Темы контрольных работ №2 (3-й семестр)

Тема 1. Общее понятие о деятельности как форме взаимодействия человека с окружающей средой.

Тема 2. Деятельность как условие самореализации личности.

Тема 3. Речевая деятельность как форма общения. Речь. Ее виды, структура и функции.

Тема 4.Речевая культура педагога.

Тема 5. Роль общения в психологическом онтогенетическом развитии человека.

Тема 6. Общение, его роль в развитии личности.

Тема 7. Общение в структуре педагогической деятельности.

Тема 8. Коммуникативные способности и стиль общения в педагогической деятельности.

Тема 9. Группа и ее положительная роль в развитии человека как личности.

Тема 10. Психология взаимодействия людей в группе.

Тема 11. Межличностные отношения в коллективах.

Тема 12. Социально-психологические явления в малых группах.

Тема 13. Социально-психологические факторы эффективности групповой деятельности.

Тема 14. Взаимодействие личности и коллектива. Лидерство как способ влияния на отдельную личность и на группу в целом.

Тема15. Лидерство и руководство, лидер и руководитель: понятийные сходства и различия.

Тема 16. Феноменология лидерства.

Тема 17. Пути и средства повышения эффективности групповой работы.

Тема 18. Межличностные отношения в группах и коллективах, методы их выявления и возможности изменения статуса личности в коллективе.

Тема 19. Психологические механизмы восприятия людьми друг друга.

Тема 20. Основные источники личностного развития индивида в группе.

Тема 21. Психологические требования, предъявляемые к стилю руководства педагогическим коллективом.

Тема 22.Стили лидерства (руководства) и главные параметры содержательной и формальной сторон «авторитетного», «демократического» и «либерально-попустительского» стилей.

Тема 23. Конфликты в педагогической деятельности. Предупреждение и устранение конфликтов в работе педагогического коллектива.

Тема 24.Толерантность в контексте процессов глобализации и детрадиционализации.

Тема25. Толерантность и социально-групповые идентификации личности.

Тема 26. Феномен интолерантности.

Тема 27. Анализ механизмов поддержания и эскалации интолерантности.

Тема 28. Толерантность как культурная норма.

Тема 29. Влияние социально-демографических характеристик индивида на уровень его толерантности.

Тема30. Роль толерантности в самоорганизации общества и поддержании его разнообразия.

Тема31. Факторы, влияющие на формирование толерантности в ходе социализации.

Тема 32. Толерантность и философская категория свободы.

Тема33. Ситуация морального выбора и толерантность.

Тема 34. Понятие толерантности в философии либерализма.

Тема35. Толерантность и мировоззрение.

Тема36. Веротерпимость и мировые религии.

Тема37. Терпимость к «новым религиям», или «альтернативным культам».

Тема38. История идеи толерантности в мировых религиях.

Тема39. Возможно ли воспитание толерантности через религиозные заповеди?

Тема40. Ведет ли становление гражданских свобод к повышению уровня толерантности общественного сознания?

Тема41. Предубеждения (стереотипы) и толерантность.

Тема42. Психологические особенности толерантной личности.

Тема43. Психологические особенности авторитарной личности.

Тема44. Социально-психологические проблемы политической толерантности.

Тема45. Диагностика толерантности: возможности и ограничения.

Тема46. Толерантность в межличностных отношениях.

Тема47.Предполагает ли личностная зрелость толерантность?

Тема48. Связь толерантного сознания с экзистенциальными проблемами современного человека.

6.3. Задания и методические указания по организации самостоятельной работы студента

6.3.1. Темы рефератов для подготовки к практическим занятиям

Темы рефератов

1. Методы психологического исследования.

2. Основные принципы психологии, анализ их развития.

3. Житейская и научная психология: связь и различия.

4. Истоки научных психологических знаний.

5. Предмет психологии с позиции психоанализа.

6. Предмет психологии с позиции бихевиоризма.

7. Система явлений, изучаемых в современной психологии.

8. Значение психологических знаний для педагогической теории и практики.

9. Характеристика основных психологических школ.

10. Генезис высших психических функций человека.

11. Основные этапы развития психики животных.

