Возникновение конфликтов: выбор стратегии реагирования

В главе «Возникновение конфликтов: выбор стратегии реагирования» описываются принципиальные возможности реагирования человека на столкновение с проблемами и основные формы этого реагирова­ния — «уход», «подавление» и «диалог».

о Реакция человека на возникающие проблемы

о Уход от конфликта

о «Подавление» («борьба»)

о Диалог

о Резюме

Возникновение конфликта предполагает не только восприятие и осознание противостояния, противоречия, возникающего во взаимодействии с самим собой или с другими людьми, но и развитие активности, направленной на преодоление этого противоречия. Если в предыдущей главе предметом наше­го внимания была первая часть процесса возникновения конфликта —

реальная ситуация => восприятие ситуации как конфликтной, то теперь мы переходим к его второй части —

восприятие ситуации как конфликтной => конфликтная ситуация.

Предметом нашего внимания будет то, что происходит с человеком, когда он сталкивается с проблемой противоречия.

Хотя слово «выбор» и вынесено в название этой главы, выбор как резуль­тат осознанного принятия решения, касающегося стратегии реагирования на возникшее противоречие, «отсроченный выбор» является лишь одной из воз­можных форм реакции человека, обусловливающей тот или иной тип пове­дения. Понятно, что часто мы наблюдаем мгновенную реакцию индивида вследствие немедленной эмоциональной оценки ситуации. Напомню, что, по

222 Часть II. Феноменология конфликтов

мнению специалистов в области социального восприятия, в оценке ситуации скорее имеет место целостное «схватывание» образа ситуации в аффектив­ных тонах. Исследования, использующие данные регистрации физиологиче­ских параметров, показывают, что «мы испытываем определенные чувства по отношению к чему-либо за долю секунды до того, как начинаем об этом раз­мышлять» (Чалдини, 1999, с. 107). Таким образом, в этих случаях выбор спо­соба реагирования реально осуществляется «без выбора».

Универсальной реакцией человека на противоречия, раздвоенность, дез­интеграцию (как в самом себе, так и в отношениях с другими людьми) явля­ется преодоление этой дисгармонии.

Одной из важнейших характеристик человека на организмическом уровне считается явление гомеостаза, которое в физиологическом смысле означает «совокупность скоординированных реакций, обеспечивающих поддержание или восстановление постоянства внутренней среды организма» (Словарь фи­зиологических терминов, 1987, с. 123). Эти реакции выполняют приспособи­тельную функцию, ограничивая воздействие факторов, способных нарушить внутреннее динамическое постоянство организма, необходимое для его жиз­недеятельности. Нарушение целостности организма представляет собой пря­мую угрозу его жизни.

Л. Хьелл и Д. Зиглер используют понятия гомеостаза и гетеростаза в каче­стве одного из параметров, характеризующих представления о природе лич­ности в теориях разных авторов. В их интерпретации гомеостаз означает, что индивидуумом движет стремление к уменьшению напряжения и сохранению внутреннего равновесия, а гетеростаз — что движущей силой является на­правленность на поиск нового, развитие и самореализацию. Они считают эти понятия диаметрально противоположными, ссылаясь при этом на высказы­вание Бюлер: «Невозможно одновременно верить в гомеостаз и в осуществ­ление самореализации как в конечную цель» (Хьелл, Зиглер, 1997, с. 48). Среди проанализированных авторами теорий личности наиболее сильную приверженность гомеостазисным представлениям о природе человека демон­стрирует теория Фрейда, а в качестве сторонников гетеростатной ориентации названы Адлер, Оллпорт, Маслоу и Роджерс.

Очевидно, у столь именитых авторов есть основания для противопостав­ления этих понятий. Несомненно, что для разных персонологов в их теорети­ческих представлениях о личности характерно преимущественное внимание к тем или иным аспектам изучаемой личности. Вместе с тем «диаметраль-ность» противопоставления процессов, обозначаемых понятиями гомеостаза и гетеростаза, на наш взгляд, не отвечает реальной феноменологии психиче­ской жизни, сочетающей стремление личности к развитию и новому с естест­венным тяготением к внутренней целостности, ослаблению противоречий и напряжения между различными «составляющими» личности и формами ее жизнедеятельности. Другое дело, что правомерно говорить о доминировании, преобладании тех или иных тенденций в разные возрастные периоды или в различных жизненных ситуациях, а также об индивидуальной степени того




Глава?. Возникновение конфликтов: выбор стратегии реагирования 223

напряжения, которое может выдержать личность без разрушительных для нее последствий или которое она считает для себя оптимальным, «потребным». Мы не разделяем точку зрения относительно однонаправленности моти­вации человека либо на «гомеостаз», либо на «развитие» и предпочитаем ис­ходить из наличия как мотивационных систем, отвечающих за целостность, ослабление внутреннего напряжения, так и мотивационных систем, иниции­рующих переход на новый уровень, в том чис­ле и как следствие накапливающегося внут-

реннего напряжения. _

Отсутствие ссоры, вражды, несогласия,

Вернемся к сформулированному нами в на- войны. лад согласие, единодушие, при­
чале главы тезису об универсальности стрем- Язнь, дружба, доброжелательство; ™-
ления человека к преодолению возникающих шина, покой, спокойствие.
противоречий. Как в обыденном сознании, в. и.Даль

так, впрочем, нередко и в философских, рели­гиозных или психологических представлениях достижение человеком зрело­сти, мудрости связывается с состоянием, которое выражается формулой «жить в мире с самим собой» (как и в «мире» с окружающим миром в целом).

Помимо обыденных суждений, которые, безусловно, не могут рассматри­ваться как доказательство, но лишь как иллюстрация, можно сослаться и на вполне научные подтверждения наличия у человека тенденций к преодоле­нию внутренней дисгармонии и напряжения.

В психоанализе внутренние противоречия рассматриваются как проявле­ние патогенных конфликтов, разрушающих психику человека, в рамках ког­нитивных построений они интерпретируются как когнитивный диссонанс, и т. д. Наконец, вся практическая психология рассматривает внутренние пе­реживания человека, испытываемое им напряжение, ощущение дисгармонии, утраты целостности, чувство раздвоенности и т. д. как предмет своей работы, целью которой является в том числе и возвращение человека «к самому се­бе». Достижение внутренней гармонии может быть идеальной целью и не мо­жет быть проблемой, решенной человеком для себя раз и навсегда.

Таким образом, наше дальнейшее описание будет исходить из безусловно­го стремления здорового человека к преодолению противоречий, возникаю­щих в его внутреннем мире и в пространстве его жизненной ситуации, вклю­чающей мир отношений с окружающими.

Наши рекомендации