Предмет и место исследовательских методов в психологии
Психологическое исследование не только украшает психологию неоспоримостью данных, но и поистине превращает ее из умозрительной концептуальной схемы в научную парадигму.
Обязательным этапом вхождения в тематику данного учебного курса является постижение его основных понятий и категорий.
В теории психологического измерения исследователь должен иметь представление о следующих гносеологических психологических категориях: методология, метод, методика, средство исследования, технология и техника, тестирование, моделирование и др. (рис. 1.1).
В психологической и методической литературе можно выделить как минимум четыре подхода к определению термина «методология». Авторы психологического словаря и др. трактуют методологию как систему принципов и способов организации и построения исследования1. А. Я. Анцупов, М. И. Дьяченко и другие придают этой категории путеводный статус и определяют ее как путь исследования с помощью методов объективных проявлений психики и раскрытия закономерностей2.
В Энциклопедическом словаре отмечается, что методология исследования является неким учением о методах,методиках, способах и средствах познания1. И, наконец, у А. Ребера — это система методов, конкретные процедуры и средства, использующиеся в исследовании2.
Структура понятия «методология» также представлена в виде четырех основных составляющих: теоретической, Содержательной, практической и формальной. Теоретическая составляющая методологии — гносеология (наука познании) стремится к модели идеального знания. Содержательная методология — эпистемология (наука о методе познания) включает изучение законов, теорий, структуры научного знания, критериев научности и системы используемых методов исследования. Практическая составляющая методологии — это программа (алгоритм), набор действенных приемов и способов достижения практической цели, позволяющих не погрешить против истины. И, наконец, формальная методология связана с анализом методов исследования с точки зрения логической структуры и формализованных подходов к построению теоретического знания, его истинности и аргументированности.
Методология, основываясь на принятые теории и кон-иппуальные подходы, определяет (или включает) способы, ( |н •детва, методы и технологии исследования. Совокупность нескольких методов принято называть методологическим подходом.
Метод (от др.-греч.— путь исследования или— путь) — это постоянно развивающийся и видоизменяющийся способ или совокупность способов приемов и операций, шагов, действий. В данном пункте взгляды многих исследователей совпадают. Разногласия авторов проявляются в отношении содержательной части (способ чего?). Одни определят метод как способ построения» и обоснования системы знаний (действительности)3, другие — как способ решения определенной задачи, дости-1 ( мня какой-либо цели4, третьи — как способ выполнения чего-либо, работы с фактами и концепциями в систематическом режиме'. С. Л. Руйштейн пишет о методе как о способе, посредством котор») познается предмет науки2. В Психологическом словаре «ечается, что метод — это способ изучения психологичвих проявлений личности человека3. В Философском аваре метод трактуется как способ теоретического и пракдаского освоения (познания) деятельности4.
В отличие от метода метала имеет авторство. В Словаре бизнес-терминов под «годикой понимается совокупность методов, приемов, опробованных и изученных для выполнения определенноиработы5. С. Л. Рубинштейн указывает на методику как частный, вспомогательный или промежуточный метод исследшния6. А. Ребер утверждает, что методика является производной от метода; это конкретизированная для реальной ситуации определенная усвоенная процедура или набор процедур достижения некоторой специфической цели7.
В рамках теоретического проставления терминов психологической гносеологии среда исследования представлено синонимично понятию метод и трактуется как прием, способ действия для достижения чего-нибудь, орудие (предмет, совокупность приспособлений для осуществления какой-нибудь деятельности8.
В современной психологии протекает активный процесс принятия и освоения исследователями понятий, пришедших в психологическую щуку из других сфер знаний: философии, социологии, информатики, экономики и др. Ярким примером этого являй употребление в профессиональной психологии и аюююгии терминов «технология», «техника», «инструмент», «моделирование», «модель» и др.Технология (от др.-греч. искусство, мастерство, умение и— мысль, причина; методика, способ производства) — это совокупность методов, процессов и материалов, комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на деятельность, с целью получения продуктаноминальным качеством1 и оптимальными затратами2,и обусловленных текущим уровнем развития науки, техникии общества в целом.
