ДЕ 3. Социальное взаимодействие

Другой человек рассматривается как равноправный партнер в общении, как коллега в совместном поиске знаний при _________ стиле общения.

демократическом

авторитарном

либеральном

попустительском

Функциональная единица взаимодействия – акт, по мнению Мида, состоит из четырех фаз

фаза встречи, фаза узнавания, фаза уточнения ситуации, фаза действия, фаза завершения

фаза побуждения, фаза уточнения ситуации, фаза непосредственного действия, фаза завершения

фаза убеждения, фаза соглашения, фаза принятия решения, фаза действия

мотивация, интеракция, оценка результатов, эмоциональный отклик

При каком из перечисленных типов взаимодействия все субъекты взаимодействия достигнут своих целей

при компромиссе

при конкуренции

при приспособлении

при сотрудничестве

Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому называется

соперничество, конкуренция

компромисс

приспособление

сотрудничество

Стремление субъектов взаимодействия идти на взаимные уступки и реализовывать свои интересы с учетом интересов противоположной стороны, называется

сотрудничество, кооперация

избегание

компромисс

альтруизм

Стремление субъектов взаимодействия к поиску альтернатив, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон, называется

компромисс

сотрудничество

альтруизм

адаптация

Отсутствие стремления как к достижению собственных целей, так и к удовлетворению интересов другого, называется

конкуренция

избегание

кооперация

приспособление

Психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению называется

обратной связью

конфликтом

спором

коммуникативным барьером

Человек развивается как личность благодаря такой функции общения, как

стилистическая

прагматическая

внутриличностная

формирующая

К каким средствам невербальной коммуникации относятся взгляд, мимика, пантомимика, жесты

паралингвистические

оптико-кинетические

экстралингвистические

ольфакторные

Восприятие и понимание людьми друг друга в процессе общения является

конформизмом

коммуникацией

социальной перцепцией

интеракцией

Осознание субъектами – лицом или общностью – того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями называется

аттракция

импритинг

интроспекция

социальная рефлексия

Распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств называется

установка

эффект бумеранга

эффект ореола

эффект первичности

В социальной психологии под рефлексией понимается

познание субъектом своих представлений относительно других

осознание действующим субъектом того, как он воспринимается партнером по общению

бессознательное стремление откликнуться на проблемы другого человека

аффективно окрашенное понимание себя в контексте социальных отношений

Приписывание индивиду причин поведения называется

социальная рефлексия

каузальная атрибуция

социальная категоризация

идеосинкразический кредит

Тип атрибуции, при которой наблюдатель приписывает причины поведения индивида внутренним индивидуально-психологическим особенностям наблюдаемого, называется

обстоятельственной

стимульной

личностной

ошибочной

К эффектам социальной перцепции относятся

эффект первичности

эффект Зейгарник

эффект ореола

фасилитация

Эмпатия - это

положительная обратная связь

процесс и результат формирования системы межличностных отношений

постижение эмоционального состояния другого человека

процесс и результат формирования привлекательности партнеров по общению

Общение – это

процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов

процесс установления и развития контактов между людьми посредством знаковых систем

обмен информацией

коммуникации между субъектами, результатом которой является согласие и взаимопонимание

По какому критерию выделены следующие функции общения: контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, эмотивная, установления отношений, оказания влияния

цель общения

уровень общения

количество участников общения

социальная значимость общения

Коммуникативные барьеры непонимания возникают

вследствие принадлежности субъектов общения к разным социальным слоям

в связи с различными знаковыми средствами передачи сообщения

вследствие личной антипатии между собеседниками

при различиях в идеологии и различиях в представлениях о структуре и смысле власти

Коммуникативные барьеры отношений возникают, если

в процессе контакта возникают негативные чувства, эмоции

участники общения владеют разными языками

взаимодействующие стороны испытывают симпатию друг у друга

участники общения являются носителями разных субкультур

Термин «интерактивная сторона общения» обозначает

совокупность феноменов, выражающих суть взаимодействия людей

аспект коммуникативного процесса

внутреннюю, психологическую структуру деятельности

активность членов группы по поддержанию ее целостности

Под социальной перцепцией понимается

установление контактов между субъектами общения посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации

процесс восприятия «социальных объектов» (индивиды, социальные группы, большие социальные общности)

восприятие, понимание, оценка и интерпретация человека человеком

взаимодействие участников общения

Конструктивные функции конфликта проявляются в том, что он

повышает психологическую напряженность

снижает эффективность совместной деятельности

обнаруживает существующие противоречия

изменяет условия и обстоятельства общения

Межличностные конфликты представляют собой

столкновение относительно равных по силе и значимости, но противоположно направленных мотивов

столкновение, не имеющее реальных противоречий между субъектами

ситуацию столкновения интересов групп или социальных общностей

столкновение взаимодействующих людей, чьи цели либо взаимно исключают друг друга, либо несовместимы в данный момент

Установите соответствие между видами невербальных средств и понятиями, относящимися к ним

оптико-кинетическая система

паралингвистическая система

экстралингвистическая система

тембр голоса, диапазон голоса

пауза, кашель, смех

поза, жест, мимика

Установите соответствие между сторонами общения и понятиями, выражающими их детали, признаки, особенности

коммуникация

интеракция

социальная перцепция

взаимодействие, обмен смыслами и значениями совместной деятельности

интерпретация, восприятие, понимание человеком социальных объектов

информация, смысловое восприятие

Установите соответствие между проблемой и автором, ее разработавшим

атрибуция

проксемика

модель коммуникативного процесса

Э.Холл

Г.Келли

Г.Лассуэлл

Установите соответствие между основными понятиями и понятиями, выражающими их детали, признаки, особенности:

Механизм социальной перцепции, направленный на другого человека

Механизм социальной перцепции, направленный на себя

эмпатия, идентификация, аттракция

социальная рефлексия

Установите соответствие между механизмами социальной перцепции и их определением

идентификация

эмпатия

каузальная атрибуция

постижение эмоционального состояния другого человека

интерпретация субъектом причин поведения других людей

отождествление себя с другим человеком

Установите соответствие между основными понятиями и понятиями, выражающими их детали, признаки, особенности

Интеракция

эго-позиция

стиль взаимодействия

сотрудничество, компромисс, избегание

родитель, ребенок, взрослый

акт взаимодействия, фазы действия

Установите соответствие между основными понятиями и понятиями, выражающими их детали, признаки, особенности:

взаимодействие по Томасу

взаимодействие по Э.Берну

Родитель, Взрослый, Ребенок

сотрудничество, соперничество, уклонение, компромисс, уступчивость

ДЕ 4. Групповые феномены

Социометрический метод изучения структуры группы и межличностных отношений в ней был предложен

К.Леонгардом

Дж.Морено

Р. Кеттеллом

Ж.Годфруа

Явление конформизма в 1951 году было открыто американским психологом

Д. Майерсом

Э. Бёрном

Ф. Зимбардо

С. Ашем

Кому принадлежит классификация групп (укажите фамилию ученого), когда большие группы подразделяются на устойчивые и стихийные; малые группы - на становящиеся и развитые

Парыгин Б.Д.

Андреева Г.М.

Петровский А.В.

Шорохова Е.В.

Социальная группа, на нормы, ценности и оценки которой ориентируется индивид в своем поведении и самооценке, называется

группа членства

реальная группа

неформальная группа.

референтная группа

В процессе убеждения идет воздействие на человека через такую сферу, как

эмоции

интеллект

воля

характер

Психологическое заражение – это

особый механизм социального восприятия

особый механизм влияния

механизм повышения групповой сплоченности

процесс повышения эмоциональной напряженности в группе

Процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта помимо собственно смыслового воздействия или дополнительно к нему называется

суггестия

убеждение

заражение

подражание

С точки зрения когнитивных концепций, паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием

«стадного инстинкта»

дефицита или избытка информации о какой-либо непонятной новости

дефицита или избытка информации о какой-либо пугающей ситуации

циркулярной реакции

Отличительными особенностями внушения как особого вида воздействия являются

его целенаправленный, аргументированный характер

передача информации, основанная на ее некритичном восприятии

обращение к интеллекту реципиента

процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому помимо смыслового воздействия

