Проблема показателей эффективности психотерапевтической и консультационной работы практического психолога
Анализ современных работ по практической психологии показывает, что вопрос об эффективности психологического воздействия обсуждается очень активно. Заслуживает внима-
ния в этом плане одна из важнейших тенденций в психотера-нии- поиск, исследование и разработка общих факторов в психотерапевтических воздействиях, без ориентации на которые невозможно правильно учитывать эффективность работы психолога. К основным из них относятся: 1) хорошие отношения и сотрудничество между психологом и клиентом -исходная предпосылка психотерапии; 2) ослабление напряжения на начальной стадии, основанное на способности пациента обсуждать свою проблему с психологом; 3) когнитивное обучение за счет получаемой психологической информации;
4^ изменение поведения клиента за счет нового эмоционального опыта, полученного в общении с психологом; 5) приобретение социальных навыков реагирования на модели поведения психотерапевта; убеждение и внушение, явное и скрытое; 7) усвоение или осознанное отношение к новым формам доведения, осуществляемое при эмоциональной поддержке со стороны психолога.
По мере распространения психотерапевтической помощи вопрос о ее эффективности становится все более актуальным. Эт?о относится как к временным аспектам работы психолога (быстрая и эффективная психологическая помощь), так и к качеству его работы. Существующие в литературе данные позволяют говорить о том, что для многих пациентов эффек-тивность длительной и кратковременной психотерапии воспринимается равнозначно. Этот факт заслуживает внимания. : В последние годы в психотерапевтических исследованиях было обнаружено два важных факта: оказалось, что существуют систематические различия между психотерапевтами, касающиеся эффективности их работы; было также обнаружено, что люди с различными личностными особенностями могут нуждаться в различных типах психотерапии. 'Тем не менее большинство фактов и закономерностей, полученных в исследованиях эффективности работы практических психологов, нуждаются в дополнительной проверке (это отмечают и сами исследователи, например, М. Раттер, К. Роджерс и др.).
Чтобы показать всю сложность проблемы, перечислим основные предпосылки для ее решения (данные различных авторов: Б. Д. Карвасарский, М. М. Кабанов, С. Кратохвил, Ц. Шкода, К. Роджерс, Л. Флок и др.):
I. Оценка эффективности психотерапии требует четкого определения ее метода. В практике нет возможности выделить какой-то один метод, так как большинство психологов использует сочетание различных методов.
о Г. С. Абрамова |
2. Метод, даже один и тот же, например, аутогенная тренировка, в руках у специалистов разной квалификации дает, естественно, разные результаты.
3. Число пациентов, к которым применялся метод, должно быть статистически значимым. В практике чаще всего речь идет о длительной терапии одного или нескольких клиентов.
4. Изучение эффективности должно идти на гомогенном материале. Это практически очень сложный вопрос.
5. Группа пациентов должна формироваться как случайная выборка. С этической точки зрения это реально только в том случае, если число пациентов заведомо превышает реальные возможности обеспечить их психотерапевтической помощью.
6. Оценку работы должны давать независимые эксперты, независимые наблюдатели.
7. Целесообразно, чтобы наблюдатель не был осведомлен о применяющемся методе, что исключало бы возможное влияние на его оценки собственных представлений об этом методе.
8. Должна учитываться структура личности психотерапевта, степень выраженности у него качеств, необходимых для прогнозирования успешности воздействия.
9. Личность больного, степень выраженности черт, способствующих или препятствующих психотерапии.
10. Установка больного на эффективность психотерапии как метода лечения.
11. Необходимо сравнение непосредственных и отдаленных результатов лечения. Это особенно важно при личност-но-ориентированном психотерапевтическом воздействии.
12. Число повторно обследованных клиентов должно быть репрезентативным по отношению к числу больных (90% общего числа).
13. Оценка в катамнезе должна быть как от независимого эксперта, так и от самого клиента.
14. Необходимо учитывать особенности жизни больного после окончания лечения, возможные влияния на результат лечения ближайшего окружения.
15. Для объективного катамнеза необходима своя контрольная группа больных, так как изменения в состоянии пациентов, прошедших курс психотерапии, могли с течением времени происходить вне лечения.
16. Должны быть учтены теоретические посылки психотерапевта, влияющие на его профессиональные цели и задачи.
