Схема психологического анализа сказок
Анализируя древние истории, мы не используем специальных схем, а просто стараемся, насколько это возможно, постичь знание и смысл, зашифрованные в них. В контексте проективной психодиагностики требуется структура, позволяющая систематизировать информацию, которая содержится в авторской сказке.
Для того чтобы составить схему психологического анализа сказок, нам необходимо выделить ключевые характеристики сказки.
Под ключевыми характеристиками понимаются качественные показатели, с помощью которых можно описать авторскую сказку. Ключевые характеристики помогают психологу выявить отправные точки анализа сказки и таким образом встать на путь понимания внутреннего мира клиента и особенностей его взаимоотношений с окружающим миром.
Объем информации, содержащейся в сказке, огромен. Психолог способен понять и осмыслить лишь некоторую его часть. Однако и эта часть сама по себе является достаточно объемной. Введение ключевых характеристик значительно облегчает процесс систематизации информации, а следовательно, помогает специалисту встать на путь понимания внутреннего мира клиента.
Предлагаемый список ключевых характеристик сложился опытным путем. Не исключено, что со временем он дополнится новыми показателями.
Итак, ключевыми характеристиками сказки являются:
1) энергоинформационное поле сказки;
2) основная тема сказки;
3) сюжет сказки;
4) линия главного героя;
5) символическое поле.
1. Энергоинформационное поле. Это особая энергия сказки, оставляющая у слушателя определенное «послевкусие», состоящее из ощущений, чувств, мыслей и впечатлений.
Каждая сказка обладает частью энергии своего автора и содержит информацию о его внутренних процессах. Таким образом, каждый человек, читающий или слушающий сказку, соприкасается с ее энергоинформационным полем. Это поле может оказывать на нас определенное воздействие — влиять на психосоматическое состояние, настроение, мыслительные процессы.
Читая разные сказки, мы отмечаем изменения в своих ощущениях и впечатлениях. Сказкотерапевт обычно лишь фиксирует свою первую реакцию, но не следует за ней. Потому что, если подчиниться энергоинформационной волне сказки, можно потерять объективность профессионального взгляда. Особенно в случае, когда клиент имеет выраженные психопатологические особенности; как правило, «засасывающая» энергия таких сказок довольно велика.
Если первое впечатление от сказки оставило у психолога тяжелое ощущение, это верный показатель наличия у автора серьезных внутренних конфликтов.
Чаще всего у сказкотерапевта, психолога возникает адекватный ответ на энергетику сказки, то есть включается некое «рабочее состояние». Его первым признаком является искренний интерес к сказке.
Мы еще слишком мало знаем об энергоинформационном поле сказки, но понимаем всю важность этой ключевой характеристики. Фактически энергоинформационное поле является главным хранилищем знаний об авторе, однако нам пока трудно формализовать это знание. Поэтому на помощь приходят другие ключевые характеристики.
2. Основная тема. Это идея, пронизывающая весь сюжет сказки. Основная тема отражает актуальные жизненные ценности, потребности, «зону ближайшего развития» автора. Иными словами, основная тема показывает нам то, что является для клиента наиболее значимым в данный момент. Над чем он сознательно или бессознательно «работает», к чему стремится.
Наиболее распространенными темами сказок являются: тема любви, тема детско-родительских взаимоотношений и отношений в семье; тема личностного роста; тема основных жизненных ценностей (сказки с жизненной моралью); тема дружбы.
Чтобы определить основную тему, нужно задать себе или автору вопрос: о чем эта сказка, чему она учит?
Основная тема может быть представлена на нескольких уровнях:
— ценностном;
— ментальном;
— эмоциональном;
— витальном.
Ценностный уровень содержит общие жизненные ценности, проявленные в сказке.
Ментальный уровень отражает понимание, степень осмысления автором событий, положенных в основу сюжета сказки.
Эмоциональный уровень показывает качество чувственно-смысло-bofo проживания основной темы.
