ЧАСТЬ II. Феноменология конфликтов

Глава 5. Как описываются конфликты.................................................. 175

Категории проблемного поля описания конфликтов................................... 175

Содержание понятия конфликта в обыденном сознании............................. 177

Структурные характеристики конфликта.................................................... 182

Стороны (участники) конфликта............................................................ 183

Условия конфликта................................................................................ 183

Предмет конфликта................................................................................ 185

Действия участников конфликта............................................................ 185

Исход конфликта................................................................................... 185

Динамические характеристики конфликтов................................................. 186

Резюме........................................................................................................ 187

Глава 6. Возникновение конфликтов: оценка ситуации..................... 188

Критические жизненные ситуации............................................................. 188

Объективно-субъективная природа конфликтов.......................................... 190

Восприятие ситуации................................................................................. 193

Определение ситуации............................................................................... 195

Определение ситуации как конфликтной.................................................... 200

Факторы определения ситуации как конфликтной...................................... 204

«Объективные» факторы определения ситуации..................................... 205

Групповые факторы определения ситуации............................................ 207

Индивидуальные факторы определения ситуации.................................. 214

Синтез ситуационного и личностного подходов......................................... 217

Резюме........................................................................................................ 218

Глава 7. Возникновение конфликтов: выбор стратегии

реагирования................................................................................ 221

Реакция человека на возникающие проблемы............................................. 223

Уход от конфликта..................................................................................... 226

«Подавление» («борьба»)........................................................................... 234

8 Оглавление

Диалог....................................................................................................... 237

Резюме...................................................................................................... 240

Глава 8. Конфликтноевзаимодействие.................................................. 242

Мотивы и цели участников взаимодействия.......................................... 243

Стратегии и тактики взаимодействия..................................................... 251

Процесс и виды воздействия.............................................................. 252

Техники «борьбы»............................................................................... 257

Приемы конструктивного взаимодействия........................................ 261

Нерешенные вопросы......................................................................... 264

Регуляторы конфликтного взаимодействия............................................ 265

Ситуационный контекст взаимодействия.......................................... 265

Психологические ориентации участников конфликта...................... 269

Социально-перцептивные регуляторы............................................... 273

В возникновении конфликта всегда виноват другой?....................... 278

Нормативные регуляторы....................................................................... 282

Нормативное обоснование своей позиции и поведения................... 284

Критерий справедливости/несправедливости................................... 287

Правила взаимодействия в конфликтных ситуациях........................ 292

Культурные нормы взаимодействия в конфликте............................. 301

Этические нормы взаимодействия в конфликте................................ 304

Модели развития межличностной конфликтной ситуации.................... 310

Резюме...................................................................................................... 319

ЧАСТЬ III. Разрешение конфликтов

Глава 9. Разрешение конфликтов: конфликтологическая традиция . . . 325

Становление практики управления конфликтами.................................. 326

Переход от изучения конфликтов к их разрешению......................... 326

Начало практической работы с конфликтами................................... 327

Современная позиция......................................................................... 331

Основные понятия управления конфликтами........................................ 333

«Профилактика» конфликтности....................................................... 333

Основные термины и понятия............................................................ 335

Конструктивное или деструктивное развитие конфликтов:

факторы их «управляемости»............................................................ 338

Работа с конфликтами............................................................................. 346

Способы урегулирования конфликтов............................................... 346

«Силовые» методы разрешения конфликтов.................................... 348

Переговоры......................................................................................... 350

Участие третьей стороны в разрешении конфликтов............................ 357

Основные формы разрешения конфликтов с помощью

третьей стороны.................................................................................. 357

Арбитраж............................................................................................. 359

Медиаторство...................................................................................... 363

Оглавление 9

Психология людей против усилий конфликтологии............................. 372

Резюме...................................................................................................... 374

Глава 10. Работа с конфликтами: психологическая традиция........... 376

Психотерапия: диалог человека с самим собой.................................... 377

Психоаналитическая работа с конфликтом....................................... 377

Поведенческая психотерапия............................................................. 381

Работа с конфликтами в гуманистической психологии.................... 386

Психологическое консультирование...................................................... 403