17. Общественное мнение о содержании психотерапии, существующее в ближайшем окружении клиента.
- 18. Отношение психотерапевта к его профессии и его представление о своих профессиональных качествах.
-.<,• 19. Учет групповой динамики отношений (при групповой
'психотерапии).
. < 20. При работе с группой надо постоянно соотносить такие плоскости ее анализа: клиническую, индивидуально-психологическую и социально-психологическую. " 21. Профессиональные возможности психолога, направ-
.венные на использование своих индивидуальных качеств для
-оптимизации психотерапевтического воздействия.
22. Оптимальный уровень активности психолога при ра-эботе с группой и его объективное значение в зависимости от фазы развития группы.
- 23. Типы интеракций в группе психолог - группа, клиент -психолог, учет их в индивидуальной разработке показателей
;эффективности.
v Конечно, реализация предпосылок в четкие критерии эффективности определяется теоретической позицией практиче-
-ского психолога, тем не менее большинство авторов сходится 1-ж> мнении, что клиническое симптоматическое улучшение яв-
- дается важнейшим критерием эффективности психологического воздействия. При этом есть необходимость привлекать и .жоциально-психологические критерии: степень понимания па-уциентом психологических механизмов болезни и собственной
-роли в возникновении конфликтных и травмирующих ситуаций,
в том числе и в развитии своих неадекватных, неадаптивных ^реакций, изменения в отношениях и установках, улучшение
социальной ситуации и другие (Б. Д. Карвасарский, М. М. Ка-
-fiaHoa, С. Кратохвил, В. К. Мягер, С. Ледер, В. Кониг и др.).
-г Какой бы содержательный критерий эффективности ни анализировался, в любом случае мы имеем дело со следующими группами переменных, характеризующих воздействие: 1)
субъективно переживаемые клиентом изменения во внутреннем мире и 2) объективно регистрируемые (наблюдателем, экспер-
Е.том) параметры, характеризующие изменения в различных модальностях внутреннего мира человека, 3) устойчивость
'изменений в последующей после воздействия жизни человека.
Для учета симптоматического улучшения наряду с клинической (медицинской) шкалой могут применяться различные оценочные шкалы, что важно, например, при проведении семейной психотерапии.
Различного рода опросники позволяют оценить степень осознания и понимания клиентом психологических механизмов своего заболевания.
8* |
Установление степени реконструкции нарушенных личностных особенностей и отношении клиента в процессе психологического воздействия может осуществляться с помощью проективных методов (незаконченные предложения и др.), семантического дифференциала Осгурда, метода Лю-шера, межличностной методики Т. Лири и др.
Динамика самооценки, отношение к другим, к своему состоянию отражает процесс реконструкции личности. Исследование этой динамики, например, с помощью опросников, позволяет исследовать смену установок клиента как по отношению к болезни, так и по отношению к процессу психотерапии. Существенными являются изменения, связанные с осознанием и реконструкцией своего поведения.
Необходимо отметить, что обнаружение динамики в состоянии клиента требует при повторном применении психологических методик изменения их содержания, чтобы уменьшить (если не исключить) искажения, связанные с научением.
В случаях применения батареи экспериментально-психологических методик исходят из обычных для психодиагностики принципов отличия выборки больных от нормальной выборки, а также от того, что по мере улучшения состояния пациентов психологические показатели их приближаются к норме. Исследуют разность средних показателей психологических методик, полученных в начале, в процессе и в конце психологического воздействия.
При оценке эффективности психологического воздействия могут также использоваться объективные психофизиологические методы, регистрирующие вегетативно-соматические, физиологические и психические функции (К. И. Платонов, А. Г. Рошек, П. И. Буль, А. М. Сведощ и др.).
Трудности реализации критериев эффективности психологического воздействия с учетом всех предпосылок создают множество проблем, решение которых многим авторам видится на пути использования современной компьютерной техники. И в то же время многие авторы занимаются разработкой методологий анализа групповой и индивидуальной психотерапии, стремятся использовать сложные статистические методы.
Поиск критериев эффективности психологического воздействия всегда будет требовать учета своеобразия природы, клиники и механизмов развития болезни, используемых методов воздействия и тех целей, которые стремятся реализовать с их помощью.
Задания для самостоятельной работы
Задание 1.