Витальный уровень говорит о степени удовлетворенности автора в связи с актуализацией основной темы сказки; к этому уровню относится влияние происходящих в сказке событий на жизнедеятельность героев.
Для примера проанализируем с позиции основной темы следующую сказку.
Юля, 17 лет
Счастье и его поиски
Это было сотни лет назад, когда не было ничего - ни солнца, ни неба, ни песка, ни воды, ни людей. Была лишь одна Высшая сила, которая решила создать что-то, чтобы ей легко жилось. И вот создалось солнце и небо. Но Высшая сила получила сильный ожог, а небо стало слепить ей глаза своей синевой. Потом создалась Земля — на ней Высшая сила поселила животных, предоставила им пищу, пустила воду, построила горы. Но ей все время казалось, что чего-то недостает, и она все совершенствовала Землю, создавая новые виды растений и животных, пока не поняла, что совершенству нет предела. Но Высшая сила все еще не ощущала себя счастливой. Тогда она решила создать Человека. Так на Землю пришло удивительное существо.
Однако вскоре Человеку стало мало Земли, он захотел проникнуть во все тайны бытия. И он проник в них и низвергнул Высшую силу. Теперь она была вынуждена скитаться по миру и искать себе место. Она с болью в сердце вспоминала свое прежнее, счастье от созданного ею мира, — теперь он приносил ей одни несчастья. И вот однажды она набрела на жилище Человека.
Вместо замечательного дворца, в котором Высшая сила некогда правила миром, она увидела развалины и посреди них ветхую хижину. На нее нахлынули воспоминания, и она решила зайти внутрь. На полу лежал ужасно худой Человек, он уже не мог добывать себе пищу и готовить ее, потому что, изгнав Высшую силу, он утратил самое главное, что в нем было и за что его любили животные и растения, - совесть, счастье, покой и гармонию. Хриплым голосом он стал уговаривать Высшую силу вернуться на престол, а его возвратить на Землю. Высшая сила вспомнила, как, стремясь к совершенству, она пыталась пойти неверным путем создания лживого, — это отразилось в Человеке. Но предложение приняла. Нет, она не утратила свои позиции: она пытается совершенствовать то, что создала.
А Человек... Он расселился очень широко, но все ли люди были достойны звания Человека? Они забыли о проступке их прародителя и вновь стали посягать на престол. Высшая сила, стремясь и в этом увидеть положительные черты, наградила людей разумом, но также бросила в их душу смущение за низкие поступки.
Теперь люди со своим смущением уже не пытаются посягать на престолы, которые по праву должны принадлежать тем, кто их достоин, а не тем, кто их захватил.
Основная тема сказки — взаимоотношения Человека с Высшей силой, породившей его и весь мир.
На ценностном уровне проявлены:
— мысль о том, что человек не может претендовать на место силы, его породившей;
— важнейшие ценности: совесть, счастье, покой и гармония;
— понимание места человека в мире и смысла его существования. На ментальном уровне выражается степень осознания важнейших ценностей. Например, Бог представлен в образе некой Высшей силы, которая создала мир и Человека, которая стремится к совершенству. Высшая сила пыталась пойти неверным путем, и это отразилось в созданном ею Человеке в виде лживости, то есть ошибки Высшей силы проявились в пороках Человека. Здесь явно прослеживается философская мысль: «что наверху, то и внизу». Имеющаяся у человека частица Высшей силы дает ему основания для претензий на престол. Налицо переживание автором идеи о Богочеловеке, причем в ее искаженном виде. Подобное искажение случалось в истории нашей страны: разрушение церквей, желание «повернуть реки вспять» и др. Частица Бога помогает человеку стремиться к росту, но не дает ему право претендовать на престол своего Божественного отца. Человек, претендующий на роль Бога, абсолютно безосновательно считает себя всесильным и забывает о главных ценностях жизни. Это приводит к его краху и ставит мир на грань катастрофы.
