Основные методы психотерапевтического воздействия

Классификация методов психотерапии разнообразна, в рамках каждой классификации представлена та или иная .Психотерапевтическая теория. В рамках каждого психоло­гического направления возникают новые методы, которые призваны отразить уникальность психотерапевта, создав­шего их. Это естественно, так как в психотерапии успех ее определяется содержанием профессиональной позиции пси­холога, его научными взглядами.

Целесообразно, на наш взгляд, подчеркнуть, что цели и задачи психотерапии при разных заболеваниях определя­ются теоретической позицией автора относительно приро­ды и механизмов психических расстройств. Тем не менее для их лечения могут применяться одни и те же психотера­певтические приемы, имеющие, однако, в разных теорети­ческих концепциях свою направленность и специфическое содержание.


7*

t95


Основные методы по форме психотерапевтического воздей­ствия можно разделить на две большие группы: 1) индивиду­альная психотерапия и 2) групповая психотерапия'.

Для описания основных методов психотерапевтического воздействия воспользуемся следующей классификацией, кото­рая, с нашей точки зрения, позволяет достаточно точно опи­сать все многообразие современных психотерапевтических ме­тодов: 1) методы личностно-ориентированной (реконструктив­ной) психотерапии; 2) методы суггестивной психотерапии и 3) методы поведенческой (условно-рефлекторной) психотерапии.

Остановимся на описании этих групп методов. Итак, ме­тоды личностно-ориентированной (реконструктивной) пси­хотерапии соответствуют ее целям и задачам, а они таковы:

1) изучение личности больного, его эмоционального реа­гирования, мотивации, системы отношений;

2) выявление и изучение этиопатогенных механизмов, спо­собствующих как возникновению, так и сохранению невро­тического состояния;

3) достижение у больного осознавания и понимания при­чинно-следственных связей между особенностями его системы отношений и его заболеванием;

4) помощь больному в разумном разрешении психотрав-мирующей ситуации, изменение при необходимости его объ­ективного положения и отношения к нему окружающих;

5) изменение отношения больного, коррекция неадекват­ных реакций и форм поведения, что ведет к улучшению само­чувствия больного и к восстановлению полноценности его социального функционирования.

Патогенная психотерапия на завершающих этапах близка к перевоспитанию, об этом писали В. М. Бехтерев (1911), П. Б. Ганнушкин (1927), К. И. Платонов (1956), Е. К. Яковлева (1958) и др.

Основным инструментом психотерапевта в этом методе является его интерпретация связей между состоянием больно­го и его жизненной ситуацией, особенностями его системы отношений и мотивации. Интерпретация осуществляется как в виде прямых вопросов, так и в виде косвенных вопросов, замечаний и т.п.

Одна из основных задач психотерапевта состоит в том, чтобы возможно более полно отдавать себе отчет в изменени­ях, происходящих в значимых личностных структурах клиен­та, во всех параметрах его субъективной модальности.

I См. кн.: Карвасарский Б. Д. Психотерапия. - М., 1985. 196

В современной медицине осуществляется достаточно мно­гообразно выраженный переход в понимании болезни от нозоцентрической к социоцентрической модели и антропо­центрической.

Это способствует росту интереса к лечебным воздействиям асихосоциальной природы, в первую очередь к групповой психотерапии. Групповая психотерапия, патогенетическая психотерапия основана на применении следующих принци­пов: группа должна до известной степени являться моделью естественных социальных групп клиента, отношения между членами группы должны в процессе работы постоянно изме­няться, на это направлена активность психотерапевта.

Как и в индивидуальной психотерапии основным средством воздействия является вербальная и невербальная коммуника­ция между участниками группы, включая и самого психолога.

Главной формой взаимодействия в группе является груп­повая дискуссия, где происходит фокусирование на обсужде­нии биографий и проблематики отдельных членов группы (о правилах поведения таких групп см. в § 4). Вспомогательные формы групповой психотерапии: разыгрывание ролевых си­туаций, психогимнастика, рисунок и музыкотерапия.

Это деление весьма условно, так как дело лишь в том, на каком материале строятся отношения членов группы, на ка­ком материале организуются занятия, что способствует большему вниманию к отдельным темам и проблемам. Эти формы занятий решают психотерапевтические задачи, давая дополнительный материал для дискуссии, а также задачи психодиагностические (в плане личной психодиагностики).

