Классификация исследовательских методов в психологии
Существует множество подходов к классификации методов психологического исследования и типологии методик. В их основание могут быть положены методология, технологияилипредмет измерения.
Г. С. Батыгин в основу своей эпистемологической дифференциации положил способы и типы измерительнойпроцедуры1. По «способам» познания он выделяет группы «дедуктивных» и «индуктивных» методов. По поводу перги,IX, которым дается явное предпочтение, он пишет, что
«выведение внешних признаков из "замысла" доступнолишь избранным — тем, кто обладает умением видеть идеи.
Такое знание мы можем назвать "демоническим"», а во вторим случае «выведение "замысла" из внешних измерений обречено на рутину и разочарование в возможности постичьзагадку бытия». Батыгин выявляет три типа психологического познания. Первый основан на редукции измеряемого качества к операционной переменной. Второй предполагает охранение дистанции между операционными конструкциями языка наблюдения и «истинными» параметрами объекта. И, наконец, третий «характеризуется удивительным и причудливым возникновением "истинного" качества и факторизации переменных».
Технологический подход положен в основу классификации авторов «Общей психодиагностики»2. Первый класс психологических методов основан на заданиях, предполагающий правильные ответы. Это: а) тесты интеллекта, тесты специальных способностей, тесты выявления некоторых личностных черт б) методики, в которых правильных ответовне существует (важны частота и направленность ответов).Второй класс состоит из вербальных и невербальных психологических методик. К третьему классу относятся методики, основанные на различении основного принципа измерения:
а) объективные тесты, предполагающие правильное решение задачи 6) стандартизированные самоотчеты; в) проективные методики г) диалогические (интерактивные) техники; д) психофизиологические и аппаратурные методики.
Р. Кэттелл и Ф. Варбуртон в своем справочнике (1967)собрали, описали и классифицировали по предмету и технологии психологической оценки более 400 различных психологичесских тестов, которые были сгруппированы в 12 классов.
1. Тесты способностей (исследование интеллектуальных функций).
2.Тесты умений и навыков (координация, точность движений).
3.Тесты на восприятие (восприятие запахов, слов, предложений...).
4.Опросники (анкеты, прямые опросники).
5.Мнения (отношение к другим людям, нормам морали
и т.д.).
6.Эстетические тесты (предпочтения в музыке, в искусстве и т.д.).
7.Проективные тесты (проекция личностных черт по не
структурированным признакам).
8.Ситуационные тесты (поведение в определенной ситуации).
9.Игровые методики (социально-психологические тренинги, деятельностные или ролевые игры).
10.Физиологические тесты (физиологические пробы).
11.Физические тесты (вес, размер грудной клетки, рост
и т.д.).
10.Случайные наблюдения (поведение в ходе обследования, побочная и дополнительная информация и т.д.).
К технологическому подходу можно отнести классификацию психологических методов и методик1, которая построена на представлении С. Розенцвейга об уровне объективности получения и интерпретации психологических данных (табл. 1.1).
С. Л. Рубинштейн2 писал о двух основных группах методов психологического исследования. В первую он включал наблюдение (самонаблюдение и объективное наблюдение, которое в свою очередь подразделяется на прямое, косвенное и эксперимент (искусственный3 и естественный4, занимающий промежуточное место между экспериментом и наблюдением)). Ко второй относил: метод «изучения психических особенностей деятельности на основании продуктов этой деятельности»; метод беседы; анкетный метод; метод тестов (особенно критикуемый им) и генетический метод, в основу которого кладется концепция развития психики.
Таблица 1.1 Классификация психологических методик
Б. Г. Ананьев при разработке своей классификации основывался на парадигме целостности цикла психологического исследования и все методы сводил в четыре группы.
1.Организационные методы: лонгитюдный; сравнительный; комплексный.
2.Эмпирические способы добывания информации: обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение); экспериментальные методы (лабораторные, полевые, психолого-педагогические); психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседы); праксиметрические методы: а) анализ продуктов и самого процесса деятельности (хронометрия, профсссиография, оценка выполнения работ); б) моделирование (математическое, кибернетическое); в) биографические методы (исследование жизненного пути, изучение документов).
3.Приемы обработки результатов экспериментов и наблюдений: статистическая обработка данных (количественный анализ); качественный анализ данных (дифференциацияматериалов по классам, разработка типологии, составлениепсихологической казуистики: «описание случаев»).
4.Интерпретационные методы: генетический (интерпретация эмпирического материала в характеристикахразвития) и структурный (характеристика типов связеймежду отдельными компонентами структуры личности илигруппы).
У Р. С. Ненова основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных, образуют шесть классов (табл. 1.2).
Таблица 1.2