Индивидуальная психология а. адлера

v Краткая история Адлера. Он окончил тоже Венский университет, стал глазным врачом, потом – заинтересовался психиатрией, оценил подход Фрейда и сначала защищал его сексуальные толкования, но потом, сблизившись с ним, сам стал критиковать его и заявил о чувстве неполноценности как о центральном месте в развитии личности.

v Суть! Чувство неполноценности – это нормально! Оно стимулирует псих.развитие индивида => он стремится преодолеть его, стремится к превосходству => бессознательно формируются мех-мы компенсации и сверхкомпенсации дефекта.

v Чувство неполноценности формирует жизненную цель, которая ведет человека по жизни и формирует его стиль жизни (по Адлеру стиль жизни = «Я»)

v Формирование стиля жизни зависит от взаимоотношения с социумом (сначала матерью, потом – семьей, потом – окружением). Без социального чувства и социального интереса невозможно добиться успеха в ключевых жизненных сферах (профессия, соц.контакты с людьми, любовь и брак).

v Если у личности хорошо развит социальный интерес – она нормальная с нормальным уровнем компенсации. Если нет – она невротическая с увеличивающимся чувством неполноценности и преувеличенной целью.

v Условия, способствующие чувству неполноценности в детстве:

ü физические недостатки (их можно преодолеть, изменив отношение к дефекту)

ü изнеженные дети (из-за неправильного вопитания => трудности в общении)

ü бессердечные дети (из-за неправильного воспитания => трудности общения)

v Итак, Адлер – родоначальник социального психоанализа.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ К.Г. ЮНГА

v Краткая история Юнга. Окончил Базельский университет, стал психиатром, стал экспериментировать со словесными ассоциациями, обнаружил бессознательные комплексы – фрагменты с эмоционально окрашенными переживаниями, выделившиеся в результате псих.травм. Познакомился с Фрейдом. Поссорился с ним из-за его упора на либидо. Поехал в путешествие в Африку, изучил неевропейскую культуру, что и использовал в построении своей концепции бессознательного.

v Психика по-прежнему – это сознательное и бессознательное, к-ое может быть:

ü личным (содержание индивидуального опыта: вытесненное, забытое и пр.)

ü коллективным (инстинкты, влечения от природного существа и архетипы от природного духа)

v Коллективное бессознательное – древнейшая психика с мифами и предрассудками.

v Архетип – некий прообраз и символ коллективного бессознательного прошлого опыта человечества.

Для красного словца. Юнг пришел к этому, наблюдая у многих больных общее содержание фантазий и одинаковую фабулу их смены. Он проинтерпретировал это как работу бессознательной чел.психики и описал несколько архетипов (Персона, Тень, Анима, Мудрый Старец, Самость) как уровни личности, проявляющиеся в ходе индивидуального развития.

v Становление личности – индивидуация – становление Самости (объединение, уравновешенность, связанность сознательного и бессознательного).

v Он выделяет психологические типы, опираясь на 2 переменные:

Ø экстраверсия / интроверсия

Ø 4 функции психики (мышление / чувство / ощущение / интуиция)

v Доминирование экстра/интроверсии вкупе с одной из функций дает 8 типов индивидуальностей.

НЕОФРЕЙДИЗМ

Ø возник в 1930ые гг. руками Карен Хорни (1885-1952), Гарри Салливана (1892-1949), Эриха Фромма (1900-1980)

Ø возник в связи с новым типом больных, жалующихся не на специфические отдельные симптомы, а на неудачи, общее одиночество, разочарование, тревогу.

Краткий экскурс в историю. Такой тип больного был порожден экономической депрессией 30х годов, отразившейся в судьбе каждого человека.

v Карен Хорни поставила проблему социальной и культурной обусловленности неврозов.