12. Психологические исследования высокоразвитых инстинктивных форм поведения животных.

13. Есть ли разум у животных?

14. Проявления сознания в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека.

15. Развитие сознания человека в онтогенезе.

16. Проявления бессознательного в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека.

17. Сфера бессознательного – домыслы и факты

18. Связь языка и сознания человека.

19. Соотношение сознательного и бессознательного в человеке.

20. Сны и их происхождение.

21. Измененные состояния сознания (сон, гипноз).

22. Сопоставительный анализ категории «личность» в различных науках.

23. Классификация и содержание новейших теорий личности.

24. Определения личности в различных науках: сопоставительный анализ.

25. Когнитивные процессы в подростковом возрасте.

26. Аффективная сфера в подростковом возрасте.

27. Мотивационная структура личности современного подростка.

28. Проблема противостояния «отцов» и «детей» в подростковом возрасте.

29. Развитие Я – концепции в подростковом возрасте.

30. Формирование самоопределения и направленности личности у подростков.

31. «Порог взрослой жизни» как социальная ситуация развития в юношеском возрасте.

32. Развитие личности в раннем юношеском возрасте.

33. Основные линии онтогенеза в зрелости.

34. Ощущения и восприятия как основа познавательного процесса.

35. Роль и виды чувствительности (ощущений) у человека.

36. Ольга Скороходова «Как я воспринимаю мир»

37. Теории памяти в психологии.

38. Факторы, определяющие развитие памяти у человека.

39. Пути, приемы, средства развития памяти человека.

40. Индивидуальные особенности и нарушения памяти.

41. Рассеянность внимания и способы борьбы с ней.

42. Индивидуальные особенности процесса памяти: способы тренировки и развития.

43. Практические выводы-рекомендации по улучшению памяти.

44. Виды мышления и их связь с индивидуальными различиями людей.

45. Теоретическое и практическое мышление в жизни людей.

46. Творческое мышление, его особенности и условия развития.

47. Условия развития творчества и индивидуальные особенности его проявления.

48. Исследования внешних и внутренних факторов развития интеллекта.

49. Исследование взаимосвязи интеллекта, творческих способностей и особенностей личности.

50. Воображение и творчество.

51. Развитие воображения на различных этапах онтогенеза.

52. Творческая функция представления и воображения.

53. Внимание и его психологические свойства.

54. Развитие внимания в онтогенезе.

55. Роль внимания в процессе познания.

56. Проявление эмоций в творчестве.

57. Эмоции и современное художественное творчество.

58. Понятие, признаки и проявление воли у человека.

59. Основные направления развития воли.

60. Влияние темперамента на индивидуальный стиль деятельности.

61. Концепция темперамента В.М. Русалова.

62. Отражение свойств темперамента в предметной деятельности.

63. Представления о характере в истории психологии.

64. Акцентуированные характеры подростков по А.Е. Личко.

65. Концепция К. Леонгарда и А.Е. Личко.

66. Особенность психологической работы с акцентуированными личностями.

67. Природа индивидуальных различий в способностях людей.

68. Генотип, свойства нервной системы и способности человека.

69. Гендерные различия способностей.

70. Предпосылки развития творческой личности.

71. Психологическая работа с одаренными детьми.

72. Диагностика развития творческих способностей.

73. Носители сверх гениальных способностей – кто они?

74. Проблема врожденного и приобретенного в диагноcтике способностей.

75. Проблема измерения способностей. Тесты на общий интеллект и показатель IQ.

76. Общее представление о структуре интеллекта. Интеллект и креативность.

77. Условия ускоренного развития человеческих способностей.

78. Теоретические подходы к изучению общения в отечественной психологии.

79. Особенности коммуникативной стороны общения в педагогическом процессе.

80. Основные механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе, их характеристика.

81. Речь и ее влияние на формирование познавательных процессов.

82. Роль общения в психологическом онтогенетическом развитии человека.

83. Личность в системе внутригрупповых отношений.

84. Метод социометрии, его возможности и ограничения.

85. Динамические социально-психологические процессы в малой группе.

86. Группа и ее положительная роль в развитии человека как личности.

