Стороны (участники) конфликта

В конфликтологической литературе их также часто называют противостоя­щими сторонами, реже — конкурентами, или соперниками. Иногда их именуют противниками, что обычно относится к конфликтам, протекающим в острой форме, где взаимодействие участников действительно больше напоминает борьбу враждующих противников.

Участники конфликта обычно обозначаются в терминах ролевых позиций, в рамках которых осуществляется их взаимодействие в данной ситуации («на­чальник — подчиненный», «муж — жена», «отцы и дети»). Важными — с точ­ки зрения возникновения и развития конфликта — считаются интересы участ­ников конфликта, преследуемые ими цели, их социокультурные и индивиду­ально-психологические особенности.

Переход участников ситуации к конфликтному взаимодействию начина­ется с действий одного из них, того, кто проявляет инициативу (в начале борьбы за предмет конфликта, в попытке выяснения отношений) и, по край­ней мере на начальном этапе конфликта, может рассматриваться как его ини­циатор. Если и на других стадиях конфликта инициатива действий чаще оста­ется за одной стороной, то она может рассматриваться как активная сторона, а другая — как пассивная.

Успешное разрешение конфликта требует учета интересов всех участни­ков конфликта. В этой связи важно иметь в виду не только его непосредст­венных участников — тех, между кем, собственно, и развивается конфликт­ное взаимодействие, но и других лиц, чьи интересы могут быть затронуты данной ситуацией и чья позиция может иметь влияние на исход конфликта. В сущности, они могут рассматриваться как косвенные участники данной конфликтной ситуации.

Условия конфликта

Под условиями явления обычно понимают обстоятельства или факторы, опре­деляющие его характеристики и возможность его возникновения (в случае необходимых и достаточных условий). Условия конфликта, входящие в чис­ло его структурных характеристик, включают в себя условия его возникнове­ния и условия его протекания.

1 8 4 Часть II. Феноменология конфликтов

Обычно под условиями возникновения понимают объективные особенно­сти внешней ситуации, которые считаются существенными для возникнове­ния конфликта. Например, Р. Дарендорф, описывая причины социальных конфликтов, пишет о «технических» (появление руководящих лиц в под­группах), «политических» (возможность организации противоположных ин­тересов) и «социальных» (возможности общения и увеличение числа членов подгрупп) условиях возникновения конфликтов (Тернер, 1985). В возникно­вении социальных явлений, как правило, существенную роль играют субъек­тивные факторы, связанные с людьми. И в этом случае очень трудно или да­же невозможно определить те факторы, которые могут рассматриваться как необходимые или достаточные для возникновения конфликта.

Применительно к межличностным ситуациям можно говорить об общем характере их отношений (вспомним схему Дойча с 16 типами социального взаимодействия), который может быть описан исходя из параметров коопе­ративное™ — конкурентности, равенства — неравенства партнеров, их ориен­тации на задачу и взаимоотношения и т. д. Ситуация взаимодействия людей, независимо от их отношения к ней, занимаемой ими субъективной позиции, оценки своих отношений и т. д., может быть объективно охарактеризована как ситуация позитивной взаимозависимости людей (кооперативная ситуа­ция) или их противоречивой или негативной взаимозависимости (конку­рентная ситуация). Сами люди могут не рассматривать свои отношения как противоречивые или конкурентные, однако считается, что объективно конку­рентные отношения являются одним из условий, которые, при прочих рав­ных, способствуют возникновению конфликтов.

Как правило, тесные контакты между людьми (например, супружеские от­ношения) потенциально содержат в себе и множественные виды кооператив­ных связей, и одновременно — в явном или скрытом виде — противоречия в целях и интересах. Тогда в качестве условий возникновения конфликта бу­дут выступать факторы, способствующие переходу их взаимодействия в кон­фликтные формы.

Причины возникновения конфликта связаны с какими-то конкретными действиями участников ситуации или возникшими обстоятельствами. Какие бы проблемы в их общении ни существовали, какие бы объективные ситуа­ции ни возникали, вступают в конфликт, в конечном счете, конкретные люди. Выявить причину конфликта — это значит понять, что именно в действиях или поведении участников привело к переходу их взаимодействия в кон­фликтные формы.

К условиям протекания конфликта относят факторы, оказывающие влия­ние на его развитие. Обычно конфликтологи говорят о факторах ситуации — социокультурном контексте конфликта (включающем культурные нормы про­текания и разрешения конфликтов), непосредственном ситуационном фоне развития данной конфликтной ситуации (который может выступать как фак­тор ужесточения конфликта), наличии третьих сил, заинтересованных в смяг-

Главаб. Как описываются конфликты "| 85

чении или обострении конфликта, и др. (Эти факторы будут рассмотрены в связи с проблемами разрешения конфликтов.)

Предмет конфликта

Предмет конфликта (иногда его также называют объектом) — это то, что становится объектом противоречащих друг другу или несовместимых при­тязаний сторон. Предметом конфликта может быть конкретный объект (на­пример, материальный предмет — один компьютер на двоих), конкретная возможность (одна должность, на которую претендуют два человека), или не­кое ценностное утверждение, исключающее мнение другого, или соблюде­ние/несоблюдение каких-то правил и т. д. Предмет конфликта — это именно то, из-за чего спорят, что становится объектом переговоров или борьбы участ­ников взаимодействия. Предмет конфликта, как правило, связан с целями конфликтующих сторон (или, по меньшей мере, с целью одной из них), одна­ко не все их цели в конфликте связаны с предметом конфликта.

Наши рекомендации