Интегральными психологическими характеристиками группы являются

общественное мнение

количество индивидов, входящих в состав группы

групповые нормы

половой состав группы

Место индивида в системе групповой жизни обозначается понятием

роль

авторитет

статус

значение

Механизмы, посредством которых группа контролирует соблюдение членами группы групповых норм, называются

групповое давление

групповая динамика

групповое ожидание

групповые цели

Эффект социальной фасилитации заключается в том, что присутствие других людей

облегчает действия индивида и способствует им

оказывает сдерживающее и тормозящее воздействие на индивида

влияет на индивида, независимо от его отношения к этим людям

негативно влияет на состояние и действия индивида, независимо от содержания его деятельности

К психологическому складу большой социальной группы могут быть отнесены

социальный или национальный характер

нравы, обычаи, традиции

национальные чувства, выражающие отношение к членам своей и других групп

стереотипы, установки, предрассудки относительно характеристик членов своей и других групп

Психологические различия между этническими группами являются

абсолютными

константными

относительными

индивидуализированными

Общественное мнение

выражает и отражает оценки группой событий и фактов

не влияет на умонастроение людей

формируется под влиянием искусства

отражает согласие большинства в отношении к различным аспектам реальности

К качественным признакам малой группы относится

неопределенность результата

контактность

традиции

единство целей

Совокупность связей между членами группы, характеризуемых процессами приема и передачи информации, циркулирующей в группе, представляют собой _________ структуру группы.

социометрическую

коммуникативную

властную

ролевую

В модели А.В. Петровского осознанное внешнее согласие индивида с требованиями группы при сохранении внутреннего расхождения с ними называется

внутригрупповая внушаемость

коллективистическое самоопределение

внутренний конформизм

внешний конформизм

Отличие лидера от руководителя заключается в том, что

лидер призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, тогда как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы

лидерство можно констатировать в условиях микросреды, тогда как руководство – элемент макросреды

лидер назначается, а руководитель избирается

явление лидерства более стабильно по сравнению с руководством

Отличие руководства от лидерства заключается в том, что

руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается

руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает менее определенной системой санкций

процесс принятия решения руководителем в отличие от лидера более сложен и опосредован большим количеством обстоятельств

сфера деятельности руководителя – та группа, которой он непосредственно руководит, тогда как сфера деятельности лидера гораздо шире, поскольку он «представляет» малую группу в более широкой социальной системе

По мнению А. Тэджфела, основными когнитивными процессами, определяющими сущность межгрупповых отношений являются

социальная категоризация

социальная дискриминация

социальная идентификация

социальное сравнение

По данным Шерифа, конкуренция между группами вызывает в группах ощущение опасности, угрозы. Другая группа воспринимается как источник угрозы. При этом в группе происходит

усиление внутригрупповой солидарности

снижение сплоченности

увеличение проницаемости границ группового членства

увеличение непроницаемости границ группового членства

М. Дойч и Г. Джерард выделили такие типы группового влияния на индивида, как…

информационное

диффузное

нормативное

коллективное

Эксперименты М. Шерифа относятся к исследованию...

конформизма

стиля руководства

коммуникативных барьеров

формирования групповых норм

Тенденция прилагать меньше усилий в ситуации совместной деятельности и отсутствия контроля за индивидуальным вкладом каждого участника называется

социальной фасилитацией

социальной леностью

групповым фаворитизмом

конформизмом

Установите соответствие между основными понятиями и понятиями, выражающими их детали, признаки, особенности

фасилитация

ингибиция

аффилиация

включенность в социальную группу

повышение скорости деятельности

ухудшение качества деятельности

Установите соответствие между типами групп и понятиями, выражающими присущие им регуляторы социального поведения

большая группа

малая группа

традиции, нравы, обычаи

санкции, нормы, общественной мнение

Установите соответствие между авторами и классификациями малых групп, разработанных ими

Ч. Кули

Э. Мейо

Г. Хаймен

формальные-неформальные

референтные-группы членства

первичные-вторичные

Установите соответствие между основными понятиями и понятиями, выражающими их детали, признаки, особенности:

лидер

руководитель

сфера деятельности - малая группа, непосредственность принятия решений

большое количество санкций, опосредованность принятия решения

Наши рекомендации