Методика 5. Диагностика творческого потенциала

Творческий потенциал – это профессионально-психологические возможности личности. Он обнаруживается в уровне развития интеллекта, профессионализма и социально-профессиональной направленности. Творческий потенциал является интегративным показателем профессиональных возможностей специалиста и в настоящее время является одним из востребованных профессионально важных качеств.

Уровень творческого потенциала можно определить с помощью предлагаемого ниже опросника.

Оснащение: опросник «Каков Ваш творческий потенциал?» (см.: [7. С. 138-141]), бланк ответов.

Инструкция. Мы предлагаем Вам ответить на следующие вопросы (выберите наиболее приемлемый для Вас вариант ответа). Выбранные ответы занесите в бланк ответов.

Текст опросника

1. Считаете ли Вы, что окружающий Вас мир может быть улучшен?

а) да;

б) нет, он и так достаточно хорош;

в) да, но только кое в чем.

2. Думаете ли Вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира?

а) да, в большинстве случаев;

б) нет;

в) да, в некоторых случаях.

3. Считаете ли Вы, что некоторые из Ваших идей принесли бы значительную пользу в той сфере деятельности, в ко­торой Вы работаете?

а) да;

б) да, при благоприятных обстоятельствах;

в) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли Вы, что в будущем станете играть столь важ­ную роль, что сможете что-то принципиально изменить?

а) да, наверняка;

б) это маловероятно;

в) возможно.

5. Когда Вы решаете предпринять какое-то действие, дума­ете ли Вы, что осуществите свое начинание?

а) да;

б) часто думаю, что не сумею;

в) да, часто.

6. Испытываете ли Вы желание заняться делом, которое аб­солютно не знаете?

а) да, неизвестное меня привлекает;

б) неизвестное меня не интересует;

в) все зависит от характера этого дела.

7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испы­тываете ли Вы желание добиться в нем совершенства?

а) да;

б) нет, я хочу научиться только самому основному;

в) нет, я хочу только удовлетворить свое любопытство.

8. Если дело, которое Вы не знаете, Вам нравится, хотите ли Вы знать о нем все?

а) да;

б) нет, я хочу научиться только самому основному;

в) нет, я хочу только удовлетворить свое любопытство.

9. Когда Вы терпите неудачу, то:

а) какое-то время упорствуете вопреки здравому смыслу;

б) решаете махнуть рукой на эту затею, т. к. понимаете, что она нереальна;

в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.

10. По-вашему, профессию надо выбирать исходя из:

а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

б) стабильности, значимости, нужности профессии, по­требности в ней;

в) преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, могли бы Вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?

а) да;

б) нет, боюсь сбиться с пути;

в) да, но только там, где местность мне понравилась и за­помнилась.

12. Сразу же после какого-то разговора Вы сможете вспом­нить, о чем шла речь?

а) да, без труда;

б) всего вспомнить не смогу;

в) запоминаю только то, что меня интересует.

13. Когда Вы слышите слово на незнакомом Вам языке, то сможете повторить его по слогам без ошибки, даже не зная его значения?

а) да, без затруднений;

б) да, если это слово легко запомнить;

в) повторю, но не совсем правильно,

14. В свободное время Вы предпочитаете:

а) оставаться наедине, поразмыслить;

б) находиться в компании;

в) Вам безразлично, будете ли Вы один или в компании.

15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие, только когда:

а) дело закончено и кажется Вам отлично выполненным;

б) Вы более-менее довольны;

в) Вам еще не все удалось сделать.

16. Когда вы один, то:

а) любите мечтать о каких-то вещах, даже, может быть, абстрактных;

б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;

в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с Вашей работой.

17. Когда какая-то идея захватывает Вас, то Вы станете ду­мать о ней:

а) независимо от того, где и с кем Вы находитесь;

б) только наедине с собой;

в) только там, где будет не слишком шумно.

18. Когда Вы отстаиваете какую-то идею, то:

а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедитель­ные аргументы оппонентов;

б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни вы­слушали;

в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

Обработка и интерпретация результатов

Подсчитайте общее количество баллов следующим об­разом: за ответ «а» — 3 балла, за ответ «б» — 1 балл, за ответ «в» — 2балла.

Общая сумма набранных баллов покажет уровень Вашего творческого потенциала.

Уровни выраженности

48 и более баллов В Вас заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет Вам богатый выбор творческих возможностей, Если Вы наделе сможете применить Ваши способности, то Вам доступны самые разные формы творчества.  
24—47 баллов У Вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют Вам творить, но у Вас есть и проблемы, тормозящие процесс творчества. Во всяком случае, Ваш творческий потенциал позволит Вам творчески себя проя­вить, если Вы, конечно, этого пожелаете.  
23 и менее баллов Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, может быть, Вы просто недооценили себя? Отсутствие веры в свои силы может привести Вас к мысли, что Вы вообще не способны к творче­ству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.  

Методика 6. Диагностика структуры

Сигнальных систем

Впервые понятия «первая сигнальная система» и «вторая сигнальная система» были введены И. П. Павловым для обо­значения качественно различных уровней эволюционного развития высшей нервной деятельности.

