Организация психологического исследования

Как правило, выделяют три основных вида психологического исследования: теоретическое, эмпирическое и прикладное.

Напомним, что под термином «эксперимент» понимается именно научным опыт, т.е. наблюдение исследуемого события в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за его ходом и многократно воспроизводить его при повторении этих условий. Его синонимом является понятие «эмпирика. Однако в отличие от эксперимента в понятие «эмпирика» вкладывается два значения, во-первых, — человеческий опыт как восприятие внешнего мира, и, во-вторых, — наблюдение, осуществляемое в обычных естественных условиях.

В психологии под эмпирикой понимается любая совокупность фактов и не только тех, которые доставляет чувственный опыт. Эмпирическим называют исследование, частью которого является получение данных различными способами, в том числе методами наблюдения, самонаблюдения, лабораторного, естественного эксперимента, моделирования и др.

Разделение исследований на теоретические и эмпири­ческие в немалой степени условно. Когда в исследовании на первый план выносится процедурная сторона, то его опрос деление как теоретического или эмпирического осуществляется по критерию наличия или отсутствия процесса сбора эмпирических данных. Если эти действия осуществляются в ходе научно-исследовательской работы, то можно гово­рить об эмпирическом характере работы. При выделении, прежде всего, продуктивной стороны исследования, в боль­шинстве случаев определение его как теоретического или эмпирического возможно с еще большей условностью, так как в любом исследовании к сбору и анализу фактов психолог всегда приходит на основе какой-либо исследователь­ской теории. Однако надо помнить, что любая теоретическая работа опирается на определенный массив эмпирических фактов и в своих выводах ориентируется, как на определен ное направление научного поиска, так и на методы получения этих данных.

Организация психологического исследования складывается, по крайней мере, из шести последовательных этапов: форму­лирования рабочей гипотезы, выбора измерительного инструмента исследования, «дизайна» эксперимента или выбора экспериментального плана (схемы исследования), формиро­вания выборки испытуемых, подготовки и проведения иссле­дования, подведения итогов эксперимента, которое включает интерпретацию результатов, определения выводов о под­тверждении или отвержении гипотезы и публикации по теме. Психологическое исследование строится в соответствии с определенным алгоритмом, который схематично изобра­жен на рис. 6.1.

Организация психологического исследования - student2.ru

Рис. 6.1. Принципиальная схема эксперимента

Формулирование рабочей гипотезы осуществляется в рам­ках определенного предмета, темы или первичной поста­новки проблемы исследования. После работы с информа­ционными источниками (научной литературой, отчетами, материалами докладов, статей, аудио- и видеозаписей, фильмов и т.д.) исследователь уточняет содержание рабочей гипотезы и определяет экспериментальные переменные.

Данный этап включает работу с литературой; определе­ние проблемы, объекта и предмета исследования; формиро­вание концепции самого эксперимента; определение целей и задач работы.

Работа с литературой* начинается с усвоения основных понятий, относящихся к рассматриваемой теме. Для этогоиспользуются словари, справочники и энциклопедии. Осо­бое внимание следует обратить на ссылки на наиболее попу­лярные в данной области знаний работы и на творчество ученых, внесших основной вклад в исследование изучаемых явлений. Далее составляется библиография по теме (база данных). Для этого, прежде всего, осуществляется пред­варительное знакомство с предметом исследования путем изучения реферативных журналов, в которых публику­ются упорядоченные библиографические записи, включающие библиографические описания, рефераты и аннотации на статьи из периодических изданий, книги, депонирован­ные научные работы и др. Необходимо с должным вниманием отнестись к справочным библиографическим изданиям по психологии и социальным наукам. В результате у иссле­дователя должно сложиться исчерпывающее представле­ние о количестве публикаций по теме, о временных рамках публикаций, об интересе ученых к данной проблеме и т.п.

Начинать чтение рекомендуется с работ наиболее извест­ных, часто цитируемых авторов, которые внесли наиболь­ший вклад в разработку исследуемой проблемы. Особое вни­мание следует уделять монографиям, имеющим предметный указатель, который помогает ознакомиться с важнейшимифрагментами книги.