87. Сплоченность коллектива, пути и способы ее укрепления.

88. Факты, свидетельствующие об отрицательном влиянии группы на индивида.

89. Личность и группа. Феномен конформизма.

90. Понятие лидерства и основные подходы к его изучению.

91. Социально-психологический феномен лидерства в студенческой среде.

92. Проблема развития личности в группе.

93. Проблема конфликтологической компетентности педагога.

94. Технологии урегулирования, разрешения и управления педагогическими конфликтами.

95. Представленность проблемы толерантности в отечественной психологии.

6.3.2. Темы эссе для подготовки к практическим занятиям

Эссе– это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Примерные темы эссе

1. Зачем мне знание психологии.

2. Образ психологии в массовом сознании.

4. Психоанализ: история и современность.

5. Возможна ли одна единственная «психология» без плюрализма мнений, характерного для различных психологических школ?

6. Какой крупный ученый-психолог является для меня авторитетом и почему?

7. «Человеку недостаточно познать самого себя, нужно найти также способ, с помощью которого он сможет разумно показать, проявить себя и в конце концов изменить себя и сформировать» (Ф. Бэкон).

8. Мышление в условиях диалога с компьютером.

9. Позитивная и негативная роли воображения в жизни человека.

10. «Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий).

11. «Нас формируют те поступки, которые мы совершаем» (Аристотель).

12. Деятельность – единственный путь к знанию» (Б. Шоу).

13. «Толерантность – это не смерть различий, это поддержка и понимание различий» (А.Г. Асмолов).

14. Психологический профиль толерантной личности.

15. Психологическое отношение между толерантностью и ответственностью.

16. Толерантность как необходимый компонент отношений в современном обществе.

17. Эволюционная ценность интолерантного и толерантного поведения.

18. Толерантность в научном дискурсе.

19. Социальный стереотип: позитивное или негативное явление?

20. «Человек является воспитанником всех окружающих его предметов, всех тех положений, в которые ставит его случай» (К. Гельвеций).

21. Харизма и речевое обаяние руководителя.

22. Лидерами рождаются или становятся?

23. «Мы продвигаемся по своему пути лишь тогда, когда обращены к цели лицом, когда верим в себя, верим в то, что все преодолеем» (Оризон СуэттМарден).

24. Интеллект или креативность: что важнее?

25. Что меня может привлекать в психологии?

6.4. Примерные вопросы для подготовки к экзамену

по дисциплине «Психология»

1. Структура психологической науки, ее разделы и отрасли.

2. Основные этапы развития психологии. Важнейшие направления современной психологии (психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология и др.).

3. Основные требования к проведению психологического исследования. Характеристика этапов психологического исследования. Общенаучные методы: организации исследования (сравнительный, комплексный, лонгитюдный), обработки данных, методы интерпретации.

4. Методы эмпирического сбора данных (наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности и др.). Особенности каждого метода, оптимальные условия его применения в психологических исследованиях.

5. Методы психодиагностического изучения личности учащегося. Анализ результатов и использование их в педагогической деятельности.

6. Понятие о личности. Динамическая функциональная психологическая структура личности (по К.К. Платонову). Характеристика подструктур, путей их формирования. Соотношение биологического и социального в структуре личности.

7. Понятие человек, индивид, личность, индивидуальность. Системно-структурное представление о личности. Свойства, состояния и процессы личности.

8. Теории и концепции личности в отечественной и зарубежной психологии.

9. Потребности как источник активности личности. Классификация человеческих потребностей. Специфика человеческих потребностей.

10. Мотивация как проявление потребностей личности. Виды мотивов. Сознательная и бессознательная мотивация.

11. Направленность личности как иерархическая система потребностей и как системообразующий фактор структуры личности. Интересы, убеждение, мировоззрение.

12. Самооценка личности. Виды самооценок: личностная и ситуативная, адекватная и неадекватная. Уровни самооценки и условия их формирования.

13. Самооценка и уровень притязаний как факторы становления и развития личности.

14. Ощущения. Классификация ощущений. Виды и свойства ощущений. Взаимодействие ощущений. Роль ощущений в жизни и деятельности человека.

