее высказывание: «Выбор профессии — это мгновение плюс вся последующая жизнь».

2. Какие факторы влияют на выбор профессии?

3. Каким образом социальное окружение может повлиять на выбор профессии?

Наши рекомендации