Конспектирование книги обычно начинается с запит ее полных выходных данных. Желательно переписывая. выводы автора, в том виде, в каком они изложены в работе. При сокращениях необходимо соблюдать определенную систему обозначений, которая позволит различать цити­рованные отрывки, сокращенное изложение мыслей, ком­ментарии и замечания автора. Целесообразно указывать. к каким страницам публикации относится каждый фрагмент или цитата. Конспектирование ускоряет система сокращений. В конспекте статьи, описывающей экспериментальное исследование, необходимо указывать перечень использо­ванных методов, описание оригинальных (авторских) методик, процедуры исследования, объем экспериментальнойвыборки, социально-демографические параметры, данныето возрасте, поле, уровне образования, профессии, принад­лежности к определенной социальной группе и другие зна­чимые параметры выборки испытуемых.

Собранные информационные материалы могут быть скомпонованы по хронологическому, предметному или логи­ческому принципу. В частности, Л. В. Куликов1 предлагает описание структуры логического принципа упорядочения теоретической информации, собранной исследователями.

1. Феноменологическое описание, т.е. описание проявле­ния событий, к которому могут относиться: область проявле­ний, частота, временные, интенсивностные, модальностныехарактеристики.

2. Место данного явления среди других психическихявлений, т.е. его взаимосвязи, взаимовлияния, факторы, егообусловливающие, и явления-следствия, на которые оно ока­зывает влияние.

3. Рассмотрение текста с опорой на системный, целостный, комплексный, средовой и т.д. подходы. При любомподходе необходимо уделить внимание составу элементов
изучаемого явления, его структуре. В психологии под струк­турой чаще всего понимается функциональный аспект(устойчивые взаимосвязи между отдельными функциями).
Иногда отдельные функции объединяют в функциональныеблоки и рассматривают взаимосвязи между блоками.

4. Сущность или природа явления — это имеющиесяв литературе определения данного психологического явле­ния, а также характеристика разнообразных точек зрения
на его понимание.

5. Закономерности, тенденции или правила, которымподчиняется исследуемое явление.

6. Прикладное, практическое использование явления,свойства или функции.

Проблема, объект и предмет исследования должны быть одним из основных аспектов литературного обзора. В нем необходимо отметить степень изученности разрабатывае­мой проблемы (определить, насколько она изучена в целом, ее отдельные стороны, выделить слабо изученные аспекты, наличие теоретических и эмпирических противоречий).

Недостаточность знаний, противоречивость научных представлений создает условия для формулирования иссле­довательской проблемы, которая предполагает: выявлениедефицита научных знаний по данному направлению (теме); существование потребности в разрешении этой проблемы; указание проблемной ситуации и ее определение в научных терминах.

Объект исследования (познания) — это фрагмент идеал!, ного мира, существующего независимо от исследователя и от психологической науки, и отражающий реальное явле ние. Специфическим объектом психологического исследо­вания не может быть индивид, группа или общность людей и т.п. Психология, как и любая другая социальная наука, изучает идеальный мир. И поэтому в психологии специфическим объектом является психика, которая представляв собой известную функцию, т.е. идеальное. Психика как отражение объективного мира человеком есть индивидуал!, ное отражение, группой — групповое отражение, народом, нацией, социумом — социальное и т.д. Человек или группа (экспериментальная выборка как часть популяции) явля ются носителями психологического объекта.

Специфический психологический предмет исследования (познания) — это свойства, стороны, отношения психических объектов, рассматривающийся в определенных истори­ческих и предметных условиях. Для каждой науки в любом предмете изыскания (общенаучном, междисциплинарном, специальном) есть своя, частная сторона изучения. Она по-разному формулируется в теоретическом, эмпирическом и прикладном исследовании. Перечень явлений, которые1 могут быть взяты в качестве предмета психологического исследования, значительно шире перечня объектов. В каче­стве предмета психологического исследования может бытьвзято большое количество граней психических явлении: психические свойства, состояния, процессы, функции, видь! поведения, действий, деятельности и общения, простран­ственные, временные и силовые характеристики отдельных явлений, взаимовлияния между ними, взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями и т.д. Объ­ект и предмет психологического исследования должны быть названы автором научного изыскания, чтобы было проще понять цель и назначение работы, определить ее соответ­ствие исследовательским интересам и целям.