Таким образом, на ментальном уровне Юля, глубоко осмысляя взаимоотношения человека с Богом, находит истинное место и образ действий человека в мире.
На эмоциональном уровне отражается качество чувственно-смылового проживания основной темы. С одной стороны, это счастье творчества, созидания нового мира. С другой — боль от утраченного, разрушенного, потерянного. Иначе говоря, на эмоциональном уровне данная сказка представляет счастье созидания и боль разрушения. Все это говорит о неравнодушии автора к проблемам бытия и смысла существования человека.
Также на эмоциональном уровне представления основной темы сказки проявляется и чувство-ограничитель — смущение за низкие поступки, которое добавила в душу Человека Высшая сила.
Витальный уровень основной темы отражает физические ощущения героя. Человек, захвативший престол Высшей силы, произведя разрушения, оказывается в ущербном положении. Он голоден, бессилен, немощен. Ему не хватает жизненных сил, и он просит вернуть все на свои места. Таким образом автор усиливает впечатление от основной темы, поскольку витальный уровень включает в себя все самое необходимое для жизни. Иными словами противоборство с Богом приводит к физическому уничтожению мира и самого человека.
Сказка Юли носит характер притчи. Истории такого рода могут быть проанализированы даже без учета всех ключевых характеристик, а только с точки зрения основной темы.
3. Сюжет сказки. Это изложение хода событий. Работая с сюжетом авторской сказки, нужно обратить внимание на три момента:
1) оригинальность сюжета;
2) жанровая форма сказки;
3) последовательность событий.
Под оригинальностью понимается новизна, необычность сюжета, его непохожесть на популярные фабулы. Как правило, оригинальные сюжеты придумывают авторы с хорошо развитым воображением, склонные к индивидуализму, стремящиеся к новым ощущениям и переживаниям. Традиционные сюжеты свидетельствуют о вовлеченности автора во взаимодействие с пластами коллективного бессознательного. Если вернуться к сказке Юли, то можно отметить традиционность сюжета ее истории. Это говорит об актуализации во внутреннем мире девушки глубинных архетипических механизмов.
Жанры сказок могут быть разными, иногда совершенно нестандартными. Например:
1. Авантюрно-приключенческий. В основу сюжета положены откровенные авантюры или приключения.
2. Мистический. Основу сюжета составляют мистические события.
3. Сентиментально-драматический. Основу сюжета составляет рассказ о трогательных взаимоотношениях, имеющих драматические аспекты.
4. Любовно-романтический. Основу сюжета составляет история любви.
5. Реально-драматический. В основе сюжета реальные взаимоотношения, драматически окрашенные.
6. Интрапсихический. В основе сюжета внутренние переживания автора, процесс рефлексии.
7. Морально-нравственный. В основе сюжета описание добродетели или порока, с непременным наказанием последнего.
8. Философский. В основе сюжета драматизация философской идеи, жизненного принципа или явления.
9. Истории жизни. 10. Смешанный.
Жанр сказки указывает на актуальный для автора характер переживаний и область его интересов (табл. 2).
Приведенная выше сказка Юли создана в философском жанре, говорит об актуальности для нее переживаний, связанных с важнейшими жизненными ценностями.
Работая с сюжетом сказки, важно также проанализировать последовательность событий в ней. Бывает, что в сюжете сказки автор «зашифровывает» реальные события своей жизни. С другой стороны, автор, описывая их в сказке, определенную последовательность событий может «программировать» в своей реальной жизни. В любом случае, это чрезвычайно важно, поскольку связано с судьбой автора.