Групповая психотерапевтическая работа.............................................. 408

Взаимодействие психолога и клиента.................................................... 416

Проблема метода: от оппозиции к интеграции,

от запретов к свободе.............................................................................. 420

Резюме...................................................................................................... 425

Глава 11. Посредничество психолога в разрешении конфликта . . . .428

Работа терапевта с реальными ситуациями

межличностных отношений.................................................................. .429

Принципы психологического посредничества.................................... 434

Барьеры коммуникации в конфликте и возможность

взаимопонимания.................................................................................. 438

Процесс психологического посредничества.......................................... 442

Контакт посредника с клиентом...................................................... 443

Анализ конфликта............................................................................. 446

Раздельная работа с участниками конфликта................................... 454

Процесс совместного обсуждения и урегулирования

проблемы............................................................................................. 462

Резюме...................................................................................................... 477

ЧАСТЬ IV. Обучение навыкам эффективного поведения в конфликтах и их конструктивного разрешения

Глава 12. Обучение эффективному поведению в конфликтах

и их разрешению........................................................................ 481

Практика разрешения конфликтов: дети — взрослые........................... 481

Формирование навыков конструктивного поведения в конфликтах

в детском возрасте................................................................................... 486

Обучающие программы для школьников............................................ .490

Ориентация взрослых на конструктивное взаимодействие................ 492

Школьное посредничество.................................................................... 496

Навыки посредничества для профессионалов....................................... 503

Резюме...................................................................................................... 516

Заключение..................................................................................................................................... 517

Список литературы..................................................................................................................... 519

Предисловие

Сегодня никому не надо доказывать, что проблематика, связанная с изучени­ем конфликтов, имеет право на существование. К проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес не только профессиональные психо­логи и социологи, но и политики, руководители, педагоги, социальные работ­ники — словом, все те, кто в своей практической деятельности связан с про­блемами взаимодействия людей.

К сожалению, этот все возрастающий интерес в немалой степени связан и с ростом напряженности в разных сферах социального взаимодействия, с острой потребностью и различных общественных структур, и отдельных людей в практической помощи в разрешении конфликтов.

Мы оказались неподготовленными к этой сложной ситуации. Ориентация на «бесконфликтное» развитие общества делала проблематику конфликтов неперспективной. Это привело не только к ее фактическому исключению из области научного исследования, но и к тому, что в обществе не сформирова­лись механизмы работы с конфликтами. Не хватает подготовленных специа­листов, а некомпетентные усилия по преодолению конфликтности лишь усу­губляют ситуацию. Попытки копирования опыта зарубежных конфликтоло­гов, особенно в области социальных проблем, естественно, не рассчитанного на универсальное приложение в любых социокультурных условиях, оказыва­ются мало успешными.

В какой-то мере это противоречие — осознание необходимости научного осмысления и практической работы с конфликтами и неготовность к ней — касается и психологов. В то же время проблема конфликтов является фунда­ментальной для психологической науки. Во многих теоретических подходах психологические конфликты, их характер и содержание становятся основой объяснительных моделей личности. Противоречия, конфликты, кризисы, пе­реживаемые человеком, являются источником развития личности, определя­ют ее конструктивный или деструктивный жизненный сценарий.

Не меньшую роль они играют и в социальной жизни человека, как в его интерперсональных отношениях, так и в межгрупповом взаимодействии. Та­ким образом, проблема конфликта проходит через разные области психоло­гического знания.

Нет необходимости говорить о том практическом интересе, который свя­зан с работой с конфликтами. Вся практическая психология с ее разнообраз­ными современными формами работы так или иначе связана с проблемами психологических трудностей человека, в том числе переживаемых и в виде конфликтов.

Предисловие 11

Несмотря на очевидное значение проблемы конфликтов для психологии, мы не имеем сегодня сколь-нибудь полных изданий, ей посвященных. В ка­кой-то мере это стало следствием уже отмечавшегося недостаточного внима­ния науки к «негативной» проблематике. Однако, пожалуй, именно фундамен­тальность проблемы конфликта более всего затрудняет попытки ее освеще­ния. В психологии немало работ, прямо или косвенно посвященных проблеме конфликта; в последние годы они появляются и в отечественной науке. Одна­ко явления конфликта оказались «поделенными» между различными обла­стями психологии — в первую очередь общей психологии, психологии лично­сти, социальной психологии. Необходимость целостного описания конфлик­та требовала иного, проблемно-ориентированного подхода.