В начале и в процессе исследования осознанно и неосоз­нанно выдвигается концепция изучения психологическом проблемы в виде совокупности гипотез, которые могут обра­зовывать цепочку связанных предположений, вытекающихиз исходной научной проблемы. Эта концепция может пред­ставлять собой так называемую рабочую гипотезу — «пред­положение, которое служит для предварительного объясне­ния определенных фактов»'.

Рабочая исследовательская гипотеза эмпирической части исследования по масштабу обобщений и построений может быть и не схожей с теорией. Более того, чем конкретнее выдвинутое предположение, чем более четко определена сфера его действия, тем эффективнее будет работа и тем яснее будут ее результаты. В качестве рабочей гипотезы вполне может быть достаточным вероятностное предпо­ложение о существовании какого-либо психологического явления, взаимосвязи явлений, их свойствах, особенностях развития, условиях возникновения или проявления. Если проведенный эксперимент даст убедительное подтверждение или опровержение гипотетического утверждения, то более ясным будет путь изучения других областей психической науки.

В теоретическом исследовании целесообразно придержи­ваться иной ориентации. В осмыслении теоретических основ исследования в ходе рассуждений проблема рассматривается от конкретных предположений до наиболее общих взглядов на природу психики, чтобы яснее понять, какой исследова­тельской парадигмы необходимо придерживаться. Помня о научной объективности, исследователь должен осознавать степень влияния на него авторитетов в выборе пути науч­ного поиска.

После выявления проблемы, определения объекта и пред­мета исследования оценивается его актуальность, т.е. выяс­няется необходимость дополнения теоретических построе­ний, относящихся к изучаемому психологическому явлению, потребность в новых экспериментальных фактах, которые позволят подкрепить теорию и сферу ее применения. Выяв­ляется потребность в эффективных психологических мето­дах, новых изме2рительных средствах, в дополнении или переработке психологических теорий, концепций, выработке рекомендаций для более полного использования их предста­вителями науки и практики.

Целью исследования является желаемый конечный резуль­тат. Он может быть как теоретическим, так и практическим.

Основными целями психологического исследования мог\ Iбыть: выявление характеристик исследуемого предмет определение характера взаимосвязи психических явлении изучение динамики и развития явления; описание новою психологического эффекта; открытие нового психологического феномена; обобщение; выявление типологии; разрл ботка или адаптация психологической методики.

Между целями нет четкого разграничения, и все они могут в той или иной степени присутствовать в исследовании.

Выявление характеристик исследуемого предмета. Основанием для постановки такой цели может быть отраженная в литературе неполнота характеристик психическою явления, исследование которого актуально, а также наличиипротиворечий между различными эмпирическими даннымиПри определении задач исследования следует выяснить, какие именно характеристики предмета исследования пред полагается изучить.

Определение характера взаимосвязи психических явлений. Такая цель психологического исследования встречается довольно часто, потому что практически все факты и явлс ния, относящиеся к одной или к близким сферам психического, напрямую или косвенно взаимосвязаны. Парадигм.1 о единстве психики, принятая в психологии, не требуетдополнительных доказательств. Установление самого факт» существования связи недостаточно. В исследование взаи­мосвязей необходимо включать задачи определения основных параметров взаимосвязей: тесноты, направленности, устойчивости, целостности структуры взаимосвязей, иерархии и сущности связей.

Изучение динамики и развития явления. Исследование процессов роста, созревания и развития, возрастной изменчивости психики всегда имело огромное значение. В то же время оно является относительно сложным видом психологического исследования. Б. Г. Ананьев подчеркивал, что развитие осуществляется не только в биологическом времени, но и в историческом, социальном. На развитие психики человека влияют жизненный опыт, формирующаяся индивидуальность, окружение, обучение, виды деятельности, профессия и др. Проведение исследований возрастных переменных носит специфический сложный характер,предполагающий использование экспериментов по схемам «поперечных» или «продольных» срезов.

