Профессиональному самоопределению

Системообразующим фактором формирования професси­онального самоопределения у учащихся учреждений началь­ного профессионального образования являются меры по опти­мизации образовательного процесса.

Основное содержание предлагаемых мер направлено на ак­тивизацию личностного компонента образовательного про­цесса через создание условий для развития оснований свобод­ного и ответственного выбора. В Законе РФ «Об образовании» указывается на обязательность реализации федерального ком­понента содержания образования, с одной стороны, и на пре­доставление свободы во введении предметов по выбору и в вы­боре методов организации образовательного процесса — с дру­гой. В соответствии с этими возможностями нами был разработан новый учебный курс «Психологическое содействие профессиональному самоопределению».

В качестве теоретических оснований для создания этого курса использовались представления о сущности професси­онального самоопределения и психологических механизмов его реализации. При этом мы учитывали, что актуализация профессионального становления определяется возникнове­нием у личности ряда внутренних противоречий.

Преодоление внутренних противоречий профессионально­го самоопределения возможно путем развития психологиче­ской компетентности, разработки альтернативных сценариев профессиональной жизни, повышения профессиональной ак­тивности, создания оптимистической профессиональной пер­спективы, усиления «авторства» своей профессиональной жиз­ни, определения новых смыслов профессиональной деятель­ности, согласования амбивалентных установок и отношений, постоянного повышения своей квалификации, снижения уровня притязаний, самосохранения профессиональной це­лостности личности, предвидения возможных трудностей и потерь вынужденного увольнения или смены профессии, предупреждения возможных деформаций, кризисов и др.

Таким образом, можно выделить ряд типичных психоло­гических проблем, порождающих внутриличностные проти­воречия профессионального самоопределения:

1) рассогласование идеального и реального образа профес­сии и самооценки: Я-реального, Я-возможного и Я-деформированного;

2) несоответствие профессиональной квалификации уров­ню притязаний в области карьеры, материального и мо­рального поощрения;

3) неправильный, вынужденный выбор профессии, места работы и должности;

4) противоречия между осознаваемыми и неосознаваемыми составляющими профессионального сознания.

Поэтому педагогическое обеспечение профессионально­го развития рассматривается как создание в рамках образо­вательного курса предпосылок для преодоления противоре­чий, через которые должен пройти каждый при вхождении в профессию. Проектирование осуществлялось в трех плоско­стях: информационной, операционально-деятельностной и личностной. Создание информационной части курса было направлено на отбор того минимума представлений, кото­рый дал бы возможность создать некий обобщенный образ профессии. Набор операций, которыми должен владеть любой профессионал, составил операционально-деятельностную часть курса. Личностная составляющая проектируемого курса была направлена на обеспечение механизмами соот­несения субъектом своего Я с получаемой информацией и осваиваемыми операциями.

Программа курса «Содействие профессиональному са­моопределению» составлена с учетом современных социаль­но-экономических условий. Изменения в экономике влекут за собой изменения в профессиях как в количественном, так и в качественном выражении. Курс, предназначенный для начинающих обучение, направлен на выработку у них меха­низмов соотнесения своих индивидуально-психологических особенностей с требованиями профессии и нахождения лич­ностного смысла в ней.

Цель курса заключается в активизации и объективации процесса профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, которая включает получение знаний о себе, о профессиях и их соот­несение, развитие способности к профессиональной адапта­ции в современных социально-экономических условиях.

Мы полагаем, что достижение поставленной цели воз­можно при решении следующих задач:

• достижения минимального уровня психологической ком­петентности учащихся за счет вооружения их соответству­ющими знаниями, расширения границ представления о себе, пробуждения потребности в самосовершенствова­нии;

• создания условий для повышения самоценности лично­сти, развития положительного самоотношения, чувства уверенности в своих силах в плане реализации в будущей профессиональной деятельности;

• деятельности о го знакомства со спецификой профессий различного профиля;

• включения учащихся в деятельность по соотнесению сво­их склонностей и способностей с требованиями профес­сиональной деятельности (профессиональные пробы).

Курс «Содействие профессиональному самоопределению» состоит из двух частей: теоретической и практической. Теоре­тическая часть направлена на изучение своего «образа Я» и мира профессий; практическая реализуется через включение индивида в конкретную профессиональную деятельность.

В ходе изучения курса учащиеся должны узнать о значе­нии профессионального самоопределения, требованиях к составлению личного профессионального плана, правилах выбора профессии; сформировать представление о профес­сиях и профессиональной деятельности, интересах, моти­вах и ценностях профессионального труда. В рамках курса используется комплекс психологических методик, направ­ленных как на изучение и анализ индивидуально-типоло­гических особенностей, так и на развитие отдельных психи­ческих процессов и сторон личности, необходимых в той или иной профессиональной деятельности.

Особое внимание в курсе уделяется формированию субъек­тивной оценочной системы. Используя методы самоанализа, ребята учатся соотносить свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессией, строят планы реализации профессиональных на­мерений. Участие в конкретной профессиональной деятельно­сти осуществляется параллельно освоению теоретического курса, что дает человеку возможность сделать правильный про­фессиональный выбор.

Опытно-экспериментальное введение курса активизиро­вало процессы профессионального самоопределения уча­щихся, что проявилось в более четко выраженном и аргумен­тированном отношении к осваиваемой профессии. Для уча­щихся экспериментальной группы характерным стало возросшее позиционирование относительно будущей про­фессиональной деятельности. В контрольной же группе отношение к осваиваемой профессии практически не измени­лось.

Проведенная работа показала, что включение в профес­сиональное образование мероприятий, активизирующих личностную ориентацию в образовательном процессе, по­вышает его эффективность благодаря осознанному и ответ­ственному самоопределению человека относительно буду­щей профессии.

Профессиональное самоопределение человека в мире профессий и на профессиональном пути является личност­ным аспектом формирования профессионала. Профессио­нальное самоопределение сопровождается построением личного профессионального плана, формированием внут­ренней готовности к осознанному и самостоятельному пред­ставлению, корректировке и реализации перспектив своего развития, готовности рассматривать себя субъектом, разви­вающимся во времени, и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной дея­тельности. Самоопределяющаяся личность — это субъект, осознавший, чего он хочет (свои цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (свои личностные и физические свойст­ва), что он может (свои возможности, склонности), чего от него ждут коллектив, общество.

Глава 4. Диагностика профессионального

самоопределения учащихся

Наши рекомендации