Для красного словца.Она в 1932 г. переехала в США и удивилась в различиях в неврозах между европейцами и америкашками. Вот так.

v Она критиковала Фрейда за неучет культурных деталей и, естессно, за постоянный пансексуализм.

v Суть! В центре ее внимания – современная конкурентность во всех сферах жизни (постоянная необходимость сравнивать себя с другими) => порождает страх перед возможной неудачей, чувство неполноценности и тревожности, порождающей желание любви и привязанности со стороны других.

v Человеком движут бессознательные потребности: в стремлении к безопасности и в удовлетворении. Но эти 2 потребности несовместимы => между ними конфликт, и одну из потребностей надо подавить.

Таким образом, Хорни отвергает «Сверх-Я» и говорит, что сам конфликт и подавляет одну из потребностей.

v Одну из потребностей мы давим. И оправдать себя за это нам помогают защитные механизмы Я, помогающие подавленным импульсам окольными путями проникнуть в сознание.

v Развитие личности по нормальному или невротическому пути определяется суммой и качеством разрешенных конфликтов.

v Гарри Салливан делает упор на роль межличностных отношений в формировании личности и ее развития.

v Суть! Под влиянием потребностей ребенок неизбежно вступает в межличностные отношения => складывается персонофикация (образ себя и других), определяющая все отношения к другим людям. В основе душевных заболеваний – именно нарушения межличностных отношений.

v Все псих.процессы, приобретенные привычки и формы поведения – динамизмы. Динамизмы формируют Я-систему, формирующуюся в раннем детстве.

v Эрих Фромм разработал гуманистический психоанализ. Сначала он был социологом, им же и работал, изучал религии, мистиков, гуманизм.

v Суть! Ключевая проблема психологии – связанность индивида с внешним миром, а не фрустрация тех или иных потребностей. И у характера человека не только либидозная, но и социальная обусловленность.

Важно! Фромм понимает культуру не просто в традиционном смысле, как Хорни и Салливан, но шире: как экономические, социальные и политические условия.

v Философия. Человеческое существование неотделимо от свободы: во-первых, свободы «от чего-то», т.е. от инстинктов и природы (как уживотных): т.е. человек активен и сам решает, как ему действовать по отношению к природе. Но «свобода от» приводит к усилению индивидуализации, чувству одиночества, потере смысла жизни => возможен лишь 1 продуктивный путь: добровольные связи с миром и природой, любовь к работе и миру и => путь к «свободе чего-то», т.е. позитивной свободе, не уничтожающей независимости своего «Я».

Непродуктивных же способов убежать от свободы 3:

ü авторитаризм

ü деструктивизм

ü конформизм

Они суть лишь защитные мех-мы и не решают проблемы. Понять их и избавиться от них можно с помощью психоаналитических техник.

v К экзистенциальным противоречиям (конфликт свобод) на каждой ступени прибавляются исторические противоречия, свойственные каждому обществу.

ПРИМ. Фромма – это капитализм. Личность становится товаром. Отчуждение человека достигла максимума. Эта система потребовала от чел. эгоизм, алчность, себялюбие.

v Итак, зависимость чел. от его образа жизни – это социальный характер, к-ый меняется с изменениями в обществе. Фромм описал следующие типы х-ров:

ü накопительский

ü воспринимающий

ü эксплуататорский

ü некрофилический

ü рыночный.

v Анна Фрейд (1895-1982) – представитель Эго-психологии (разрабатывает проблемы Эго), к-ая ставит задачей исследовать содержание и происхождение Эго как независимого от «Оно» образования, необходимого для адаптации к внешнему миру.

v Эрик Эриксон (1902-1994) на материале собственных этнографических исследований разработал эпигенетическую теорию развития личности и эмоциональных кризисов у взрослых.

Галопом по европам. Он описал 8 стадий и тем самым показал, что развитие не заканчивается в подростковом возрасте. Переход на каждую новую стадию вызывается новыми задачами и сопровождается кризисами идентичности.

Для красного словца: сейчас психоанализ развился в:

- психологию самости Кохута,

- теорию Виннекота об «истинном Я» и «ложном Я»,

- структурный психоанализ Лакана (соединение психоанализа и лингвистики).

Наши рекомендации