Разыгрывание ролевых ситуаций представляет группе ма­териал для понимания проблем отдельных участников груп­пы. Эта форма оказывается полезна, когда группа начинает излишне «интеллектуализировать» решение проблемы. Оно бывает также полезно, если участникам группы трудно вер-бализировать эмоции и проблемы.

Разыгрывание ролевых ситуаций может быть отдельным занятием или может быть включено в ход дискуссии. Если это отдельное занятие, то все клиенты получают одну тему и ра­зыгрывают ее по очереди, выбирая себе партнера из группы. Темы могут быть самые разные. Например, тема 1 «Трудный разговор» (поговорить с человеком, который неприятен или неприятен предмет разговора), тема 2 «Просьба» (попросить что-либо у человека, который не склонен удовлетворить просьбу), тема 3 «Требование» (потребовать что-либо от че­ловека, который не хочет выполнять требование), тема 4

«Примирение» (помириться с человеком, который обижен), тема 5 «Обида» (высказать человеку обиду, этот человек зна­ет, что обида заслужена), тема 6 «Неудовольствие» (выразить неудовольствие поведением близкого человека, который счи­тает, что ведет себя правильно).

Иногда это можно использовать для проведения поведен­ческого тренинга, но это делается реже. Чаще ее включают как элемент дискуссии для прояснения переживаний и дейст­вий клиента.

Притом клиенту может быть предложено повторить си­туацию со сменой роли, его самого может играть психотера­певт или один из участников группы.

Можно применить и следующий прием: во время занятия за спиной клиента встают двое играющих и воспроизводят «внут­ренний диалог», то есть то, что думает или чувствует, по их мне­нию, в этот момент каждый из играющих, но не может или боит­ся высказать открыто. Те же два члена группы могут воспроиз­вести «внутренний диалог» играющего клиента, поведение и пе­реживание которого противоречивы, каждый из них может вы­разить одну из противоречивых сторон переживаний и мыслей.

Эти приемы позволяют уточнить проблемы клиентов, сде­лать их содержание предметом взаимодействия в группе.

Материал обсуждается не только на этом занятии, но и используется в дальнейшем в ходе групповой дискуссии.

Психогимнастика может быть одной из форм психотера­пии, где предмет взаимодействия строится на основе двига­тельной экспрессии, мимики, пантомимы.

Упражнения в психогимнастике направлены на две цели:

уменьшение напряжения, сокращение эмоциональной дис­танции участников группы, выработка умения выражать свои чувства, мысли, желания, свои и другого человека.

Психогимнастику обычно начинают с упражнений на внимание, это, например, следующие упражнения:

1. «Гимнастика с запаздыванием»: вся группа повторяет обычное движение или физическое упражнение, отставая от ведущего на одно движение. Темп упражнения постепенно нарастает.

2. «Передача ритма по кругу». Вслед за одним из участни­ков группы все ее члены поочередно по кругу повторяют, хло­пая в ладоши, заданный ритм.

3. «Передача движения по кругу». Один из участников на­чинает действие с воображаемым предметом так, чтобы дейст­вие можно было продолжить, сосед продолжает действие, -и воображаемый предмет обходит весь круг.

4. «Зеркало». Участники группы разбиваются на пары и по очереди повторяют движение своего партнера.

Упражнения на снятие напряжения состоят из простейших движений: я иду по воде, по горячему песку, спешу на работу, возвращаюсь с работы, иду к врачу, упражнение «Третий лишний» и другие.

Упражнения сокращения эмоциональной дистанции с партнером (предполагается уменьшение пространственной дистанции): разойтись с партнером на узком мостике, сесть на стул, занятый другим человеком, успокоить обиженного че­ловека, выразить прикосновением свое отношение к другому человеку, «передача чувства по кругу» и т. п.

Невербальное поведение. Упражнения на понимание дувств другого человека:

1. Разговор через стекло: договориться о чем-либо с по­мощью жестов.

2. Изобразить то или иное состояние человека, например, радость, гнев, обиду, сочувствие, ненависть и т. п. Изобра­зить психологические особенности другого человека и себя:

каков я есть, каким я был, каким я кажусь другим, каким хочу быть и т. п.

3. Понять, какое чувство хотел выразить другой человек.