Описание нового психологического эффекта. Новый пси­хологический эффект выявляется в ходе проводимого экспе­риментального исследования, проверки гипотезы. Он может быть ожидаемым либо выявленным при решении смеж­ных задач. Примером исследования, в котором предпола­гается обнаружить эффект, является выявление «эффекта незавершенного действия», т.е. большей прочности запо­минания прерванных задач в сравнении с завершенными. Он был выявлен Б. Ф. Зейгарник, экспериментально про­верявшей идею К. Левина о лучшем запоминании прерван­ных задач в силу сохраняющегося у испытуемого мотивационного напряжения. Задачами такого рода исследований могут быть: выявление факторов, определяющих наличие или отсутствие эффекта, определение силы его проявления, условий существования и объяснения феномена, разнообра­зия и устойчивости его проявления.

Открытие нового психологического феномена. Исследо­ватель очерчивает круг явлений, которые будут предметом рассмотрения, затем отмечает противоречивость, недоста­точность объяснения сущности явлений, вводит новые тер­мины и связывает их между собой. Ввести новые термины не сложно, но трудно добиться того, чтобы они были при­няты научным сообществом, где их могли бы использовать как понятия. Соотношение новых понятий или новые соот­ношения известных понятий должны быть указаны в явной форме. Закономерности высокого уровня обобщенности, представленные в форме понятий, довольно редко доказыва­ются или опровергаются в одном эксперименте или наблюде­нии. В этом случае необходим значительный массив данных, связанных с доказываемой закономерностью, и, как указывал Т. Кун, соответствующая научно-историческая ситуация.

Обобщение. Цель обобщения состоит в выявлении более общих закономерностей, чем представленные в современ­ной психологической литературе. Это может осуществляться путем введения новых понятий либо нового определения име­ющихся терминов, придания им статуса более высокого уровня обобщенности, расширения области определения понятия.

Исследователь всегда должен стремиться к обобщениям, которые являются необходимым компонентом исследовательской работы. Умение обобщать — довольно сложногодело. Для обобщения в психологии особенно необходима эрудированность исследователя.

Выявление типологии — исследовательская задача, требующая профессионального опыта и широких знаний. Разработка типологии предполагает, прежде всего, поиск и обоснование центрального признака-критерия, очерчивание области явлений, где он конститутивно проявляется и может быть основанием группировки исследуемых психологических явлений. Классификация, ясно соотносясь с определенной теорией или концепцией, может сама влиять на нее.

Разработка психологической методики. Необходимостьразработки новой психологической методики обуславливается стремлением исследователя повысить достоверность психологического измерения, сократить время обследовании испытуемых, увеличить объем экспериментальной выборки, упростить и алгоритмизировать обработку результатов. Рекомендовать новую методику к применению в психологи ческой практике можно лишь в том случае, если осуществлен комплекс всех психометрических проверок. Однако для научно-исследовательских целей методика может использоваться, пройдя неполную психометрическую отработку.

Адаптация психологической методики — это приспособление или модификация методики для того, чтобы она сохранила свои диагностические возможности при использовании ее в новой социальной среде или для новых исследовательских задач. Адаптированная методика должна проходить те же психометрические проверки, что и новая методика Объем работы по адаптации соизмерим с созданием новой методики, а процесс адаптации схож с разработкой оригинальной методики.

Задачи исследования — это выбор путей и средств достижения его цели. Они формулируются в форме вопросов, ответы на которые позволят прийти к цели. В число задач включаются те, которые позволят определить «смежные» явления, взаимосвязи с ними, внутреннее строение явления и др.

