Предмет и место исследовательских методов в психологии

Психологическое исследование не только украшает пси­хологию неоспоримостью данных, но и поистине превращает ее из умозрительной концептуальной схемы в научную пара­дигму.

Обязательным этапом вхождения в тематику данного учебного курса является постижение его основных понятий и категорий.

В теории психологического измерения исследователь должен иметь представление о следующих гносеологических психологических категориях: методология, метод, методика, средство исследования, технология и техника, тестирование, моделирование и др. (рис. 1.1). Предмет и место исследовательских методов в психологии - student2.ru

В психологической и методической литературе можно выделить как минимум четыре подхода к определению тер­мина «методология». Авторы психологического словаря и др. трактуют методологию как систему принципов и спосо­бов организации и построения исследования1. А. Я. Анцупов, М. И. Дьяченко и другие придают этой категории путевод­ный статус и определяют ее как путь исследования с помо­щью методов объективных проявлений психики и раскры­тия закономерностей2.

В Энциклопедическом словаре отмечается, что мето­дология исследования является неким учением о методах,методиках, способах и средствах познания1. И, наконец, у А. Ребера — это система методов, конкретные процедуры и средства, использующиеся в исследовании2.

Структура понятия «методология» также представлена в виде четырех основных составляющих: теоретической, Содержательной, практической и формальной. Теорети­ческая составляющая методологии — гносеология (наука познании) стремится к модели идеального знания. Содер­жательная методология — эпистемология (наука о методе познания) включает изучение законов, теорий, структуры научного знания, критериев научности и системы используемых методов исследования. Практическая составляющая методологии — это программа (алгоритм), набор действен­ных приемов и способов достижения практической цели, позволяющих не погрешить против истины. И, наконец, формальная методология связана с анализом методов исследования с точки зрения логической структуры и формализованных подходов к построению теоретического знания, его истинности и аргументированности.

Методология, основываясь на принятые теории и кон-иппуальные подходы, определяет (или включает) способы, ( |н •детва, методы и технологии исследования. Совокупность нескольких методов принято называть методологическим подходом.

Метод (от др.-греч.— путь исследования или— путь) — это постоянно развивающийся и видоизменяющийся способ или совокупность способов приемов и операций, шагов, действий. В данном пункте взгляды многих исследователей совпадают. Разногласия авторов проявляются в отношении содержательной части (способ чего?). Одни определят метод как способ построения» и обоснования системы знаний (действительности)3, другие — как способ решения определенной задачи, дости-1 ( мня какой-либо цели4, третьи — как способ выполнения чего-либо, работы с фактами и концепциями в систематическом режиме'. С. Л. Руйштейн пишет о методе как о способе, посредством котор») познается предмет науки2. В Психологическом словаре «ечается, что метод — это способ изучения психологичвих проявлений личности человека3. В Философском аваре метод трактуется как способ теоретического и пракдаского освоения (познания) деятельности4.

В отличие от метода метала имеет авторство. В Сло­варе бизнес-терминов под «годикой понимается сово­купность методов, приемов, опробованных и изученных для выполнения определенноиработы5. С. Л. Рубинштейн указывает на методику как частный, вспомогательный или промежуточный метод исследшния6. А. Ребер утверждает, что методика является производной от метода; это конкрети­зированная для реальной ситуации определенная усвоенная процедура или набор процедур достижения некоторой специфической цели7.

В рамках теоретического проставления терминов психо­логической гносеологии среда исследования представлено синонимично понятию метод и трактуется как прием, спо­соб действия для достижения чего-нибудь, орудие (предмет, совокупность приспособлений для осуществления какой-нибудь деятельности8.

В современной психологии протекает активный про­цесс принятия и освоения исследователями понятий, при­шедших в психологическую щуку из других сфер знаний: философии, социологии, информатики, экономики и др. Ярким примером этого являй употребление в профес­сиональной психологии и аюююгии терминов «технология», «техника», «инструмент», «моделирование», «модель» и др.Технология (от др.-греч. искусство, мастерство, умение и— мысль, причина; методика, способ производства) — это совокупность методов, процессов и материалов, комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на деятельность, с целью получения продуктаноминальным качеством1 и оптимальными затратами2,и обусловленных текущим уровнем развития науки, техникии общества в целом.