Таблица 2. Актуальный характер переживаний и область интересов человека в зависимости от жанра сочиненной им сказки
Жанр | Характер переживаний, актуальный для автора сказки | Область интересов, актуальная для автора сказки |
Авантюрно-приключенческий | Переживания ярких впечатлений, связанных с битвами, погонями, приобретением удивительных трофеев | Все новое, неизведанное, тайное;возможно, запретное |
Мистический | Переживания мистические, таинственные, волнующие; возможно, вызывающие страх | Область ирреального, иррационального |
Сентиментально-драматический | Эмоции, связанные с конкретными ситуациями | Взаимоотношения с кем-либо, чем-либо |
Любовно-романтический | Переживания, связанные с влюбленностью, любовью, страстью, с преодолением препятствий между влюбленными | Возлюбленный(ая) |
Реально-драматический | Эмоции, связанные с конкретными жизненными ситуациями, мыслями, идеями | Реальная жизнь и взаимоотношения с другими людьми, чаще близкими |
Интрапсихический | Анализ внутренних ощущений и переживаний, возникающих как реакция на события внешнего мира | Собственный внутренний мир |
Морально-нравственный | Переживания, связанные с проявлением человеческих пороков и добродетелей | Пороки и добродетели человека |
Философский | Переживание экзистенциального плана, чувственно-смысловое переживание жизненных ценностей | Философские аспекты жизни |
Истории жизни | Восстановление динамики переживаний прошлых событий | События собственной жизни и отношение к ним |
Смешанный | Разноплановые переживания | Различные явления |
4. Линия главного героя. Это ключевая характеристика, отражающая актуальное самоощущение и стремления автора.
Главный герой — это образ автора, либо реальный, либо идеальный. Поэтому, если мы имеем цель глубже понять личностные особенности автора, мы будем проводить психологический анализ именно с позиции этой ключевой характеристики.
Здесь для нас важно прояснить четыре момента:
1) Образ себя, отношение к себе, динамика изменений отношения к себе. Это проявляется через характер описания главного героя: каким он перед нами предстает — красивым или безобразным, успешным или неуспешным; меняются ли его статус и возможности в течение сказки.
2) Образ цели, к чему стремится главный герой. Это выясняется из финала сказки. Предполагается, что в финале реализуется если не сознательное, то бессознательное стремление героя. Зная финал, мы можем ответить на вопрос: чего герой хотел на самом деле?
3) Мотивы поступков главного героя. Определяются по сюжету сказки.
4) Отношения с окружающим миром. Определяются по поступкам героя и характеру влияния на него других персонажей. В этом аспекте также актуален критерий «разрушитель — созидатель».
5. Символическое поле сказки. Оно отражает информацию о внутреннем мире клиента, зашифрованную в образах и символах. Иногда эта ключевая характеристика является наиболее привлекательной для исследователя.
Некоторые наши коллеги думают, что, пока они не будут знать значения всех (!) символов, не стоит приступать к работе с проективным материалом сказки. Мы хотели бы развеять данное заблуждение.
Во-первых, просто «выучить» значения символов невозможно. Это дело всей жизни, это постоянный процесс осмысления, поиск новой информации, анализ собственных наблюдений.
Во-вторых, кто рискнет утверждать, что знает истинное значение символа? Пожалуй, только А. Менегетти. Только он может быть крайне безапелляционен в собственных вольных трактовках символического значения наиболее распространенных образов.
Обычно для работы с символами рекомендуется использовать «юнгианскую» литературу. К.-Г. Юнг и его последователи были, помимо всего прочего, энциклопедически образованными людьми. Их трактовки символического значения образа всегда многозначные, многоуровневые.
Таблица 3. Аспекты анализа авторских сказок в зависимости от задач психодиагностики
Основной аспект анализа сказки | Основная задача психодиагностики |
1. Основная тема 2. Образ цели главного героя 3. Мотивы поступков главного героя | Определить ценностные ориентации личности (важные для автора в данный момент ценности, стремления, образ цели) |
1. Сюжет 2. Мотивы поступков главного героя | Определить особенности ситуативного реагирования (особенности поведения и реагирования автора, сценарии взаимоотношений с окружающими) |
1. Взаимоотношения героя с окружающим миром и другими персонажами | Определить психологическую резистентность (особенности проявления себя в мире, характер взаимоотношений с окружающими, оценка способности к противостоянию неблагоприятным воздействиям внешнего мира) |
1. Энергоинформационное поле 2. Символическое поле 3. Образ себя | Определить наличие и содержание внутренних и внешних конфликтов |
Работа с «юнгианской» литературой постепенно формирует культуру взаимоотношений с символами. И это, в свою очередь, является защитой от вульгарных интерпретаций.
