Психотерапевтические отношения
Важнейший фактор, определяющий эффективность психологического консультирования – это отношения между психологом и клиентом. С Коттлер 87
Разнообразие изучаемых феноменов свидетельствует, что существенным моментом, касающимся требований к специализации профессионала, является связь его с той или иной психотерапевтической школой. Поэтому целесообразным будет краткое рассмотрение основных подходов к профессиональным взаимоотношениям в рамках ведущих зарубежных концепций и теорий личности. Так, концепция и вид оказываемой психологической помощи зависит от теоретической ориентации психолога. Психолог, придерживающийся медицинской модели, выступает как "врач", лечащий "больных" (классический психоанализ); другие психологи воспитывают, перевоспитывают, корректируют дефекты развития личности (адлеровская индивидуальная психология, рационально-эмотивная терапия А.Эллиса); третьи видят свою позицию в качестве философов-антропологов (экзистенциальная психотерапия); четвертые формируют желательные поведенческие навыки (бихевиоральная психотерапия); пятые выступают проводниками в "символическом путешествии героя" (юнгианский анализ) и т.д. [189, 224].
Взгляды классического психоанализа характеризует директивный, даже авторитарный стиль отношений с клиентом, а в самом процессе психотерапии выделяют реальные и терапевтические отношения - перенос и рабочий альянс. Перенос можно определить как ситуацию, когда клиент оценивает психолога как самого значительного человека в его жизни, следствием чего является искаженное восприятие психолога клиентом [246]. Контрперенос возникает, когда психолог теряет свою объективность и развивает в себе сильное и глубокое чувство по отношению к клиенту, романтическое или сексуальное. Психолог, которому не удалось распознать наличие контрпереноса, может реагировать неожиданным и неуместным для клиента образом. Психоаналитик сохраняет позицию объективного наблюдателя, являясь исключительно субъектом профессиональной деятельности, а реальная личность психоаналитика представлена лишь его опытом и мастерством. Он должен быть молчаливым, уклончивым и нереагирующим, чтобы обеспечить чистый экран, на который клиент мог бы проецировать свой перенос. Сам клиент выступает как объект манипуляций, как больной, которого, по словам З.Фрейда, необходимо вылечить, не отвлекаясь особо на кровь, крики и страдания [74].
К.Юнг в противовес пассивной фрейдовской проекции ввел понятие активной проекции, или эмпатии, подразумевая под ней ситуацию, когда один человек сознательно и активно внедряется во внутренний мир другого. В отличие от З.Фрейда и современных психоаналитиков, К.Юнг предпочитал в процессе анализа иметь дело с реальными человеческими отношениями, а не с переносом и его интерпретацией [237]. Он старался избегать опоры на теорию и специфические техники, поскольку это может сделать анализ механическим и ослабить контакт между психологом и клиентом. Целью психологической помощи, согласно К.Юнгу, является работа с индивидуумом в целом, установление с ним подлинных отношений, а не попытка "чинить части его души, как карбюратор в автомобильном моторе" [218, с. 83].
Бихевиоральная психотерапия занимается в основном поведением клиента и в меньшей мере – его внутренним миром. Задача психолога- бихевиориста создать для клиента "неугрожающую" аудиторию, где он бы мог рассказывать все, что думает. Позитивные психотерапевтические отношения являются необходимым, но недостаточным условием эффективной психотерапии. Например, Б.Скиннер считал важным установление таких взаимоотношений, при которых терапевт может эффективно управлять нежелательным поведением или симптомом клиента [218]. Вместо личных отношений между консультантом и клиентом устанавливаются рабочие отношения для успешного обучения.
Гештальт-терапия представляет синтетический подход, объединяющий взгляды психоанализа, экзистенциальной психологии, психодрамы, групповой психотерапии и дзен-буддизма. С одной стороны, психолог в гештальт-терапии рассматривается как экран для проекций. В то же время, по мнению Ф.Перлза, быть психотерапевтом значит быть собой, и наоборот. Встреча психолога с клиентом в гештальт-терапии – это, прежде всего, экзистенциальная встреча двух людей, выходящая за рамки ролей и предлагающая клиенту удовлетворение в виде внимания и принятия, с одновременной фрустрацией клиента из-за отказа психолога давать ему поддержку[218, 223].
Психодрама функционирует в рамках эклектического подхода к отношениям между тем, кто помогает, и тем, кто нуждается в помощи [241]. Большинство психодраматистов оценивают реальные взаимоотношения ("теле"), развивающиеся между членами группы и между клиентом и психотерапевтом, как потенциально важную целительную силу в психодраме. Я.Л.Морено характеризовал психодраму как межличностную терапию и как приглашение к общению, общению двоих лицом к лицу. Межличностная терапия основывается на том допущении, что люди развиваются и изменяются не только в результате совместного существования, но и в процессе активных проработок межличностных чувств, восприятия, конфликтов, отношений, коммуникации с "обобщенным другим" [260].
Недирективная, или личностно-ориентированная модель представлена работами психологов экзистенциально-гуманистического направления. Например, А.Маслоу, пытаясь уйти от медицинской модели, предлагал помогающую модель психотерапии, в которой отношения психолога и клиента сравниваются с отношениями старшего и младшего братьев: "Мудрый и любящий старший брат пытается совершенствовать младшего, пытается делать его лучше, чем он есть, но в рамках собственного стиля младшего"[258, с. 117]. К.Роджерс считал взаимоотношения между психологом и клиентом ключевым элементом, лежащим в основе эффективной психологической помощи. В разработанном К.Роджерсом личностно-центрированном подходе постулируются условия психотерапевтических отношений, необходимые и достаточные для осуществления конструктивных личностных изменений клиента [223].
Таким образом, теоретическая ориентация психолога глубоко и основательно влияет на профессиональные взаимоотношения с клиентом.