При выборе исследовательского инструментария особое внимание должно уделяться подбору или разработке отвечающего требованиям достоверности инструментарии для управления независимой (X) и зависимой (О) переменными, определению средств статистической обработки данных и методов интерпретации результатов исследования. Определение методов и выбор методик тесно взаимосвя­заны. Метод — основной принцип и способ сбора, обработки или анализа данных. Методика — форма реализации метода, совокупность приемов и операций,а также формализованные правила сбора, обработки, интерпретации и анализа психо­логической информации. Выбор методов исследования обу­словлен особенностями объекта, предмета и поставленными целями исследования. Ограничения, связанные с возможно­стью реализовать конкретные методики, нередко заставляют по-иному определять предмет исследования и изменять экспериментальные цели. Этот этап работы тесно связанс конкретизацией исследовательских гипотез, когда под­готовка исследования направлена на выбор пути изучения ненаблюдаемых и неизмеряемых психологических явлений посредством тех наблюдаемых признаков поведения и действий, которые доступны непосредственному измерению. При выборе методики следует учитывать ее возможности и ограничения по критерию достоверности оценки исследу­емых качеств. Набор методик целесообразно формировать сучетом дополняемости качественных данных даннымиколичественного характера, субъективных параметров — объективными фактами. Анализ типичного представителя исследуемой популяции, который может выступать в каче­стве эталона, необходимо дополнять результатами анализа групповых показателей, а групповые данные — учитывать в ходе оценки индивидуальности конкретного испытуемого. Значительно облегчает интерпретацию ситуация, когда в наборе есть методики, позволяющие получить данныеи качественного, и количественного характера. Достовер­ность психологической оценки повышается, если в изме­рительном арсенале психолога присутствуют методики,основанные на различных методологических и технологиче­ских подходах. Интерпретация результатов, таким образом, будет осуществляться как бы с разных точек зрения. И, если в итоге при наложении нескольких концептуальных пло­скостей получаются идентичные данные, объективность их более чем очевидна.

Важно помнить, что в любом психологическом явлении непосредственно или опосредованно представлены компо­ненты из когнитивной, эмоционально-волевой, характеро­логической, мотивационной и поведенческой сфер психики. Поэтому комплект методического инструментария должны составлять и средства их психологической оценки.

Желательно, чтобы наряду с известными, достаточно рас пространенными методиками были представлены и новые, оригинальные методы. Количество методик обусловленосоображениями целесообразности и прагматичности. Измерительные средства должны охватывать весь спектр исследовательских задач, стремиться к оценке как можно большегочисла регистрируемых параметров, отвечать критерию парадигмального разнообразия, но необходимо понимать, чти длительные эксперименты утомляют испытуемых, и помнить об ограничениях по уровню достоверности и простоты применения, обработки и интерпретации психологических методик.

«Дизайн» эксперимента включает выбор экспериментального плана, а также выявление для осуществления контроля внешних переменных, которые могут влиять на основные экспериментальные переменные.

Целесообразно составить перечень переменных, которые интересуют исследователя, затем выделить в нем зависимые и независимые переменные, контролируемые и неконтролируемые факторы, принять решение о виде обработки экспериментальных результатов.

Исходя из реальной обстановки, экспериментальных возможностей и целей выбирается схема проведения исследования. Для этого осуществляется вертикальный и горизонтальный «дизайн» эксперимента. Вертикальный «дизайн» — это учет психологом возможности в реальной ситуации сформировать одну или несколько экспериментальных и контрольных групп. Горизонтальный «дизайн» — это анализ наличных обстоятельств, в которых находится объект исследовании, позволяющих выполнять нужное количество замеров черен необходимый период времени. Изучив реальную обстановку, психолог, исходя из поставленных целей и задач, разрабатывает оптимальную схему исследовательских действий.

При изучении некоторого психического качества по отношению к другим явлениям необходимо провести сравни тельный анализ. Сравнение — это основная технология, краеугольный камень научного психологического анализа

Наиболее популярными способами сравнения являются:

1)сопоставление возрастных, этнических, корпоративныхгрупп, групп по интересам, уровню образования, семейномуположению и др. социальных образований;

2)сравнение полярных групп, т.е. выделение в исследуемой выборке групп испытуемых по некоторому признаку,взятому в качестве основания, таким образом, чтобы выра­женность этого признака у сравниваемых групп стала раз­нонаправленной. Например, при исследовании особенностей познавательной сферы у людей с более высокой и более низ­кой тревожностью всю выборку делят на две части по осно­ванию выраженности уровня тревожности. Затем средние показатели интеллектуальных качеств сравнивают между собой. Возможен и другой способ, когда выделенные по кри­терию тревожности группы делят еще на две — по критерию выраженности познавательной активности. Сравнение необ­ходимо производить между высокими показателями уровня интеллекта у лиц с выраженной тревожностью и высокими показателями у лиц с не выраженной тревожностью, низ­кими показателями уровня интеллекта у лиц с выраженной тревожностью и низкими показателями лиц с не выражен­ной тревожностью. Как показывает исследовательская прак­тика, различия между полярными (крайними) группами более наглядны;

3) определение одной части выборки как эксперимен­тальной группы, а другой — как контрольной. Необходимо, чтобы до проведения эксперимента группы соотносились между собой как эквивалентные (или однородные).