У животных сигналами приспособительных условно-реф­лекторных реакций являются непосредственные раздражите­ли — зрительные, слуховые, тактильные и т. д. Совокупность непосредственных условных раздражителей, вызываемых ими возбуждений в анализаторах и условно-рефлекторных процессов И.П. Павлов назвал первой сигнальной системой.

Совокупность словесных сигналов, вызываемых ими нервных процессов и систему возникающих на этой основе временных нервных связей И. П. Павлов отнес ко второй сигнальной системе, которая присуща только человеку. По­скольку слово является орудием отвлечения и обобщения, вторая сигнальная система обеспечивает более высокий уро­вень отражения.

Несмотря на принципиальные отличия этих двух систем, в норме всегда имеет место взаимодействие первой и второй сигнальных систем.

На основе относительного преобладания у человека пер­вой или второй сигнальной системы определяются выделен­ные И. П. Павловым специфические типы высшей нервной деятельности: художественный (преобладание первой сиг­нальной системы), мыслительный (преобладание второй сигнальной системы) и средний (относительно одинаковая роль обоих систем).

Основные отличия художественного типа от мыслитель­ного проявляются в сфере восприятия, где для «художника» характерны целостное восприятие, яркость образов, эмоцио­нальность, а для «мыслителя» — дробление его на отдельные части, поиск смысла. В сфере воображения и мышления у «ху­дожников» отмечается преобладание образного мышления и воображения, в то время как для «мыслителей» характерно абстрактное, теоретическое мышление; в эмоциональной сфере лица художественного типа отличаются повышенной эмоциональностью, эффективностью, а мыслительному типу более свойственны рассудочные, интеллектуальные реакции на события.

Таким образом, люди художественного типа в большей сте­пени склонны к профессиональной деятельности, требующей впечатлительности, образности и живости фантазии. Люди мыслительного типа лучше будут справляться с деятельностью, связанной с оперированием абстрактным материалом, матема­тическими и логическими формулами, различными понятия­ми.

Представители среднего типа сочетают в себе черты и ху­дожественного, и мыслительного типов.

В целом И. П. Павлов считал, что специфика высшей нервной деятельности человека возникла в результате ново­го способа взаимодействия с внешним миром, который стал возможен при трудовой деятельности людей и выразился в речи. Речь возникла как средство общения между людьми в процессе труда. Ее развитие привело к возникновению язы­ка, и, следовательно, у человека появилась новая система раздражителей в виде слов.

На основе этих теоретических положений был разрабо­тан опросник, позволяющий выявить структуру сигнальных систем личности.

Инструкция.Ответьте «да» (+) или «нет» (—) на предло­женные ниже вопросы.

Текст опросника

  1. Чтобы понять что-либо, Вы часто обращаетесь к образ­ным представлениям?
  2. У Вас есть тяга к рисованию?
  3. Вам вполне понятен язык знаков, формул, графиков?
  4. Доставляет ли Вам удовольствие пересказывать увиден­ное друзьям?
  5. Вы стараетесь скорее обобщить имеющуюся информа­цию, уйти от конкретики к обобщенным, абстрактным формулам?
  6. У Вас обычно много времени занимает переосмысление того, что Вы видели, слышали, что происходит вокруг?
  7. Вам проще понять что-либо, повертев в своих руках, соб­рав, разобрав?
  8. Вы стараетесь обогатить свою речь метафорическими вы­ражениями?
  9. Являются ли рисование, лепка, декоративно-прикладное искусство Вашими любимыми занятиями?
  10. При объяснении чего-либо Вы часто прибегаете к языку знаков, символов, чертежей?
  11. Вы обладаете литературными способностями?
  12. Вам нравится абстрактная живопись?
  13. Вы легко находите смысл в абстрактных изображениях?
  14. Вам удавалось своими руками собрать или отремонтиро­вать какое-нибудь техническое устройство?
  15. Вы согласны, что речь без эпитетов, метафор, образных выражений суха и неинтересна?
  16. Читая книгу, Вы живо представляете себе происходящее, как будто Вы являетесь непосредственным участником событий?
  17. У Вас хорошая память на знаки, символы, цифры?
  18. Вас считают хорошим рассказчиком?
  19. Вы легко составляете для себя какую-нибудь абракадабру, чтобы заменить большое словесное выражение?
  20. Вы ловите себя на мысли, что каждый символ, знак в худо­жественном произведении несет в себе большой смысл?
  21. Вас часто тянет к рукоделию, ручной работе, поделкам?
  22. Вас радует удачно употребленная метафора, иносказа­ние, притча или анекдот в речи говорящего?
  23. Вы стремитесь собрать у себя коллекцию репродукций живописи, книг по искусству?
  24. Вы свободно владеете языком знаков, формул?
  25. Вы пишете стихи?
  26. Ваши знакомые говорят Вам, что Вы слишком часто при­бегаете к абстракциям?
  27. Случается, что Вы смотрите один и тот же фильм по не­скольку раз, переосмысливая его по-новому?
  28. Вас называют «мастер — золотые руки»?
  29. Вы любите поэзию за оригинальность высказываний, ин­тересные ассоциации?
  30. Язык наглядных образов Вам более понятен, чем язык знаков и формул?
  31. Вы стараетесь при письме использовать аббревиатуру, со­кращения слов до начальных букв?
  32. Вам нравится выступать перед аудиторией?
  33. Хотели бы Вы, чтобы Ваша деятельность была связана со знаковыми системами, машинными языками и т. д.?
  34. Ложась спать, Вы часто перебираете в памяти прошед­ший день, стремитесь привести в порядок впечатления?
  35. Работа с техникой доставляет Вам удовольствие?
  36. Вы стараетесь чаще обращаться к художественным про­изведениям в поиске нужных Вам образов, метафор, мет­ких выражений, забавных высказываний?
  37. Вы обладаете богатым воображением, яркой и буйной фантазией?
  38. Вам легко даются языки программирования на ЭВМ?
  39. Вы владеете иностранными языками?
  40. Вас иногда подмывает ввернуть в разговор фразу позаковыристей и понепонятней?
  41. Вы стремитесь тщательно обдумывать свои поступки, рассчитывая свои шаги заранее?
  42. Вы обладаете способностью к техническому изобрета­тельству?
  43. Вам нравится придумывать образные метафоры?
  44. Вас часто можно застать за рисованием?
  45. Чтобы упростить объяснения, Вы часто используете гра­фики, формулы?
  46. Вы много времени уделяете стихосложению?
  47. Для запоминания чего-либо Вы часто используете абст­рактные знаки и изображения, понятные только Вам?
  48. Ваши друзья и знакомые считают Вас чересчур глубоко­мысленным человеком?
  49. Вам много приходится заниматься ручной работой, тре­бующей терпения и аккуратности?
  50. Вы хорошо владеете речью, языком метафор, оригиналь­ных образов?
  51. Вам часто снятся яркие, интересные сны, полные захва­тывающих событий?
  52. Вам не составляет труда придумать свою систему знаков, хотя бы для собственного употребления?
  53. Вам доставляет удовольствие рассказывать о чем-либо так, что слова сами льются из Ваших уст?
  54. Вы часто используете в речи абстрактные понятия?
  55. Вам удается обычно найти в тех или иных событиях свой, весьма неординарный смысл?
  56. Вам легче делать что-либо руками, чем решать теоретиче­ские задачи?