Дачное понятие прочно связано с термином «техника». В психологии под техникой понимается, с одной стороны, совокупность средств человеческой деятельности, включающих психологические инструменты (алгоритмы) и методы,с другой, — совокупная характеристика навыков и приемов, усвоенных и приобретенных людьми и используемых в какой-либо сфере их жизнедеятельности.

Инструмент— предмет, устройство, механизм, машина или алгоритм, используемые для воздействия на объект: его изменения или измерения и целях достижения полезного эффекта. В основе конструк­ции и правил использования инструмента лежит знание законов реальности, окружающей среды, задачи и техноло­гических особенностей деятельности. То есть технология наряду с внешними условиями и целями предопределяет назначениеи функции инструмента.

Инструмент представляет собой некое средство воздействия на объект. Однако воздействие может представляться и исследовании двумя планами — орудием (инструментом) и вспомогательным материалом, способствующим воз­действию. В одном случае это средство может выполнять функцию орудия (инструмента), а в другом вспомогатель­ного материала. Например, статистическая программа, решаемая при помощи компьютера, является инструментом для обработки эмпирических данных. Когда же компьютер-пня программа применяется в качестве способствующегосредства демонстрации стимульного материала испытуе­мым, то она выполняет функцию вспомогательного матери­ала, а инструментом является тестовое задание.

Моделирование - метод и (ни) процесс исследования психических явлений при помощи их реальных (физиче­ских) и идеальных, прежде всего .математических моделей. Моделирование должно являться обязательной частью пси­хологических исследований и разработок ввиду сложности материальных объектов окружающего мира, форм их взаи­моотношений и взаимодействий.В основу метода (процесса) моделирования положена процедура исследования объектов действительности путем манипулирования с их моделями. Одни и те же объекты могут имен различные модели в зави­симости от целей и условий исследования. Модель - это некая искусственная или естественная система, изучение которой служит средством получения знаний о другой системе, это упрощенное представление, аналог определенного реального объекта или фрагмента социальной реальности (оригинала), протекающих в нем процессов иявлений2.

Как и моделирование, тестированиепредставляет собой некую психологическую методику, которую часто называют методом психодиагностики, использующим стандартизиро­ванные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений3. Тестирование предполагает использование тестов. Тест -это методика изучения глубинных процессов деятельности человека, с одной стороны, и система стандартизированных заданий, позволяющая измерить уровень развития опреде­ленного психологического качества (свойства) личности, — с другой.

Когда психология стала опираться в своих выводахна экспериментальный метод, она вошла в круг точных наук,результаты которых можно не только проверить на прак­тике, но и спрогнозировать их дальнейшее развитие. Психо­логические явления стали объективным фактом, подчиненым логике математических измерений.

Развитие экспериментальной психологии представляет собой историю применения количественных методов. Как удачно обобщил В. Дружинин (1997)1, все теоретические подходы к пониманию и оперированию с термином «экс­периментальная психология» можно объединить в четыре основные группы. Это представление экспериментальной психологии в виде системы психологических знаний, полу­ченных в результате экспериментов (В. Бунд, С. Стивене, II.Фресс, Ж. Пиаже и др.); системы методов, реализуемых и психологических исследованиях (М. Мэтлин, В. Бехтерев ч др.); обозначения научной и учебной дисциплины, занима­ющейся проблематикой разработки и изучения инструмента психологического исследования, и, наконец, (эпистемологи­ческое понимание) как теории получения научного психоло­гического знания (Ф. Дж. Мак-Гиган, Дж. Кэмпбелл и др.) (рис. 1.2).

Предмет и место исследовательских методов в психологии - student2.ru

Рис. 1.2. Определение экспериментальной психологии

Анализ литературы дает возможность в принципе согла­ситься с данной классификацией, из которой вытекает методологический вывод о характере специального психологиче­ского предмета экспериментальной психологии и о статусе ее как науки в целом.

С. Л. Рубинштейн среди отраслей психологии как науки не выделял ни экспериментальную психологию, ни психо­диагностику. В многотомнике II. Фресса и Ж. Пиаже «Экс­периментальная психология» (1978) вопрос о специальном предмете экспериментальной психологии тоже не ставился. По их мнению, она представляет собой совокупность экс­периментального материалапсихологической проблема­тике. Из контекста можно понять, что ее объектом может быть какой-либо исследуемый в данный момент психологи­ческий феномен, подвергшейся измерению, а сама экспери­ментальная психология есть процесс исследования, его метод и организация. В психологическом словаре А. В. Петров­ского и М. Г. Ярошевского1 под термином «эксперименталь­ная психология» понимается общее обозначение различных видов исследования психических явлений посредством экс­периментальных методов. И, наконец, В. М. Бехтерев прямо указывал, что термином экспериментальная психология «отмечается, в сущности, собрание тех психологических знаний, которые исследуются путем эксперимента. Здесь, следовательно, нет специального предмета исследования, а имеется лишь особый метод»'. Этому мнению вторит ряд авторов, проявляющих даже некоторое (иногда обоснован­ное) неприятие экспериментальной психологии как возмож­ной отрасли психологической науки3.