4. Обратить на себя внимание группы. Все упражения вхо­дят в подготовительную часть работы группы. На других занятиях возрастает роль пантомимы. Психолог задает тему и клиенты выражают ее невербальными средствами. Темы пси­хотерапевт ориентирует как на проблемы отдельного клиен­та, так и на проблемы всех участников группы, на межлично­стные отношения в группе. Примеры тем: 1) «Преодоление трудностей» (все участники в пантомиме по очереди изобра­жают, как они это делают); 2) «Запретный плод» (все клиенты по очереди показывают, как они себя ведут в ситуации, когда их желание расходится с внешними или внутренними норма­ми - роль запретного плода играет любой предмет); 3) «Моя семья» - методика социальный атом: клиент выбирает членов группы и рассаживает их в пространстве так, как это, по его мнению, отражает в пространстве отношения эмоциональной близости между членами семьи. Полученный рисунок обсуж­дается с членами группы с позиций, например, смены ролей;

4) «Скульптор»- один из членов группы выступает в роли скульптора, то есть придает членам группы позы, которые выражают его представление об особенностях членов группы и их конфликтах; 5) «Чувства» - выразить (или понять) от­ношение к каждому члену группы; 6) «Моя группа» - выра-

зить или понять свое отношение к членам группы, расставить их в пространстве. Физически расстояние характеризует сте­пень эмоциональной близости.

Все переживания участников группы и результаты их дей­ствий являются предметом обсуждения в группе - предметом группового взаимодействия.

Проективный рисунок. Его тема задается или же дается свободная тема. Примерные темы: какой я, каким бы я хотел быть, каким кажусь окружающим, моя семья, мои родители, я среди людей, мое представление о больном неврозом, мое представление о здоровом человеке, самая большая труд­ность, самое неприятное переживание (указать период жизни или вообще), моя главная проблема, что мне не нравится в людях, три желания, остров счастья, жизнь без невроза, мой любимый герой, кто-либо из членов группы, мой день рожде­ния и т. п. На рисование дается 30 минут. Затем рисунки вы­вешиваются и начинается обсуждение. Сначала о рисунке говорит группа, а потом - автор. Обсуждаются расхождения в интерпретации.

Может быть и другой вариант рисования - вся группа ри­сует одну картину. В этом случае обсуждается участие каждо­го члена группы, характер вклада и особенности взаимодей­ствия с другими участниками рисования.

К невербальным формам относятся такие методы психоте­рапии, основанные на лечебном влиянии общения с искусст­вом: музыкотерапия, библиотерапия, имаготерапия, арттера-пия, натуртерапия, разговорная (логотерапия), гештальтте-рапия, трансактный анализ, мориттерапия.

Остановимся кратко на каждом из этих видов терапии, рассматриваемых нами как методы психотерапевтического воздействия.

Музыкотерапия. Считается, что этот метод наиболее эф­фективен, если музыку исполняет сам психотерапевт, возни­кает обстановка спонтанного взаимодействия, большей ау­тентичности, доверительности. Авторы, применяющие его, считают, что у этого метода есть не только положительные стороны, но и отрицательные - клиенты отмечают повышен­ную тревожность, утомляемость, раздражительность. При­мерная программа для занятий по музыкотерапии:

1. Бах. Соната соль минор, ч. 1. Шопен. Соната № 3. Рах­манинов, 1-й концерт, ч. 1.

2. Шопен. Ноктюрн ми-бемоль мажор, соч. 9 № 2. Шуберт. Симфония № 7 до мажор, ч. 2. Чайковский. «Времена года», февраль.

3. Лист. Ноктюрн № 3. Моцарт. Симфония № 25, ч. 2. Шо­пен. Вальс № 2.

Библиотерапия как лечебное воздействие на психику больного человека при помощи чтения книг. В ходе чтения клиент ведет дневник, анализ которого помогает объектив­но оценить состояние больного. Этот метод можно приме­нятькак в индивидуальной, так и в групповой форме. Спи­сок книг' психотерапевт подбирает сам в соответствии с проблемой клиента.

Имаготерапия как использование в целях терапии игры образами (imago (лат.) - образ). Человек создает динамиче­ский образ самого себя. Конкретные приемы здесь применя­ются самые разнообразные: пересказ литературного произве­дения с переводом пересказа в заранее заданный диалог, им­провизированный диалог, импровизация заранее заданной ситуации, пересказ и драматизация народной сказки, театра­лизация рассказа, воспроизведение классической и современ­ной драматургии, роль в спектакле.

Большую роль при имаготерапии играют ассистенты пси­хотерапевта, бывшие больные и другие помощники по веде­нию группы - супервизоры.