Мы рекомендуем деликатно подходить к символическому анализу, защищая себя от избыточной информации. Дело в том, что «полное» знание символического значения всех образов сказки может перегрузить информацией психолога и увести его от основных задач консультирования. Символический анализ чрезвычайно интересен, но не стоит им слишком увлекаться. Все хорошо в меру.
Анализ символического поля сказки дополняет информацию об ее авторе и должен «работать» на его благо. Анализ ради анализа может увести психолога от реальной помощи клиенту.
Работая с символическим полем сказки, мы выписываем наиболее яркие образы и исследуем их символическое значение на двух уровнях: личном и глубинном. Личное значение можно определить, задав автору вопрос: «Чем для вас является такой-то образ?» Глубинное значение выявляется путем размышлений и изучения специальной литературы (словарей символов).
Нередко встречаются истории, в которых нет ярких символов, действие происходит в реальном мире, в обыденной жизни. В этом случае символический анализ не проводится, используются другие ключевые характеристики.
После анализа сказки по ее ключевым характеристикам мы составляем, заключение о конфликтном и ресурсном содержании сказки и определяем перспективные задачи психологической работы с автором.
Под конфликтным содержанием сказки понимается совокупность деструктивных элементов, выявленных по каждой ключевой характеристике.
Под ресурсным содержанием сказки понимается совокупность созидательных, конструктивных элементов (духовного, ментального, эмоционального, поведенческого плана), выявленных по каждой ключевой характеристике.
Итак, схема психологического анализа авторской сказки включает в себя семь шагов и выглядит следующим образом:
1. Определить энергоинформационное поле сказки. Необходимо прислушаться к собственным ощущениям и впечатлениям после прочтения сказки; зафиксировать и описать их.
2. Определить основную тему сказки. Необходимо задать себе вопрос: о чем эта сказка, чему она учит? Ответ рассмотреть с точки зрения четырех уровней: ценностного, ментального, эмоционального, витального.
3. Проанализировать сюжет сказки. Необходимо определить степень оригинальности сюжета и его жанр, проанализировать последовательность событий.
4. Проанализировать линию главного героя. Линия главного героя рассматривается с четырех сторон: образ себя, образ цели, мотивы поступков героя, отношения с окружающим миром.
5. Проанализировать символическое поле сказки. Необходимо выделить наиболее яркие образы и определить их символическое значение на личном и глубинном уровне.
6. Составить заключение о конфликтном и ресурсном содержании сказки. Проанализировать ключевые характеристики с позиции отражения конфликтного и ресурсного содержания. Понять соотношение конфликтного и ресурсного аспектов. Определить степень сформированное «нравственного иммунитета».
7. Сформировать перспективные задачи психологической работы с автором. Выявить «основную проблему» автора и найти ресурсы для работы с ней. Определить перспективы и индивидуальные средства формирования «нравственного иммунитета».
Данная схема может использоваться в полном и сокращенном виде.
Используя схему в сокращенном виде, психолог сделает основной акцент на определении общего конфликтного и ресурсного содержания сказки — это шаги б и 7.
Если перед психологом стоят конкретные задачи диагностики определенных сторон личности автора через его сказку, можно руководствоваться табл. 3.
Итак, сказки являются замечательным средством для понимания внутреннего мира их авторов и эффективным средством психодиагностики. Интерпретация сказки может быть проведена по схеме психологического анализа, с учетом основных принципов анализа. Теперь поговорим о процедуре тестирования с помощью сказок.