15. Восприятие. Виды и свойства восприятия. Значение перцептивных процессов в профессиональной деятельности педагога.

16. Внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности. Виды внимания и их психологическая характеристика.

17. Внимание. Свойства внимания. Развитие внимания и возможности управления им в учебной и профессиональной деятельности.

18. Память. Процессы памяти. Факторы, способствующие запоминанию, сохранению и забыванию информации. Условия продуктивности памяти, профилактика забывания.

19. Память. Виды памяти, критерии их выделения. Индивидуальные различия. Использование закономерностей памяти в педагогической практике.

20. Мышление как высшая форма познавательной деятельности, его социальная природа. Функции мышления. Мыслительные операции.

21. Мышление. Виды и логические формы мышления. Сочетание разных видов мышления в практической деятельности педагога.

22. Мышление. Определение творческого мышления и условия его продуктивности. Индивидуальные особенности и качества мышления.

23. Воображение. Виды воображения. Психологические механизмы. Формы воображения. Индивидуально-типологические особенности воображения. Роль воображения в деятельности педагога.

24. Эмоции. Функции эмоций. Виды эмоций и их психологическая характеристика. Роль эмоций в жизнедеятельности человека.

25. Чувства. Функции чувств. Высшие чувства: нравственные (моральные), интеллектуальные, эстетические. Способы преодоления отрицательных психических состояний в профессиональной деятельности педагога.

26. Воля. Волевые качества личности и волевая деятельность. Волевой акт, волевое усилие.Воспитание и самовоспитание воли.

27. Общая характеристика темперамента. История учений о темпераменте в психологии. Современные представления о типах ВНД человека и их значение для понимания динамических особенностей личности.

28. Типы темпераментов и их психологическая характеристика. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Учет особенностей темперамента в педагогической деятельности.

29. Характер. Структура характера. Становление характера в процессе социализации индивида.

30. Характер.Место характера в общей структуре личности. Характер человека и влияние его на взаимоотношения с людьми.

31. Акцентуации характера. Характеристика типов акцентуаций (гипер-тимный, эпилептоидный, шизоидный, истероидный, конформный и др.).

32. Способности. Классификация способностей. Природные и специфические человеческие способности. Уровни развития способностей.

33. Представления о задатках. Задатки как природно сформированные предпосылки для развития способностей. Учет способностей и задатков в профориентации и выборе профессии.

34. Возрастная периодизация развития личности. Подростковый возраст: годы, ведущая деятельность, среда социализации, психические новообразования. Общая характеристика подростка.

35. Возрастная периодизация развития личности. Характеристика юности: годы, среда социализации, ведущая деятельность, психические новообразования.

36. Возрастная периодизация развития личности. Характеристика зрелости: годы, среда социализации, ведущая деятельность, психические новообразования.

37. Характеристика деятельности. Отличительные черты деятельности: общественный характер, целенаправленность, плановость, систематичность. Основные характеристики деятельности: предметность и субъектность.

38. Структура деятельности (по А.Н. Леонтьеву). Соотношение внутренней психической и внешней практической деятельности.

39. Освоение деятельности. Умения и навыки как структурные элементы деятельности. Основные этапы формирования навыка. Взаимодействие навыков.

40. Специфика человеческой деятельности, ее атрибуты. Виды человеческой деятельности, их характеристика. Профессиональный труд как условие формирования личности.

41. Понятие «общение». Структура (стороны) общения. Функции и виды общения.

42. Понятиесоциальная перцепция. Механизмы социальной перцепции: идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия, казуальная атрибуция. Стереотипизация ее виды и функции.

43. Речевая деятельность. Виды и свойства речи. Требования к речи педагога.

44. Личность в системе межличностных отношений. Понятие «группы». Классификация групп. Виды групп. Классификация групп по уровню развития межличностных отношений: диффузная группа, ассоциация, корпорация, коллектив.

Психологическая структура малой группы: композиционная, социометрическая, коммуникативная и подструктура функциональных отношений.Социометрическая структура малой группы: определение и основные параметры анализа.

46. Генезис и развитие малой группы, формирование межличностных отношений в малой группе.

Наши рекомендации