Дачное понятие прочно связано с термином «техника». В психологии под техникой понимается, с одной стороны, совокупность средств человеческой деятельности, включающих психологические инструменты (алгоритмы) и методы,с другой, — совокупная характеристика навыков и приемов, усвоенных и приобретенных людьми и используемых в какой-либо сфере их жизнедеятельности.
Инструмент— предмет, устройство, механизм, машина или алгоритм, используемые для воздействия на объект: его изменения или измерения и целях достижения полезного эффекта. В основе конструкции и правил использования инструмента лежит знание законов реальности, окружающей среды, задачи и технологических особенностей деятельности. То есть технология наряду с внешними условиями и целями предопределяет назначениеи функции инструмента.
Инструмент представляет собой некое средство воздействия на объект. Однако воздействие может представляться и исследовании двумя планами — орудием (инструментом) и вспомогательным материалом, способствующим воздействию. В одном случае это средство может выполнять функцию орудия (инструмента), а в другом вспомогательного материала. Например, статистическая программа, решаемая при помощи компьютера, является инструментом для обработки эмпирических данных. Когда же компьютер-пня программа применяется в качестве способствующегосредства демонстрации стимульного материала испытуемым, то она выполняет функцию вспомогательного материала, а инструментом является тестовое задание.
Моделирование - метод и (ни) процесс исследования психических явлений при помощи их реальных (физических) и идеальных, прежде всего .математических моделей. Моделирование должно являться обязательной частью психологических исследований и разработок ввиду сложности материальных объектов окружающего мира, форм их взаимоотношений и взаимодействий.В основу метода (процесса) моделирования положена процедура исследования объектов действительности путем манипулирования с их моделями. Одни и те же объекты могут имен различные модели в зависимости от целей и условий исследования. Модель - это некая искусственная или естественная система, изучение которой служит средством получения знаний о другой системе, это упрощенное представление, аналог определенного реального объекта или фрагмента социальной реальности (оригинала), протекающих в нем процессов иявлений2.
Как и моделирование, тестированиепредставляет собой некую психологическую методику, которую часто называют методом психодиагностики, использующим стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений3. Тестирование предполагает использование тестов. Тест -это методика изучения глубинных процессов деятельности человека, с одной стороны, и система стандартизированных заданий, позволяющая измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности, — с другой.
Когда психология стала опираться в своих выводахна экспериментальный метод, она вошла в круг точных наук,результаты которых можно не только проверить на практике, но и спрогнозировать их дальнейшее развитие. Психологические явления стали объективным фактом, подчиненым логике математических измерений.
Развитие экспериментальной психологии представляет собой историю применения количественных методов. Как удачно обобщил В. Дружинин (1997)1, все теоретические подходы к пониманию и оперированию с термином «экспериментальная психология» можно объединить в четыре основные группы. Это представление экспериментальной психологии в виде системы психологических знаний, полученных в результате экспериментов (В. Бунд, С. Стивене, II.Фресс, Ж. Пиаже и др.); системы методов, реализуемых и психологических исследованиях (М. Мэтлин, В. Бехтерев ч др.); обозначения научной и учебной дисциплины, занимающейся проблематикой разработки и изучения инструмента психологического исследования, и, наконец, (эпистемологическое понимание) как теории получения научного психологического знания (Ф. Дж. Мак-Гиган, Дж. Кэмпбелл и др.) (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Определение экспериментальной психологии
Анализ литературы дает возможность в принципе согласиться с данной классификацией, из которой вытекает методологический вывод о характере специального психологического предмета экспериментальной психологии и о статусе ее как науки в целом.
С. Л. Рубинштейн среди отраслей психологии как науки не выделял ни экспериментальную психологию, ни психодиагностику. В многотомнике II. Фресса и Ж. Пиаже «Экспериментальная психология» (1978) вопрос о специальном предмете экспериментальной психологии тоже не ставился. По их мнению, она представляет собой совокупность экспериментального материалапсихологической проблематике. Из контекста можно понять, что ее объектом может быть какой-либо исследуемый в данный момент психологический феномен, подвергшейся измерению, а сама экспериментальная психология есть процесс исследования, его метод и организация. В психологическом словаре А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского1 под термином «экспериментальная психология» понимается общее обозначение различных видов исследования психических явлений посредством экспериментальных методов. И, наконец, В. М. Бехтерев прямо указывал, что термином экспериментальная психология «отмечается, в сущности, собрание тех психологических знаний, которые исследуются путем эксперимента. Здесь, следовательно, нет специального предмета исследования, а имеется лишь особый метод»'. Этому мнению вторит ряд авторов, проявляющих даже некоторое (иногда обоснованное) неприятие экспериментальной психологии как возможной отрасли психологической науки3.
