Классификация исследовательских методов в психологии

Существует множество подходов к классификации мето­дов психологического исследования и типологии методик. В их основание могут быть положены методология, технологияилипредмет измерения.

Г. С. Батыгин в основу своей эпистемологической диф­ференциации положил способы и типы измерительнойпроцедуры1. По «способам» познания он выделяет группы «дедуктивных» и «индуктивных» методов. По поводу пер­ги,IX, которым дается явное предпочтение, он пишет, что

«выведение внешних признаков из "замысла" доступнолишь избранным — тем, кто обладает умением видеть идеи.

Такое знание мы можем назвать "демоническим"», а во вто­рим случае «выведение "замысла" из внешних измерений обречено на рутину и разочарование в возможности постичьзагадку бытия». Батыгин выявляет три типа психологического познания. Первый основан на редукции измеряемого качества к операционной переменной. Второй предполагает охранение дистанции между операционными конструк­циями языка наблюдения и «истинными» параметрами объекта. И, наконец, третий «характеризуется удивитель­ным и причудливым возникновением "истинного" качества и факторизации переменных».

Технологический подход положен в основу классифи­кации авторов «Общей психодиагностики»2. Первый класс психологических методов основан на заданиях, предполагающий правильные ответы. Это: а) тесты интеллекта, тесты специальных способностей, тесты выявления некоторых личностных черт б) методики, в которых правильных ответовне существует (важны частота и направленность ответов).Второй класс состоит из вербальных и невербальных психологических методик. К третьему классу относятся методики, основанные на различении основного принципа измерения:

а) объективные тесты, предполагающие правильное решение задачи 6) стандартизированные самоотчеты; в) проективные методики г) диалогические (интерактивные) техники; д) пси­хофизиологические и аппаратурные методики.

Р. Кэттелл и Ф. Варбуртон в своем справочнике (1967)собрали, описали и классифицировали по предмету и технологии психологической оценки более 400 различных психологичесских тестов, которые были сгруппированы в 12 классов.

1. Тесты способностей (исследование интеллектуальных функций).

2.Тесты умений и навыков (координация, точность дви­жений).

3.Тесты на восприятие (восприятие запахов, слов, пред­ложений...).

4.Опросники (анкеты, прямые опросники).

5.Мнения (отношение к другим людям, нормам морали
и т.д.).

6.Эстетические тесты (предпочтения в музыке, в искус­стве и т.д.).

7.Проективные тесты (проекция личностных черт по не­
структурированным признакам).

8.Ситуационные тесты (поведение в определенной ситуации).

9.Игровые методики (социально-психологические тренинги, деятельностные или ролевые игры).

10.Физиологические тесты (физиологические пробы).

11.Физические тесты (вес, размер грудной клетки, рост
и т.д.).

10.Случайные наблюдения (поведение в ходе обследова­ния, побочная и дополнительная информация и т.д.).

К технологическому подходу можно отнести классифика­цию психологических методов и методик1, которая построена на представлении С. Розенцвейга об уровне объективности полу­чения и интерпретации психологических данных (табл. 1.1).

С. Л. Рубинштейн2 писал о двух основных группах мето­дов психологического исследования. В первую он включал наблюдение (самонаблюдение и объективное наблюдение, которое в свою очередь подразделяется на прямое, косвенное и эксперимент (искусственный3 и естественный4, занима­ющий промежуточное место между экспериментом и наблю­дением)). Ко второй относил: метод «изучения психических особенностей деятельности на основании продуктов этой деятельности»; метод беседы; анкетный метод; метод тестов (особенно критикуемый им) и генетический метод, в основу которого кладется концепция развития психики.

Таблица 1.1 Классификация психологических методик

Классификация исследовательских методов в психологии - student2.ru

Б. Г. Ананьев при разработке своей классификации основывался на парадигме целостности цикла психологического исследования и все методы сводил в четыре группы.

1.Организационные методы: лонгитюдный; сравнитель­ный; комплексный.

2.Эмпирические способы добывания информации: обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение); экспериментальные методы (лабораторные, полевые, психолого-педагогические); психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседы); праксиметрические методы: а) анализ продуктов и самого процесса деятельно­сти (хронометрия, профсссиография, оценка выполнения работ); б) моделирование (математическое, кибернетиче­ское); в) биографические методы (исследование жизненного пути, изучение документов).

3.Приемы обработки результатов экспериментов и наб­людений: статистическая обработка данных (количествен­ный анализ); качественный анализ данных (дифференциацияматериалов по классам, разработка типологии, составлениепсихологической казуистики: «описание случаев»).

4.Интерпретационные методы: генетический (интер­претация эмпирического материала в характеристикахразвития) и структурный (характеристика типов связеймежду отдельными компонентами структуры личности илигруппы).

У Р. С. Ненова основные методы психологических иссле­дований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных, образуют шесть классов (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Наши рекомендации