Цели и задачи имаготерапии следующие: 1) создание для клиента условий, способствующих развитию у него способно­сти адекватного реагирования на возникающие неблагоприят­ные ситуации, способности входить в роль, соответствующую реальности; таким образом развивается образ «Я», деформи­рованный болезнью; 2) укрепление и обогащение эмоциональ­ных ресурсов человека, его коммуникативных возможностей;

3) развитие у клиента творческих возможностей по освоению «Оных ресурсов своего «Я»; 4) тренировка способности к мо­билизации жизненного опыта, развитие саморегуляции; 5) обо­гащение жизни клиента новыми переживаниями. -• '« Арттерапия - терапия искусством. Часто используются прикладные виды искусства. Арттерапевтические занятия осуществляются в виде двух вариантов: задания на опреде­ленную тему при работе с заданным материалом и занятия на произвольную тему с произвольным материалом (клиенты сами выбирают тему, материал, инструменты). Окончание занятий обычно сопровождается обсуждением темы, манеры исполнения и др.

Особое внимание уделяется проявлениям негативизма. Об эффективности арттерапии можно судить на основании по­ложительных отзывов больных, нарастающей активности в посещении занятий и участия в них, появлении интереса к

результатам собственного труда, собственного творчества, увеличении времени самостоятельных занятии.

Существует несколько вариантов этого метода: 1. Исполь­зование для лечения уже существующих произведений искус­ства через их анализ и интерпретацию клиентами. 2. Побуж­дение пациентов к самостоятельному творчеству. 3. Исполь­зование произведений искусств и самостоятельное творчест­во. 4. Творчество самого психотерапевта - лепка, рисование и др. - направленное на взаимодействие с клиентом.

Натурпсихотерапия, или воздействие природы. Иногда го­ворят о ландшафттерапии, хотя достаточно однозначного отношения к этому методу среди специалистов нет. Не под­лежит сомнению, что значение натурпсихотерапии будет воз­растать как одно из следствий урбанизации человека.

Логотерапия, или разговорная психотерапия. Психолог разговаривает с клиентом, вербализируя для него его эмо­циональное состояние, с помощью этого клиент сам справля­ется с трудной ситуацией, в его личности происходит пере­стройка, которую он самостоятельно обнаруживает как кон­структивные изменения в самом себе, что приносит удовле­творение, повышает степень самоуважения, способствует становлению зрелой личности. Основные понятия, исполь­зуемые при реализации этого метода, отражают содержание предмета взаимодействия клиента и психолога: самоэкспло-рация, вербализация, положительная оценка и эмоциональ­ная теплота, самоконгруэнтность, самовыражение.

Самоэксплорация - это мера включенности клиента в бе­седу, содержание субъективной модальности в предмете взаимодействия с психологом.

Вербализация - словесное описание эмоциональных пере­живаний пациентов психотерапевтом.

Положительное отношение, положительная оценка, эмо­циональная теплота - признание ценности личности другого человека и забота о нем как о самостоятельном человеке, готовность к сопереживанию с ним.

Самоконгруэнция - совпадение внешней, словесной аргу­ментации и внутреннего состояния человека- клиента или психолога.

Самовыражение - акцентирование наличных переживани­ях, мыслях, чувствах, действиях, желаниях в высказываниях психолога или в высказываниях клиента.

Гештальттерапия часто понимается как набор эффектив­ных методов воздействия (Ф. Перлз). Основная их цель - уве­личить потенциал личности, повысить ее силы, возможности

человека путем интеграции и развития. Основной психотера­певтической процедурой является создание для клиента усло-дий переживания контакта с самим собой, с окружением, по­вышение осознания различных установок, способов поведе­ния и мышления, которые закрепились в прошлом и сохра­няют устойчивость в настоящем, а также проверка, каковы их значение и функции в настоящее время.

Главная форма работы - добровольное участие в группе, где психолог индивидуально, поочередно работает с каждым членом группы, много внимания уделяя преобразованию рассказа в действие клиента. Приемы гештальттерапии делят-ся на принципы и игры.

Принцип «здесь и теперь» - это главный принцип в геш-таяьттерапии. Клиента просят определить, что он делает в ?настоящее время, что чувствует в настоящее время, что дума-'вв в настоящее время, что хочет в настоящее время. События

-прошлого просят излагать так, как будто они разворачива-

-ются сегодня.