Бланк ответов

  S
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Обработка и интерпретация результатов

Анализ и обработка результатов проводятся по семи шка­лам. Для получения общего количества баллов по каждой шкале необходимо подсчитать количество плюсов в гори­зонтальных строках в бланке ответов. Максимальное коли­чество баллов, которое можно набрать по каждой шкале, — 8. Минимальное количество — 2—3 балла.

Значение шкал:

Метафоризация — способность замечать метафоры в речи, образах, стихах, художественных произведениях, использо­вать метафоры в речи, умение придумывать метафорические выражения (признак творческой одаренности). Сумма плю­сов (ответов «да») 1-го ряда: 1, 8, 15, 22, 29, 36, 43, 50.

Образность представлений — способность к яркому образ­ному представлению, фантазированию, образному мышле­нию, стремление выразить образы в рисунках, художественные способности. Сумма плюсов 2-го ряда: 2,9,16,23,30,37,44,51.

Символизация — способность к обозначению тех или иных явлений знаками, оперирование формулами, графика­ми, языковые способности. Сумма плюсов 3-го ряда: 3, 10, 17,24,31,38,45,52.

Вербализация — легкость речи, способность рассказчика без напряжения передавать словами сведения о тех или иных событиях. Сумма плюсов 4-го ряда: 4,11,18,25,32, 39,46,53.

Абстрагирование — способность успешно обобщать конк­ретное, выходить в область абстракции, умение опираться на абстрактные слова, образы в процессе мышления, отсутст­вие конкретных предметных представлений. Сумма плюсов 5-го ряда: 5, 12, 19,26,33,40,47,54.

Рефлексивность — способность долго удерживать одну и туже информацию в памяти, каждый раз переосмысливая ее по-новому, высокая степень рефлексии, тщательное проду­мывание своих действий. Сумма плюсов 6-го ряда: 6, 13, 20, 27,34,41,48,55.

Ручные навыки — способность мастерить, ремонтировать, осуществлять точные ручные манипуляции с предметами, технические навыки. Суммы плюсов 7-го ряда: 7, 14, 21, 28, 35, 42, 49, 56.

Результаты диагностики можно изобразить в виде графи­ка, на лучах которого откладывается количество баллов, по­лученных по соответствующей шкале, затем точки на шкалах соединяются (рис. 4).

Методика 5. Диагностика творческого потенциала - student2.ru Рис. 4. Графическое представление полученных данных

В результате на графике хорошо видна степень выражен­ности и преобладание тех или иных функциональных спо­собностей.

По результатам диагностики выдаются рекомендации о том, какой вид трудовой деятельности более всего подходит испытуемому.

Уточнение сферы профессиональной деятельности, подбор профессий осуществляются в процессе дальнейшей профориентационной работы и профессиональной диагностики.

Наши рекомендации