Исследования перцептивного развития у животных в условиях сенсорной изоляции и депривации
Целый пласт исследований проблемы роли врожденного-при-обретенного в восприятии выполнен на животных. Это объясняется этической возможностью проводить опыты с жесткой сенсорной изоляцией и депривацией. Общая схема подобных экспериментов такова: новорожденное животное некоторое время воспитывается в условиях сенсорной изоляции — в темноте или при отсутствии структурированной зрительной стимуляции1, а затем оцениваются его перцептивные способности. В зависимости от того, показывают ли животные в пост-адаптационный период определенные перцептивные феномены, исследователи судят о врожденности той или иной функции или необходимости опыта для ее развития.
В опытах Д.Хеллера, проведенного на крысятах, показана необходимость предшествующего опыта для учета удаленности при восприятии размера объекта [93]. В эксперименте крысята до 34-дневного возраста выращивались в темноте. Стоя у входа в У-образный лабиринт, их обучали различать размеры двух светящихся кругов — бежать по лабиринту к большему кругу (рис. 126).
Оба круга можно было видеть только с одного места в начале лабиринта: когда крыса стояла на этом месте перед стеклянной перегородкой, включался свет, и круги становились видимыми. Таким образом, в
1 Животные находятся не в темноте, а на свету, но на их глаза одеты рассеивающие свет пластиковые пластинки, или животные находятся в сенсорно обедненной среде, например их окружают вертикальные или горизонтальные полосы.
Рис. 126. Схема экспериментальной установки Д. Хеллера. Крысы обучались бежать по У-образному лабиринту в сторону круга большего размера
ходе тренировок крыса не имела зрительных впечатлений о расстоянии до кругов, поскольку, как только она сдвигалась в сторону, она переставала их видеть.
Когда крыса бежала к большому кругу, т.е. делала правильный выбор, она поощрялась пищей.
В контрольном опыте, который также проводился в темноте, большой круг отодвигался к концу лабиринта так, чтобы его зрительный угол был равен зрительному углу маленького круга. При этом условии крысы выбирали круги наугад, что свидетельствует об отсутствии у них константности размера. В следующем опыте условия менялись: большой круг отодвигался еще дальше, чтобы его зрительный угол был меньше, чем у маленького круга. Крысы выбирали маленький круг, основываясь на величине зрительного угла. Когда же эту выращенную в темноте группу крыс в течение недели содержали в комнате с включенным светом, то при повторном тестировании они обнаружили константность восприятия размера. Эти результаты подтверждают гипотезу о том, что отсутствие зрительного опыта препятствует константному восприятию размера.
Ряд экспериментов с животными доказывает врожденность восприятия глубины. В опытах К.Лэшли и Дж.Рассела: крысят выращивали 100 дней в темноте, способность к пространственной ориентировке оценивали по точности прыжка с одной платформы на другую, которая была расположена на некотором расстоянии от первой; расстояние между платформами варьировалось. Сила толчка, которая служила показателем точности восприятия удаленности, была одинакова у крыс, выращенных в темноте и у обычных крыс. Этот результат свидетельствует о том, что у крыс, по-видимому, есть врожденная способность восприятия удаленности.
Весьма показательны и достоверны опыты Р.Франца по восприятию формы с только что вылупившимися в темноте цыплятами, которые до начала опыта не были на свету и не пробовали настоящей пищи (рис. 127).
Было показано, что когда им предъявляли восемь предметов разной степени округлости, то они клевали шарик в 10 раз чаще, чем пирамиду; из плоских фигур они предпочитали кружочки треугольникам, а из кружочков — те, диаметр которых был около 3 мм [ПО]. Результаты, полученные Нобелевским лауреатом Н.Тинбергеном, также показывают, что только что вылупившиеся птенцы морской чайки реагируют на специфическую форму модели клюва их родителей. Опыты Э. Гибсон и соавт. на крысах, выращенных в течение 90 дней в темноте, показали, что
Рис. 127. Экспериментальная установка Р.Франца по исследованию восприятия формы у только что вылупившихся цыплят [ПО]
отсутствие зрительного опыта не повлияло на точность различения формы предметов. Весьма убедительными выглядят результаты Р. Циммермана и К.Торри о том, что 11-дневные обезьяны уже способны отличать треугольник от круга.
Однако в опытах на животных, выращенных в темноте или в условиях отсутствия структурированной стимуляции, получено много данных о нарушении восприятия формы. Тем не менее большинство таких работ содержат серьезные методические проблемы, затрудняющие однозначную интерпретацию их результатов [93, 77-78].
Как очень надежные и убедительные рассматриваются эксперименты Э.Гибсон и Р.Уока с так называемым зрительным обрывом [155].
В этих опытах животное (или младенец) располагался в центре большого стеклянного листа на непрозрачной площадке. Часть стекла покрывала стол с хорошо текстурированной крупными клетками поверхностью, а другая его часть нависала над полом, который был текстурирован такими же клетками (рис. 128). Результаты показали, что животные избегают «глубокую» сторону, где зрительно расположен обрыв, хотя тактильное восприятие указывает им на то, что обе поверхности одинаково крепкие. Причем одинаковое поведение проявили цыплята, крысята, котята, ягнята, львята, тигрята, детеныши ягуара, снежного барса, обезьяны. Опыты также проводились с детьми в возрасте 6 мес и немного старше. Те же результаты получены в опытах с детенышами, выращенными в темноте.
Аналогичные исследования были проведены Дж. Кэмпосом и соавт. на младенцах в возрасте от 55 до 106 дней [93]. Поскольку такие маленькие дети еще не умеют ползать, то в качестве показателя избегания «глубокой» стороны использовали частоту сердечных сокращений. При помещении детей над «глубокой» стороной частота сердечных сокращений увеличивалась, что связано с реакцией страха.
Рис. 128. Эксперименты со «зрительным обрывом». Котенок находится на краю «обрыва» и не движется дальше [155]
Таким образом, было установлено, что у маленьких детенышей (включая выращенных в темноте) вскоре после рождения присутствует восприятие глубины и ему, по всей вероятности, этому не нужно учиться.
Анализ тех опытов с животными, в которых не подтвердилась гипотеза о врожденной способности к восприятию (как, например, в описанных выше опытах с крысятами), обнаруживает ряд серьезных методических проблем. Так, было показано, что у животных, выращенных в темноте, наблюдается недоразвитие или дегенерация корковых нейронов, а это означает, что анализаторная система у них была нарушена. И. Рок обращает внимание на то, что сенсорная изоляция животных (даже если они получают световую стимуляцию) все равно приводит к аномалиям развития различных структур зрительного анализатора, например недоразвитию определенных нейронов-детекторов. Кроме того, сенсорная депривация вполне могла привести к тому, что даже присутствующая от рождения перцептивная способность может исчезнуть, если в некоторый критический (сензитивный) период исключается возможность ее использования. Факты о том, что некоторые виды животных (например, черепахи, утки) не боятся «зрительного обрыва», не опровергают сделанный вывод, поскольку у них в принципе генетически может отсутствовать страх высоты. Более того, следует подчеркнуть, что научение и врожденные задатки — это не взаимоисключающие факторы, и поэтому вполне вероятно, что даже при наличии врожденной перцептивной способности требуется приобретение определенного опыта.
Подводя итог изложенным выше исследованиям, следует констатировать, что результаты большинства из них подтверждают вывод о врожденности ряда механизмов зрительного восприятия у самых различных видов животных.