Опишите, какие отношения существуют между этими людьми, изображенными на рисунках. Обратите внимание на свой словарь описания возможных чувств; участников этих отношении.
»»..
4 ^^ ^в 1. •• |
Задание 2
Проинтерпретируйте для возможного клиента следующие рисунки (они выполнены по следующей инструкции: «Нарисуйте, как умеете, содержание своего внутреннего мира»). При интерпретации следите за адекватностью словаря.
15 лет, ж. |
16 лет, ж. |
18 лет, ж. |
15 лет, ж. |
16 лет, м. |
17 лет, ж. |
Задание 3.
Какие из перечисленных ниже качеств характеризуют в большей степени Ребенка, Взрослого, Родителя. Дайте обоснование своему ответу.
1. Симпатичность 2. Пикантность 3. Крикливость 4. Важность 5. Несуразность 6. Угловатость 7. Практичность 8. Естественность 9. Лабильность 10. Изящество 11. Цельность 12. Яркость 13. Зрелость 14. Нетипичность 15. Адаптивность 16. Жизнеспособность 17. Поэтичность 18. Яркость 19. Кокетливость 20. Непринужденность 21. Жеманство 22. Жертвенность 23. Обособленность 24. Хитрость 25. Лукавство 26. Мягкость 27. Жестокость 28. Уступчивость 29. Открытость 30. Каверзность |
31. Слащавость 32. Невинность 33. Делячество 34. Ответственность 35. Циничность 36. Коварство 37. Нерадивость 38. Умеренность 39. Халатность 40. Торопливость 41. Пунктуальность 42. Мелочность 43. Понятливость 44. Забывчивость 45. Крикливость 46. Эрудированность 47. Ограниченность 48. Послушание 49. Банальность 50. Робость 51. Удальство 52. Осторожность 53. Инертность 54. Стойкость 55. Бодрость 56. Спокойствие 57. Минорность 58. Примиренчество 59. Душевность 60. Отчаяние |
Задание 4.
Сформулируйте, ориентируясь на возможности клиента, что такое:
жизнь
смерть
человек
счастье
семья
другие люди
я
смысл
Задание 5. Подберите метафоры к следующим понятиям:
сущность человека
свобода •
воля
развитие
личностный рост
произвольность
рефлексия
внутренний план действий
Задание 6.
Интерпретируйте следующие высказывания клиентов:
1. «Всегда стараешься делать, как надо.»
2. «Я еще молодая, я еще жить хочу.»
3. «Ничего я с собой не могу поделать.»
4. «Я очень жалею, что не сделала этого раньше.»
5. «У меня больше нет сил сопротивляться жизни.»
6. «Я бы последнее отдала, чтобы знать, что будет дальше.»
7. «Никому не верю.»
8. «Иногда подумаешь, за что мне это, Господи?!»
9. «Человек должен знать свою судьбу.»
10. «Хотела бы я себя увидеть в эту минуту.»
11. «У меня нет друзей, да я и не хочу их иметь.»
12. «Я никогда не думаю о том, что будет завтра.»
13. «В моей жизни нет ничего хорошего.»
14. «Замучила и себя, и других.»
15. «Мне это мое тело опротивело.»
16. «Я всегда хотел быть женщиной.»
Йвть?! |
. - Ты же психолог, ты же все понимаешь, почему ты ничего не можешь сде-'ь?!
(Нериторический вопрос в дружеской беседе)
! - - Психологи, они тоже разные быва-
jpr... Люди все-таки...
я: (Мнение подростка)
& уля»и 7. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ •ii. V ПСИХОЛОГА С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ СМЕЖНЫХ ПРОФЕССИЙ
'"' § 1. Учитель (педагог) и психолог
-0-
.. В номенклатурной практике обозначения профессии присутствуют три обозначения отношений обучаемый-обучаю-|ций: учитель, педагог, преподаватель. Бытовой язык широко .использует из этих понятий понятие учителя, обозначая им всех, кто дает самые разные знания, в том числе и саму жизнь называют лучшим учителем.
