Профессиональному самоопределению
Системообразующим фактором формирования профессионального самоопределения у учащихся учреждений начального профессионального образования являются меры по оптимизации образовательного процесса.
Основное содержание предлагаемых мер направлено на активизацию личностного компонента образовательного процесса через создание условий для развития оснований свободного и ответственного выбора. В Законе РФ «Об образовании» указывается на обязательность реализации федерального компонента содержания образования, с одной стороны, и на предоставление свободы во введении предметов по выбору и в выборе методов организации образовательного процесса — с другой. В соответствии с этими возможностями нами был разработан новый учебный курс «Психологическое содействие профессиональному самоопределению».
В качестве теоретических оснований для создания этого курса использовались представления о сущности профессионального самоопределения и психологических механизмов его реализации. При этом мы учитывали, что актуализация профессионального становления определяется возникновением у личности ряда внутренних противоречий.
Преодоление внутренних противоречий профессионального самоопределения возможно путем развития психологической компетентности, разработки альтернативных сценариев профессиональной жизни, повышения профессиональной активности, создания оптимистической профессиональной перспективы, усиления «авторства» своей профессиональной жизни, определения новых смыслов профессиональной деятельности, согласования амбивалентных установок и отношений, постоянного повышения своей квалификации, снижения уровня притязаний, самосохранения профессиональной целостности личности, предвидения возможных трудностей и потерь вынужденного увольнения или смены профессии, предупреждения возможных деформаций, кризисов и др.
Таким образом, можно выделить ряд типичных психологических проблем, порождающих внутриличностные противоречия профессионального самоопределения:
1) рассогласование идеального и реального образа профессии и самооценки: Я-реального, Я-возможного и Я-деформированного;
2) несоответствие профессиональной квалификации уровню притязаний в области карьеры, материального и морального поощрения;
3) неправильный, вынужденный выбор профессии, места работы и должности;
4) противоречия между осознаваемыми и неосознаваемыми составляющими профессионального сознания.
Поэтому педагогическое обеспечение профессионального развития рассматривается как создание в рамках образовательного курса предпосылок для преодоления противоречий, через которые должен пройти каждый при вхождении в профессию. Проектирование осуществлялось в трех плоскостях: информационной, операционально-деятельностной и личностной. Создание информационной части курса было направлено на отбор того минимума представлений, который дал бы возможность создать некий обобщенный образ профессии. Набор операций, которыми должен владеть любой профессионал, составил операционально-деятельностную часть курса. Личностная составляющая проектируемого курса была направлена на обеспечение механизмами соотнесения субъектом своего Я с получаемой информацией и осваиваемыми операциями.
Программа курса «Содействие профессиональному самоопределению» составлена с учетом современных социально-экономических условий. Изменения в экономике влекут за собой изменения в профессиях как в количественном, так и в качественном выражении. Курс, предназначенный для начинающих обучение, направлен на выработку у них механизмов соотнесения своих индивидуально-психологических особенностей с требованиями профессии и нахождения личностного смысла в ней.
Цель курса заключается в активизации и объективации процесса профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, которая включает получение знаний о себе, о профессиях и их соотнесение, развитие способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Мы полагаем, что достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:
• достижения минимального уровня психологической компетентности учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями, расширения границ представления о себе, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
• создания условий для повышения самоценности личности, развития положительного самоотношения, чувства уверенности в своих силах в плане реализации в будущей профессиональной деятельности;
• деятельности о го знакомства со спецификой профессий различного профиля;
• включения учащихся в деятельность по соотнесению своих склонностей и способностей с требованиями профессиональной деятельности (профессиональные пробы).
Курс «Содействие профессиональному самоопределению» состоит из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть направлена на изучение своего «образа Я» и мира профессий; практическая реализуется через включение индивида в конкретную профессиональную деятельность.
В ходе изучения курса учащиеся должны узнать о значении профессионального самоопределения, требованиях к составлению личного профессионального плана, правилах выбора профессии; сформировать представление о профессиях и профессиональной деятельности, интересах, мотивах и ценностях профессионального труда. В рамках курса используется комплекс психологических методик, направленных как на изучение и анализ индивидуально-типологических особенностей, так и на развитие отдельных психических процессов и сторон личности, необходимых в той или иной профессиональной деятельности.
Особое внимание в курсе уделяется формированию субъективной оценочной системы. Используя методы самоанализа, ребята учатся соотносить свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессией, строят планы реализации профессиональных намерений. Участие в конкретной профессиональной деятельности осуществляется параллельно освоению теоретического курса, что дает человеку возможность сделать правильный профессиональный выбор.
Опытно-экспериментальное введение курса активизировало процессы профессионального самоопределения учащихся, что проявилось в более четко выраженном и аргументированном отношении к осваиваемой профессии. Для учащихся экспериментальной группы характерным стало возросшее позиционирование относительно будущей профессиональной деятельности. В контрольной же группе отношение к осваиваемой профессии практически не изменилось.
Проведенная работа показала, что включение в профессиональное образование мероприятий, активизирующих личностную ориентацию в образовательном процессе, повышает его эффективность благодаря осознанному и ответственному самоопределению человека относительно будущей профессии.
Профессиональное самоопределение человека в мире профессий и на профессиональном пути является личностным аспектом формирования профессионала. Профессиональное самоопределение сопровождается построением личного профессионального плана, формированием внутренней готовности к осознанному и самостоятельному представлению, корректировке и реализации перспектив своего развития, готовности рассматривать себя субъектом, развивающимся во времени, и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности. Самоопределяющаяся личность — это субъект, осознавший, чего он хочет (свои цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (свои личностные и физические свойства), что он может (свои возможности, склонности), чего от него ждут коллектив, общество.
Глава 4. Диагностика профессионального
самоопределения учащихся