Решение этой задачи представляется не только сложным, но и обречен­ным на критику неизбежных пробелов и упущений. Занимаясь этой пробле­мой более двадцати лет, я осознаю это, возможно, лучше других, так же как и отдаю себе отчет в той ответственности, которая сопряжена с подобным изда­нием. Мною двигало прежде всего убеждение в целесообразности предвари­тельной систематизации имеющихся в этой области представлений, которая необходима для дальнейшего их уточнения, развития идей и практической работы с конфликтами. Именно эту задачу — введение в научный обиход си­стематизированного материала по психологии конфликта — я и ставила пе­ред собой. Это в какой-то мере и определило жанр книги, в которой мне хоте­лось отразить наиболее существенные теоретические представления многих замечательных психологов XX века, опыт их работы и достигнутые результа­ты, хотя из-за объема материала в большинстве случаев это пришлось делать очень кратко.

Данная работа написана прежде всего для психологов, а также всех, кто отдает себе отчет в той огромной роли, которую в конфликтах любого вида играют психологические факторы.

Огромную роль в моей работе сыграла предоставленная мне факультетом психологии Санкт-Петербургского государственного университета возмож­ность чтения цикла лекций по психологии конфликтов, где впервые в стране эта проблематика была введена в учебные программы подготовки психоло­гов. За эти годы менялось само время, менялись и наши представления о кон­фликтах, но неизменным оставался огромный интерес студентов и доброже­лательное отношение коллег. В сущности, именно им, а также многим из тех, кто делился со мной своими личными историями, своими жизненными дра­мами и победами, помогая лучше понимать сложный и трудноуловимый мир человеческих конфликтов, я обязана тем, что решилась на написание этой книги.

Предисловие

ко второму изданию

Подготовка данной книги к новому изданию вызвала у меня смешанные чув­ства. Внимательно прочитывая страницу за страницей, я имела возможность убедиться в том, что за небольшим исключением весь представленный в тек­сте материал не утратил своей значимости и даже актуальности, и сегодня я также готова подписаться под каждым высказанным тезисом теоретиче­ского или практического характера. Более того, прошедшие годы во многом подтвердили и еще более укрепили меня в моих представлениях. Как автор книги, первое издание которой было сопряжено с большой ответственно­стью, поскольку в отечественной психологической науке не было работ по­добного рода, а потому и немалым волнением, я испытываю большое удовле­творение.

Однако приходится констатировать, что это фактически означает отсутст­вие значительных изменений в разработке проблематики конфликта — как в теоретическом, так и в практическом аспектах. За прошедшие годы в отече­ственной психологии не появилось фундаментальных исследований, которые позволяли бы говорить хотя бы о перспективе «прорыва» в области изучения конфликтов. Начиная с 1980-х годов в течение 20 лет в наших ведущих пси­хологических журналах появлялось ежегодно в среднем по одной статье, свя­занной с данной проблематикой. Если ориентироваться на те же издания, то фактически ничего не изменилось и сейчас: в период с 2001 по 2006 год было опубликовано пять статей. И хотя, безусловно, увеличилось число специали­стов, разрабатывающих проблематику конфликтов — прежде всего в практи­ческом плане, приходится признать: первоначальный энтузиазм, связанный с исследованием конфликтов и работой с ними, пожалуй, несколько умень­шился.

Состояние теоретической разработки проблемы конфликтов отражает об­щее состояние изучения фундаментальных проблем в нашей науке. Высказы­вания по поводу методологических сложностей и отсутствия серьезного раз­вития теоретических подходов уже стали привычными для отечественной психологии.

Что касается практики работы с конфликтами, и прежде всего относитель­но новой и актуальной для отечественной психологии работы с конфликтами человеческих отношений — от межличностных до межгрупповых, то ее со­стояние отражает отсутствие ясных представлений о разнообразии форм практической работы с конфликтами и их релевантности разным формам на-

Предисловие ко второму изданию

рушения отношений, о позитивных и негативных следствиях конфликтов, их последействии и других важных для практической работы с конфликтами ас­пектах конфликтной проблематики.

