Что видят люди после удаления катаракты?
Естественно, что спросить у новорожденного, что он видит или слышит, не представляется возможным, однако спросить о чувственных переживаниях у слепого от рождения человека после того, как он прозрел, вполне реально. Дж. Беркли полагал, что
слепорожденный человек, который прозрел, уже став взрослым, не будет иметь никаких пространственных впечатлений о внешнем мире до тех пор, пока не приобретет новый опыт, по-видимому он был не совсем прав.
Как сообщает Р.Грегори, ему известно около шестидесяти подобных случаев, документально зарегистрированных с 1020 г. Он и его сотрудники проанализировали эти свидетельства. Автор указывает, что некоторые факты подтверждают предположения эмпириков. Прозревшие люди были не в состоянии различать даже простые предметы или формы. Им нужен был длительный период тренировки, чтобы они научились опознавать даже простейшие из видимых предметов. Многие так и не смогли этому научиться, бросали свои попытки и возвращались к прежней жизни слепого человека, что нередко сопровождалось сильными эмоциональными переживаниями. Другие люди, напротив, сразу после прозрения видели довольно хорошо, как правило, это были люди активные и интеллектуально развитые, с хорошим образованием.
Вполне надежными считаются данные, представленные немецким офтальмологом М.В.Зенденым (1932), представившим свои наблюдения над 66 пациентами. Несмотря на описательный характер данных, они представляют значительный интерес. Приведем те, которые совпадают у большинства пациентов.
1. Вначале они видят предметно неорганизованный зрительный мир, поскольку очень много неизвестных предметов.
2. Тем не менее они выделяют фигуру и фон, и это не создает хаоса ощущений.
3. Большинство пациентов способны фиксировать свой взор и следить за движущимися объектами.
4. У этих людей отсутствует предметность восприятия, поскольку они не могут определить характер различий между предметами и категоризовать их.
5. У них есть способность оценки пространственной удаленности объектов, но она весьма несовершенна.
Американский хирург-офтальмолог И.Лондон собрал данные российских офтальмологов об аналогичных случаях обретения зрения больными после операции по удалению катаракты. В целом эти данные совпадают с изложенными выше. Интересно, что у двух, ослепших уже после рождения, зрение восстановилось намного быстрее, чем у слепорожденных.
Большинство авторов отмечают методические трудности в проведении такого рода исследований, поскольку послеоперационный период характеризуется целым рядом затруднений механического характера, которые приводят к трудностям конвергенции и аккомодации, что не позволяет исключить влияние анатомо-физиологических факторов на восприятие.
В заключение приведем несколько интересных наблюдений, сделанных Р.Грегори над испытуемым СБ. 52 лет, очень деятельным человеком, перенесшим успешную операцию [37]. Вначале он не видел ничего кроме расплывчатых очертаний, но спустя несколько дней он уже мог достаточно эффективно пользоваться зрением: ходить по больнице, узнавать время по настенным часам, следить в окно за движением автомобилей. В зоопарке он мог правильно назвать большинство животных. Опознавая предметы, он привлекал свой тактильный опыт.
У СБ. наблюдалось специфическое восприятие расстояния, например он думал что мог коснуться ногами земли, находясь у окна на высоте 10—12 метров. Сидя в ресторане, он принял серп луны за отражение четвертушки торта в зеркале. Однако Б. С точно оценивал расстояние и размеры объектов, если хорошо знал их наощупь. Он так и не научился читать глазами, хотя сразу и без особого труда стал различать заглавные печатные буквы и числа (со строчными он не был знаком, поскольку в школе для слепых его учили читать только заглавные буквы). Таким образом, Б. С. очень эффективно использовал свой прошлый осязательный опыт, что весьма ограничивало развитие его зрительного восприятия. Например, в Лондонском музее ему показали станок, находившийся под стеклянным колпаком, и он не смог его узнать, хотя очень мечтал его увидеть. Когда колпак сняли, и он смог его ощупать, то, глядя на станок, он сказал: «Теперь, когда я его ощупал, я его вижу» [37, 218].
В целом он воспринимал мир темным и расплывчатым, что сильно огорчало его. В силу наступившей депрессии он перестал вести активный образ жизни и через три года скончался. Как отмечал Р. Грегори, развивающаяся депрессия весьма характерна для подобных случаев.
На наш взгляд, этот интересный факт находит свое объяснение в рамках представлений В. В.Лебединского о механизмах эмоциональной регуляции поведения человека [12]: первый уровень регуляции — уровень оценки интенсивности средовых воздействий осуществляет базальную функцию адаптации. В ситуациях, подобных описанной Р. Грегори, мы сталкиваемся с типичным случаем повышенной чувствительности С. Б. к зрительным воздействиям, вызывающим сверхнагрузку для всей перцептивной системы. Так же как и для незрелой перцептивной системы новорожденных, такая перегрузка могла явиться причиной долговременного истощения психики СБ. Сформированный у него ранее на основе тактильной модальности образ мира не в состоянии вместить в себя (т.е. осмыслить, означить, опредметить) огромную массу постоянно поступающей новой сенсорной информации, что, по-видимому, приводит к развитию информационного стресса, а затем и затяжной депрессии. Подобные ситуации хорошо объясняются классическими представлениями Г.Селье и Р.Лазаруса о стадиях развития стресса и механизмах психологического совладания со стрессом [63; 95].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что у прозревших после удаления катаракты людей имеются зачатки зрительного восприятия, но необходимость приобретения еще и перцептивного опыта для нормального восприятия чрезвычайно важна.
Необходимо отметить, что эти данные имеют серьезные недостатки: во-первых, условия наблюдения и прошедшее после операции время строго не описаны; во-вторых, степень сохранности зрения пациентов могла быть различной; в-третьих, во многих сообщениях врачи дают явно неоднозначное, а порой произвольное толкование полученным данным, путая процессы восприятия и их интерпретацию. Например, как отмечает И. Рок, из приведенных данных очень сложно понять, действительно ли пациент не видит шар или куб или просто не может их назвать, пока ему не дадут пощупать эти предметы, или вовсе не знает, как назвать тот или иной предмет [93].