Формирование выборки испытуемых складывается из определения исследуемой популяции (генеральной сово­купности) и комплектования репрезентативной выборки участников эксперимента.

Объем экспериментальной выборки необходимо рассчи­тывать с использованием методов математического плани­рования эксперимента. Определение объема выборки обу­словлено исследовательскими задачами и, прежде всего, требованием репрезентативности. Практика эксперимен­тальных исследований ориентируется на цифру 50 человек.

Например, при проведении исследования по схеме с экс­периментальной и контрольной группами формирование выборок осуществляется при условии эквивалентности и минимального объема каждой группы — 35 испытуемых. Эта цифра исходит из достаточно выраженной тесноты связи при величине коэффициента корреляции приблизительно 0,35 и выше. Следует помнить, что значимыми на уровне 5% (р< 0,05) коэффициенты корреляции можно считать при величине выборки более 35 человек. В психологических исследованиях меньшие уровни значимости (например, 10% — р< 0,10) обычно не рассматривают как заслуживающие внимания. Наиболее важные выводы, особенно чип сковываемые только на данных корреляционного анализажелательно подтверждать, ссылаясь на уровень значимости 1%(р ≤ 0,01)

 

При использовании факторного или кластерного анн.ш и на практике выдвигается предположение об оптимальном числе факторов, при котором возможна удовлетворите./)!,)).!1! содержательная интерпретация результатов. Обычно в процессе факторного исследования учитываются следующиетенденции.

1.Чем меньше признаков, в пространстве которых выявляют факторы, тем больше будет обнаружено призмам в которые ни в одном факторе не имеют выраженной нагрузкии удаляются из последующих шагов факторного анализа.

2.Чем больше признаков, тем больше выявляется факторов и тем более неустойчива факторная структура, которая не позволяет делать надежные выводы, если они строятся только на результатах факторного анализа.

Количество испытуемых, признаков (исследуемых пари метров) и факторов при математико-статистическом анализе — величины взаимосвязанные.

Наконец, необходимо учитывать опыт практическойработы психологов-экспериментаторов, который показывает следующее.

1. В ходе первичной обработки данных, как правили,выясняется, что часть протоколов исследования испорчен), (нет ответов на все вопросы, задания; в качестве ответов есть записи, не предусмотренные инструкцией; по характеруответов видно, что испытуемый неправильно понял инструкцию; есть «выскакивающие варианты» и др. и не могут быть допущены к дальнейшей обработке.

2. «Добирать» объем выборки очень сложно, поэтомулучше сразу обследовать на 5—10% испытуемых больше требуемого объема.

3. В экспериментальной выборке должны быть предалилены разные слои и категории исследуемой популяцииможет быть достигнуто при помощи рандомизации.

4.При исследовании половых различий изучаютсявыборки мужчин и женщин, близких по объему и другимпараметрам. Если цель иная, то предпочтительнее иметь
состав испытуемых, либо однородный по полу, либо при­мерно равный по количеству лиц мужского и женского пола.

5. Возрастные параметры выборки имеют большое значе­ние, особенно, если исследуется какой-либо возраст до взрос­лости. Однако для некоторых экспериментальных целейв пределах периода взрослости выбор того или иного диа­пазона может и не иметь большого значения. Если основная
задача — изучение возрастных различий, то выбор возраст­ного диапазона определяется исходя из исследовательскойгипотезы относительно возрастной специфики изучаемогоявления.

Организация проведения исследования состоит из: под­готовки, инструктирования, мотивирования испытуемых и организации собственно процесса эксперимента.

Процесс подготовки включает: готовность помеще­ний, стимульных и регистрационных материалов, отладку используемого оборудования на 5—10 испытуемых, уточне­ние текста инструкции и доведения ее до оптимального объ­ема - 11-15 слов (И. А. Бутенко, 1989).