. Попробуем ввести различия в этих видах профессиональной деятельности, пользуясь психологическими критериями, содержательно, по нашему мнению, описывающие варианты отношений обучаемый-обучающийся. Какие же это будут критерии? Их несколько:
- степень ответственности обучаемого за результат обучения;
- степень ответственности обучающего за результат обучения;
- понятийное строение предмета обучения (уровень обобщения в понятие);
- психологическая дистанция;
- воздействие на перспективы личного развития. В этом смысле различие между профессиями учитель, педагог, преподаватель можно представить в следующей таблице, где для
удобства ее прочтения введены градации разных критериев -максимально, средне, минимально:
профессия | учитель | педагог | преподаватель |
критерии 1 | мин —> макс | средне | макс |
критерий 2 | макс | средне | мин |
критерии 3 | мин —> макс | средне | макс |
критерий 4 | мин | средне | макс |
критерий 5 | макс | средне | мин |
Учитывая известную произвольность в выборе критериев и, естественно, не претендуя на их полноту, хотелось бы показать в этой таблице, что не случайно как бытовой, так и профессиональный язык фиксирует различия в этих видах деятельности, думается, что в общем виде они отличаются друг от друга допустимой глубиной воздействия профессионала на характеристики внутреннего мира обучающегося. Учитель в этом плане обладает максимальными возможностями, а преподаватель - минимальными. Субъективно это переживается в возможности установления тесных, доверительных, личностных отношений между обучаемым и обучающимся, которое связано с переживанием социальной и психологической дистанции по отношению к другому человеку.
Для нашего анализа важно, что все три категории профессионалов - учитель, педагог, преподаватель - принимают решение о глубине воздействия на другого человека (или группу) и осуществляют непосредственно это воздействие. Естественно, что такое решение невозможно принять без ориентации на психологическую информацию о другом человеке.
Какой информацией могут и должны пользоваться профессионалы для принятия адекватных их деятельности решений?
Вот здесь, в ответе на этот вопрос, остро возникает проблема функционирования в этих профессиях средств и способов мышления о норме общего психического и личностного развития лиц разного возраста, с которыми имеют дело учителя, педагоги, преподаватели. В процессе принятия ими конкретных решений о конкретном воздействии понятие о норме общего психического и личностного развития является главным средством для осуществления конкретных способов профессионального действия.
Естественно, что психологическая информация, отражающаяся в понятии о норме общего психического и личностного развития является обобщенной и включает необходимость
обращения ко всей системе понятий его порождающих, понятие о периодах, понятие о механизмах и движущих силах психического развития, само понятие психического развития и т. п.
Но думается, что эти понятия осознаются профессионалами в меньшей степени, чем понятие о норме психического развития, хотя бы потому, что они более абстрактны и чаще всего в практике отношений с другим человеком используются как обобщенные переживания ценности другого человека, концепции жизни, собственной ценности, то есть в уже описываемой раньше парадигме жизни. ; » Психолог и представители этих профессий могут и должны находить общий язык, связанный с пониманием возможного соответствия или несоответствия фактов конкретного проявле-ния психической жизни человека и нормы психического или личностного развития данного периода жизни. При этом естественным ограничением на использование информации о степени этого соответствия в работе учителя, педагога, преподавателя будут нормы профессионального воздействия на жизнь человека и нормы юридической ответственности, охраняющие человека от возможного морального ущерба.
Думается, что возможный заказ на сотрудничество педагога, учителя, преподавателя и психолога может и должен афоиться как взаимодействие ^психологической информацией, структурируемой понятием норма психического и лично-еаяого развития.
Изобразим это в виде следующей схемы, представив все три профессии в виде одной графической фигуры - учитель. "Таким образом, предметом взаимодействия обучающегося ^обучающего является учебный предмет, структурируемый в виде понятий разного уровня обобщения. Психолог может и должен своим присутствием в этой ситуации решить следующие проблемы:
- проблему адекватности отражения учеником (обучающимся) учебного предмета;
- проблему адекватности отражения обучающим возможностей ученика (обучающегося);
- проблему адекватности отражения учителем (педагогом, преподавателем) учебного предмета как предмета взаимодействия;
- проблему адекватности отражения учеником (обучающимся) роли и места учителя в его жизни;
- проблему адекватности отражения учителем (педагогом, преподавателем) роли и места ученика (обучающегося) в его жизни.
Через решение этих проблем возможно оказание психологической помощи всем участникам профессионального взаимодействия - через трансляцию для их содержания психологической информации, связанного с понятием нормы общего психического и личностного развития.