Признанный авторитет в методологии исследования Дж. Кэмпбелл определяет триединый «специальный» предмет экспериментальной психологии как: 1) эпистемологию, 2) процесс эксперимента, выбор предмета исследования, его оценку и 3) моделирование, организацию эксперимента и анализ данных. «Важнейшими представляются здесь вопросы планирования эксперимента, создание моделей экспериментов в соответствии с требованиями валидности научного знания, разработки средств и способов контроля переменных в эксперименте, анализа артефактов, конкурентных гипотез, выявления приемлемых и адекватных статистических процедур и количественных мер и т.д.»1.
Таким образом, специфический предмет экспериментальном психологии может трактоваться как система методов исследования. Понятно, что предмет у метода может быть только эпистемологический. Экспериментальная психология есть эпистемология психологической науки. Разработка методики организация психологических исследований, обработка и интерпретация результатов — вот основное ее содержание.
Однако в психологии эксперимент является именно психическим. Это обуславливается, во-первых, тем, что в данном случае отношения между объектом измерения и исследователем строятся в рамках межличностного взаимодействия, когда и испытуемый, и экспериментатор влияют как друг на друга, так и на результаты эксперимента. В других науках мот фактор взаимовлияния объекта и субъекта исследования зачастую отсутствует. Во-вторых, организация экспериментального исследования должна учитывать психологические составляющие, связанные с процессами стандартного восприятиястимулов, элементами эргономики, взаимодействием между испытуемыми, «эффектом группы» и др. Это является следствием того, что носителями объекта психологических исследований являются люди, и при организации социальных воздействий следует учитывать не только реакцию на стимул,но и реакцию на сами условия и организацию исследования. В-третьих, инструмент измерения в процессе эксперимента являются психологическим конструктом. Он призван измерять именно психологические следствия. Более того, они спецефичны с точки зрения математических возможностей. И,наконец, интерпретация результатов исследования представляет собой некую функцию, основанную на опыте, особом экспериментальной ситуации, на интуиции и т.д.
Важным в методологии психологического исследования является соотношение экспериментальной психологии и психодиагностики как организация измерения, инструмента или его части, разновидности. С точки зрения психометрии, являясь частью или видом экспериментирования, психодиагностика представляет собой разработку и применение инструмента психологического измерения. Если исходить из того, что психологический измерительныйинструмент (тест, опросник, анкета и т.д.) является микроэкспериментом, то в его структуре (схеме) независимая переменная является стандартным стимулом, реакция на который известна и статистически определена. Каждая реакция, действие или результат действия испытуемого в процессе тестирования (т.е. зависимая переменная) в процессе диагностики тоже подлежат стандартной интерпретации.
Предметом психодиагностики является достоверное измерение конкретного свойства личности при помощи выявления определенной реакции человека на стандартизированный стимул. В психодиагностике, как и в экспериментальной психологии, отсутствует специфический психологический предмет. Остается метод измерения как предмет эпистемологический с психологическим окрасом.
Психологический инструмент (метод, методика) входит в экспериментальную схему для регистрации результатов воздействия внешнего стимула, который и является предметом изучения. Здесь, в отличие от диагностической процедуры, измеряется не само свойство психологического объекта, а его динамика (эффект влияния «независимой переменной»), по которой исследователь может судить о характере психологического воздействия (или последствиях воздействия) стимула (независимой переменной).
Таким образом, динамика измеряемого свойства (экспериментальный эффект), а не само свойство становится в эксперименте «зависимой переменной» и индикатором воздействия стимула.
Место методов в системе психологических наук определяется местом эпистемологии в любой науке. То есть метод, инструмент, технология, организация и анализ эмпирических данных исследования являются методической составляющей любой отрасли психологической науки.