Не вполне, на мой взгляд, оправдались и надежды, связанные с новой для нас и поначалу динамично развивавшейся отечественной конфликтологией. Активно осваивая зарубежный, в основном американский, опыт, она не суме­ла создать собственное понимание проблематики конфликтов и работы с ни­ми, отражающее и учитывающее особенности отечественной ситуации, ее со­циальных, культурных, ментальных сторон. Вызывает сожаление, что в це­лом осознаваемый специалистами междисциплинарный характер изучаемой проблематики не привел, однако, к возникновению необходимых объедине­ний специалистов — прежде всего социологов, философов, психологов, согла­сованные усилия которых позволили бы наметить столь необходимые для отечественной практики перспективы собственного видения ситуации, про­блемы и практики работы.

Разочарование, вызванное недостаточной эффективностью усилий специа­листов, приводит к тому, что в столь очевидно перспективной области, как психология конфликта, нет существенного теоретического развития, а под­готовка в практической области в основном сводится к тренинговым про­цедурам.

Впрочем, спрос на книги, посвященные психологии конфликта, заставляет надеяться на то, что отечественная конфликтология переживает всего лишь болезнь роста и любое нетерпение здесь неоправданно.

С надеждой и даже уверенностью в этом издательство «Питер» предпри­нимает новое издание моей «Психологии конфликта». Что изменилось в этом издании по сравнению с предыдущим?

За прошедшие годы появился ряд работ в области социологии конфликта и конфликтологии, среди которых стоит специально упомянуть «Словарь конфликтолога», выпущенный такими авторитетными специалистами, как А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов. Однако в своей книге мы не стали пересмат­ривать и дополнять разделы, посвященные философской и социологической традиции в исследовании конфликтов, учитывая, что наши интересы лежат в области психологии.

Вместе с тем следует отметить, что мы включили в книгу новые неболь­шие фрагменты, посвященные книгам С. Мадди и А. Р. Лурия, чтобы при­влечь внимание читателей к этим работам как наиболее значительным изда­ниям прошлых лет в сфере интересующей нас проблематики. И в то же время мы исключили небольшой фрагмент, касающийся организационных кон­фликтов: область организационной психологии относится к одной из наибо­лее динамично развивающихся, а это требует ее более основательного и, воз­можно, отдельного освещения.

Для второго издания также были уточнены некоторые формулировки. Среди прочего стоит подчеркнуть, что список литературы дополнен новыми изданиями; при этом мы не стали сокращать его за счет прежних наименова-

О 4 Предисловие ко второму изданию

ний, чтобы сохранить статус сравнительно полной библиографии в области психологии конфликта.

Судьба моей книги оказалась счастливой: она была востребованной, полу­чила немало хороших отзывов, в том числе и официальных, из которых наи­большее чувство гордости у меня вызывает диплом моего Санкт-Петербург­ского университета — награда, которая по традиции ежегодно вручается уни­верситетским ученым за лучшие научные работы. «Психология конфликта» рекомендована в качестве учебного пособия для студентов психологических факультетов российских вузов. Но, конечно, самое главное — то, что книга пользуется спросом у читателей.

Вполне вероятно, это не последнее издание. Многое из написанного сохра­няет свою актуальность и, надеюсь, поможет молодым психологам — начи­нающим исследователям и практикам. Но если нам придется в дальнейшем многое изменить или переделать — это будет означать, что в области психоло­гии конфликтов действительно произошли изменения. И я искренне желаю этого.

Н. Гришина,

доктор психологических наук,

профессор Санкт-Петербургского

государственного университета

ВВЕДЕНИЕ

Что такое конфликт

Во введении описывается содержание научного и обыденного поня­тия конфликта и определяются границы его проблемного поля.

о Интерпретация конфликта обыденным сознанием и наукой

о Классификации видов конфликтных явлений

о Научные определения конфликтов

О Признаки конфликтов

о Резюме

Наши рекомендации