Принцип непрерывности (континиум сознания)- наме­ренная концентрация на спонтанном потоке содержания соз­нания, содержания переживаний, отчет себе в том, что проис­ходит в данную минуту. Таким образом происходит перенос акцента на анализ «что и как», «почему» это происходит так, >»1<не иначе. Особенности процесса действий («что и как») имеют важное значение, так как их осознание и переживание опадают более непосредственные предпосылки для их пони­мания и попытки управления дми.

- : ;;Игры - вторая группа процессов, которые организует гештальтпсихолог. Это упражнения, направленные на кон­фронтацию клиента со своими переживаниями, дающие ему возможность экспериментировать с собой и другими людь­ми. Это, например, игры «незаконченные дела», «у меня есть тайна» и другие. Существенное место занимает работа со сновидениями. Сновидения обычно анализируются в форме рассказа от первого лица в настоящем времени, так опреде­ляется актуальность переживания. Сон оценивается как ак­туальное, а не прошедшее явление. Работа над сном может быть похожа на театральное действие, если в ней принима­ют участие несколько клиентов, которые разыгрывают раз­личные части сна.

Клиенту предлагается домашнее задание, после их выпол­нения он анализирует представленность в предмете взаимо­действия с другими людьми содержания его субъективной модальности. Психолог задает клиенту вопросы, например, о

том, говорит ли он о том, что чувствует и чувствует ли он то, что говорит.

Трансактньш анализ Э. Берна. В его концепции личность описывается через наличие трех состоянии «Я», которые объ­ективно диагностируются по высказываниям клиентов. Это состояния «Я», которые характеризуются как Родитель, Ребе­нок, Взрослый.

Если в психике человека преобладают генетически запро­граммированные эмоциональные реакции и влечения (радость, гнев, удовольствие, боль и др.), то он находится в состоянии Ребенка.

Ребенок проявляется в трех видах: естественный Ребенок, бунтующий и приспособившийся.

Естественный Ребенок не позволяет себе поведения, кото­рое не соответствует ожиданиям и требованиям родителей (из-за страха потерять их). Бунтующий Ребенок отрицает все нормы, авторитеты, дисциплину. Приспособившийся Ребенок конформен, неуверен в себе, в общении со значимыми лица­ми, робок, стыдлив.

Ребенок диагностируется по высказываниям клиента, в модальности чувств, мыслей, действий, желаний.

Состояние «Я», которое называют Родителем, связано с наличием нормативных и оценивающих воздействий как на себя, так и на другого человека- угроз, запретов, правил поведения. Родитель может быть в виде контролирующего Родителя, воспитывающего или в виде жесткого Внутреннего Критика.

Состояние Родителя диагностируется в модальности дей­ствий: должен, можно, следует, обязан и т. п. Высказывания часто выражают раздражение, желание унизить, возмущение.

Третье состояние «Я» - взрослый. Это приобретение в течение жизни, это тот позитивный потенциал навыков, способностей, помогающий объективно оценить действи­тельность и себя. К этому содержанию психолог обращается во взаимодействии с клиентом. У каждого человека есть эти три состояния, которые Э. Берн называет позициями, диад-ный контакт (трансакцию) можно рассматривать как слу­чайное использование каждого из этих состояний участни­ками взаимодействия. Таких трансакций всего девять, они представлены следующим образом: Рд- Родитель, В- Взрос­лый, Рб - ребенок.

Пересекающаяся трансакция обладает высокой конфликт-ностью. Содержание межличностного взаимодействия описа­но Э. Берном через характер игр со скрытой мотивацией.

Игра скрывает мотивы («Я хочу») от всех ее участников, вы­полняя компенсаторные функции для людей с чувством не­полноценности.

Основная цель трансактного анализа состоит в удовлетво­рении потребности клиента в контакте, где предмет взаимо­действия включает все характеристики внутреннего мира, все модальности психического. Благодаря этому клиент прихо­дит к пониманию причин возникновения неконструктивных для него личностных игр. Психолог обучает клиента поня­тийному аппарату трансактного анализа и пользуется им в своей работе.

Морита-терапия, ее основы были изложены в книге Мо-рита, изданной в Японии в 1921 г. Исходные теоретические положения этого метода связаны с пониманием всеобщей зависимости людей. Условием целесообразного поведения становилась необходимость производить хорошее впечатле­ние на окружающих. В таких обстоятельствах у человека мо­жет возникнуть боязнь отношений людей.

В механизмах развития патологических расстройств боль­шое значение приобретает механизм «порочной спирали», усиливающий симптомы страха людей.