Признанный авторитет в методологии исследования Дж. Кэмпбелл определяет триединый «специальный» пред­мет экспериментальной психологии как: 1) эпистемологию, 2) процесс эксперимента, выбор предмета исследования, его оценку и 3) моделирование, организацию эксперимента и анализ данных. «Важнейшими представляются здесь вопросы планирования эксперимента, создание моделей экспериментов в соответствии с требованиями валидности научного знания, разработки средств и способов контроля переменных в эксперименте, анализа артефактов, конкурентных гипотез, выявления приемлемых и адекватных статистических процедур и количественных мер и т.д.»1.

Таким образом, специфический предмет эксперименталь­ном психологии может трактоваться как система методов исследования. Понятно, что предмет у метода может быть только эпистемологический. Экспериментальная психология есть эпистемология психологической науки. Разработка методики организация психологических исследований, обработка и интерпретация результатов — вот основное ее содержание.

Однако в психологии эксперимент является именно психическим. Это обуславливается, во-первых, тем, что в данном случае отношения между объектом измерения и исследователем строятся в рамках межличностного взаимодействия, когда и испытуемый, и экспериментатор влияют как друг на друга, так и на результаты эксперимента. В других науках мот фактор взаимовлияния объекта и субъекта исследования зачастую отсутствует. Во-вторых, организация экспериментального исследования должна учитывать психологические составляющие, связанные с процессами стандартного восприятиястимулов, элементами эргономики, взаимодействием между испытуемыми, «эффектом группы» и др. Это является следствием того, что носителями объекта психологических исследований являются люди, и при организации социальных воздействий следует учитывать не только реакцию на стимул,но и реакцию на сами условия и организацию исследования. В-третьих, инструмент измерения в процессе эксперимента являются психологическим конструктом. Он призван изме­рять именно психологические следствия. Более того, они спецефичны с точки зрения математических возможностей. И,наконец, интерпретация результатов исследования представляет собой некую функцию, основанную на опыте, особом экспериментальной ситуации, на интуиции и т.д.

Важным в методологии психологического исследования является соотношение экспериментальной психологии и психодиагностики как организация измерения, инстру­мента или его части, разновидности. С точки зрения психо­метрии, являясь частью или видом экспериментирования, психодиагностика представляет собой разработку и применение инструмента психологического измерения. Если исходить из того, что психологический измерительныйинструмент (тест, опросник, анкета и т.д.) является микроэк­спериментом, то в его структуре (схеме) независимая пере­менная является стандартным стимулом, реакция на кото­рый известна и статистически определена. Каждая реакция, действие или результат действия испытуемого в процессе тестирования (т.е. зависимая переменная) в процессе диа­гностики тоже подлежат стандартной интерпретации.

Предметом психодиагностики является достоверное измерение конкретного свойства личности при помощи выявления определенной реакции человека на стандартизи­рованный стимул. В психодиагностике, как и в эксперимен­тальной психологии, отсутствует специфический психоло­гический предмет. Остается метод измерения как предмет эпистемологический с психологическим окрасом.

Психологический инструмент (метод, методика) входит в экспериментальную схему для регистрации результатов воздействия внешнего стимула, который и является пред­метом изучения. Здесь, в отличие от диагностической про­цедуры, измеряется не само свойство психологического объекта, а его динамика (эффект влияния «независимой переменной»), по которой исследователь может судить о характере психологического воздействия (или послед­ствиях воздействия) стимула (независимой переменной).

Таким образом, динамика измеряемого свойства (экспе­риментальный эффект), а не само свойство становится в экс­перименте «зависимой переменной» и индикатором воздей­ствия стимула.

Место методов в системе психологических наук опреде­ляется местом эпистемологии в любой науке. То есть метод, инструмент, технология, организация и анализ эмпириче­ских данных исследования являются методической составля­ющей любой отрасли психологической науки.

Наши рекомендации