Инструктирование и мотивирование испытуемых — это, прежде всего, доведение до участников исследования инфор­мации о возможностях в виде компенсации за затраченное время1. Перед началом эксперимента желательно провести предварительную проверку понимания инструкций к тестам или экспериментальным заданиям. Она проводится выбо­рочно с 3—5 испытуемыми. В начале исследования осущест­вляется общее инструктирование участников об организа­ции, правилах проведения и особенностях психологического эксперимента.

Исследование начинается с выяснения состояния и настроя людей на участие в эксперименте. Они должны быть отдохнувшими, иметь нормальное самочувствие и жела­ние участвовать в эксперименте. Снижение артефактов из-за действий испытуемых происходит, когда они имеют лич­ный интерес к результатам эксперимента, но, в тоже время, не рассматривают их как нечто, определяющее их жизнь. Такой уровень мотивации к участию в эксперименте бывает,когда у человека появляется желание расширить знании о себе, испытать себя. Удачным способом мотивации является обещание после обработки эмпирических данных познакомить испытуемых с результатами исследования. Однако не следует знакомить испытуемых с результатами эксперимента или психологического обследования в письменном виде. Само по себе составление письменной психологическом характеристики требует квалификации, опыта и талантаисследователя. Очень часто за результатами обращаются наиболее «проблематичные» люди. Ни в коем случае нельзя отказывать им в устной консультации, в процессе котором желательно мягко и понятно в благожелательной форме, постоянно опираясь на положительные качества консультируемого, рассказать ему об итогах эксперимента. Непонятная и нелицеприятная психологическая информация, выданная в письменном виде, таит в себе опасность нанести психотравму, особенно тревожному человеку.

Принудительное участие в эксперименте, как указывал Дж. Кэмпбелл, смещает эффект исследования. Повышение внутренней мотивации испытуемых осуществляется путем внешнего мотивирования (материальная заинтересованность участников эксперимента, соревновательный момент, повышение культурно-эстетическое оформления исследования, усиление роли познавательных, эмоциональных процессов и состояний). Как правило, у психолога должен бы-п. помощник или ассистент, который в процессе исследования осуществляет регистрацию дополнительных поведенческих и эмоциональных реакций испытуемых.

По окончании эксперимента у его участников берутся интервью об их личных наблюдениях, эмоциональном состоянии, неприятных моментах в ходе работы, разочарования х и пожеланиях в адрес устроителей эксперимента. Почти каждый эксперимент может нанести испытуемому психотравму. Поэтому после его окончания необходимо дать испытуемому высказаться и в такой форме освободиться от возможных отрицательных эмоций. Болезненно воспринимаются людьми выполнение нормированных заданий, тестов, ограниченных по времени. Появление ошибок иногда приводит к некотором растерянности испытуемых, «срывам», даже агрессивному поведению и т.д. Психологу следует сообщить участникам исследования, что допущение ошибок — это обычное, нормальное явление. В ходе работы следует учитывать социальный статус участников. Как правило, чем выше статус испытуемого, тем выше мотивация на избежание ошибок и тем значимее для него неудача. В этом случае нужно проводить психологическое обследование с группой испытуемых, равных по статусу. Ни в коем случае нельзя в одну эксперименталь­ную выборку вводить и руководителей, и их подчиненных.

После завершения исследования испытуемым обяза­тельно выражается благодарность за участие в эксперименте.

Заключительная стадия психологического эксперимента состоит из интерпретации результатов измерения пере­менных, выводов о подтверждении выдвинутой научной гипотезы, соотнесения результатов с концепциями и теори­ями, оценки перспектив дальнейшей разработки проблемы, а также публикации результатов.

Итоги эксперимента могут быть представлены в форме доклада на научной конференции или статьи в научном жур­нале, параграфа в монографии, учебном пособии или отчете о научно-исследовательской работе. Опубликование итогов эксперимента — важнейшая часть научной работы психо­лога. С одной стороны, публикация есть отчет о проделан­ной исследователем работе, а, с другой, — поле для дискус­сий и очередной этап его научного роста.

Последовательное прохождение перечисленных этапов исследования весьма условно, поскольку периодически воз­никает необходимость корректировать более ранние этапы с учетом возможностей и ограничений последующих.

Наши рекомендации