Метод Морита заключается в следующем: первая стадия -период абсолютного покоя при постельном режиме (4-8 дней). Результатом этой стадии является желание действо­вать. Вторая стадия (5-10 дней) - легкая работа без передыш­ки, но ни с кем не разговаривать, как и на первой стадии. Клиент начинает вести дневник, а психолог ориентирует его на реальность.

Третья стадия (5-14 дней) - умеренная или тяжелая работа, требующая усилий по достижению результата. Четвертая стадия (14-21 день)- выход в реальную жизнь, можно гово­рить не о болезни, а о чем угодно. Клиенту поручается зада­ние, за которое он несет ответственность.

Показаниями для этого метода является ипохондрический невроз, невроз страха, невроз навязчивых состояний, психо­генные реакции при гиперсензитивной акцентуации.

Противопоказания - истерический невроз и состояния с гипобулическим компонентом.

Кроме перечисленных методов личностно-ориентирован-ной (реконструктивной) психотерапии существуют и указан­ные выше методы суггестивной психотерапии. Это внушение в различных состояниях - в состоянии бодрствования, гипно­тического сна, в состоянии наркотического сна, а также кос­венное внушение и планцеботерапия (имитация лекарствен-

ного воздействия). Для использования этих методов психоло­гу надо иметь свидетельство о медицинском образовании, сертификат, удостоверяющий его квалификацию.

В описываемом контексте важно, что все перечисленные суггестивные методы направлены на изменение устойчивых характеристик - модальностей психической жизни человека.

К числу суггестивных методов относятся и все виды само­внушения - основа множества конкретных методик аутоген­ной тренировки и релаксации.

Поведенческая (условно-рефлекторная) психотерапия как метод воздействия в настоящее время применяется очень ши­роко в виде самых разных техник воздействия. Остановимся на некоторых из них: метод систематической десенсибилиза­ции (И. Волие, 1958) в различных вариантах предполагает работу психолога по устранению страха. Самые простые его приемы - это приемы воображаемого погружения клиента в фобическую ситуацию. При изолированных страхах создается иерархическая шкала страхов, которые воспроизводятся в воображении клиента. После каждой ситуации представляет­ся ситуация успокоения и проводится релаксация. После каж­дого представления ситуации клиент сообщает о своем со­стоянии (есть или нет страх).

Идея этого метода состоит в том, что стимул, который не вызывает страха в представлении, не вызовет его и в реаль­ной жизни.

При другом варианте систематическая десенсибилизация осуществляется путем реального погружения в фобическую ситуацию. Применяется к больным, у которых плохая спо­собность вызвать представления.

В некоторых вариантах используют диапозитивы, кино­фильмы, видеофильмы, изображающие объект страха или создающие условия для релаксации. Это называется методи­кой «фединг» (затухание).

Демонстрацию материала сопровождают записью психо­терапевтической инструкции.

Многие используют метод «иммерсии» - прямое исполь­зование принципа демонстрации объекта страха (без релак­сации).

При методике «наводнение» клиент вместе с психотера­певтом находится в ситуации страха до тех пор, пока страх не уменьшается. При этом клиент даже мысленно не должен избегать этой ситуации. Психолог - лидер в этой ситуации.

Существует и методика имплозии, смысл которой состоит в усилении переживания страха. Психотерапевт специально

создает такую ситуацию, используя все приемы построения образов воображения.

Методика имплозии имеет еще один вариант, предложен­ный В. Франклом (1966),- парадоксальная интенция, вместо реакции избегания ситуации страха предлагается ее предна­меренное усиление, чтобы события, связанные со страхом, приобретали комические формы.

К методикам поведенческой терапии относится также опе-рантное обусловливание- изменение в желательном направ­лении поведения клиента с помощью жетонов (призов), выда­ваемых за удовлетворяющее психолога поведение. При этом жетоны (призы) выдаются, а потом обмениваются на всякие интересные для больного льготы и предметы.

Итак, основные методы психотерапевтического воздей­ствия направлены на создание предмета взаимодействия клиента и психолога, в котором на конкретном фактиче­ском материале были бы представлены различные модаль­ности внутреннего мира клиента. Психолог работает на воссоздание в этих модальностях - мыслях, чувствах, дейст­виях, желаниях, переживаниях клиента их динамических 'характеристик, определяющих возможности реконструкции личности клиента.

Наши рекомендации