Глава 3. развитие экспериментальной и прикладных

ОБЛАСТЕЙ ПСИХОЛОГИИ

v Краткий экскурс в историю. Уже в 1880-е число экспериментальных лабораторий расползается по всем странам, причем исследуются вопреки заветам Вундта уже и ВПФ:

§ Эббингауз и эксперименты на память

§ Вюрцбургская школа и эксперименты с мышлением и волей.

v Эксперименты естеснно опирались только на естественно-научную парадигму (мол, человек – только индивид, испытывающий воздействие окр.мира). С этим спорили некоторые (Брентано, Дильтей) => в итоге раскол психологии на материалистическую и историческую (понимающую).

ГЕРМАНИЯ:

v Герман Эббингауз (1850-1909) изучал память:

§ он впервые вышел за пределы вундтовского физиологического эксп.

§ Суть! Память для него – механический процесс образования следов => как образуются новые следы? => Надо найти материал, для к-го у испытуемого нет прошлого опыта (бессмысленные слоги)

§ Методы: метод заучивания (испытуемый заучивает ряд бессмысленных слогов путем повторений до правильного безошибочного воспроизведения. Показатель скорости – число повторений) + метод сбережения (отвечал на вопрос: можно ли утверждать, что чел. забыл материал, если не может его воспроизвести? ответ: заучивание дает экономию во времени при повторном заучивании).

§ Был усстановлен объем запоминания (кол-во единиц, к-ое чел. может воспроизвести после 1кратного предъявления) – 6-8 бессмысленных слогов.

§ Были выведены некоторые советы запоминающим: мол, если нужно выучить большой материал за 30 повторений, то лучше учить его не 30 повторений в 1 день, а 10 повторений в день за 3 дня. Это называется законом Йоста: более старая ассоциация больше укрепляется повторением и лучше актуализируется, чем только что образовавшаяся.

§ Была выведена кривая забывания (как для слогов, так и для осмысленной памяти): сразу после запоминания забывание идет быстро, затем – замедляется и затем почти полностью останавливается.

§ Вопрос: зависит ли запоминание от местоположения элемента? Ответ: да, ведь существует фактор края: в середине ряда запоминание ослабляется.

§ Вопрос: а различается ли запоминание слогов и осмысленного текста? Ответ: да, в осмысленном тексте единицы запоминания кркпняются до осмысленных единиц. НО! Это противоречит механистичному пониманию памяти и означает осмысленность этой Д-ти.

v Г. Мюллер (1850-1934) привнес новые факты:

§ Смысловая работа над текстом облегчает и обеспечивает его запоминание (т.е. в памяти действует установка на осмысленное запоминание, в отличие от бессмысленных материалов)

§ Он ввел новые методы: метод парных ассоциаций и пр.

v В Вюрцбургской школе (1901-1911 г.) интересовались экспериментальным изучением мышления (Освальд Кюльпе (1862-1915) – лидер, также Майер, Ах, Бюлер, Марбе).

§ Сначала они решали простые задачи (чувственное сравнение, понимание слов и пр.) методом систематического экспериментального самонаблюдения

Поясним. Этот метод отличался от интроспекции описанием испытуемым всего процесса умственной Д-ти + отчетом по окночании опыта.

§ ЭКСП. Марбе: он анализировал понимание суждения => исп. сообщал о каких-то неясных переживаниях, к-ые Марбе назвал «положениями сознания» (сомнение, неуверенность, согласие и пр.)

§ Мессер показал на материале слов и предложений, что процесс протекает в форме мыслей (у них нет чувственно-наглядного содержания и связи с речью).

§ Таким образом, Вюрцбургцы поколебали представление о мышлении как об образном процессе, поколебав сенсуалистские представления.

Кстати, независимо от них к этим выводам пришел Бине, Вудвортс и пр.

§ Потом в этой школе стали решать задачи на деятельностьную сторону мышления.

§ Уатт давал испытуемым задачу на направленные ассоциации => по мысли экспериментатора, правильный ответ должен быть обеспечен возникающей внутренней установкой, производящей отбор нужной ассоциации из всех актуализируемых.

ЭКСП. Аха: он подтвердил мысль Уатта. Испытуемый 100 раз запоминал бессмысленную пару слогов (кец-зог). Затем ставилась задача: после предъявления стимула «кец» воспроизвести не ассоциированный с ним «зог», а рифму (например, «кец-рец»). То есть, ассоциацию тормозили, а задача детерминировала наше дальнейшее представление!

§ Т.о. решение задачи (по Аху) – активный процесс (в отличие от ассоциации), в основе к-го лежит установка и детерминирующая тенденция исходя из целей мышления.

Кстати, Аха критиковали Вундт, Мюллер, Титченер. Мюллер, например, пытался объяснить эти же факты через т.н. констелляцию сознания (роза м.б. пассивно ассоциировано с разными образами и понятиями в зависимости от общего соотношения асс.свзей на данный момент). Но Зельц объяснил им всем, что констелляция сознания не приводит к смысловому мышлению.

§ Отто Зельц (1881-1943) экспериментировал с продуктивным мышлением и описал весь процесс.

§ Суть! На первых этапах в сознании складывается проблемный комплекс (это антиципирующая схема задачи с разрывом, отвечающим искомому, контролирующая и направляющая ход мыслительных операций) => если задача типовая – пробел в схеме заполняется имеющимся способом решения. А если нетиповая и творческая – надо открывать новые способы решения => антиципирующая схема также направляет этот процесс, а нахождение искомого облегчается внешним фактором – случайным наблюдением каких-то фактов.

ПРИМ: научные открытия типа Ньютона с его яблоком.

§ По Зельцу, мышление целостно.

§ Итак, целостность мышления – предпосылка возникновения гештальтпсихологии (хотя Коффка во многом и критиковал вюрцбуржцев). Критиковали их за постулат безобразности мышления, его лишенности речи (это и вправду неверно :)). Такие неправильные выводы у них получились из-за неправильного метода – самонаблюдения – которое не позволяло фиксировать образы и внутреннюю речь.

v Эксп.психология должна была устанавливать максимально общие законы сознания и психики => индивидуальные вариации ваааще рассматривались как помеха => НО! по ходу развития эксперимента постепенно появляются робкие исследования на индивидуальные различия:

ü Гальтон в Англии

ü Бине во Франции

ü Кеттел и Холл в США

ü Крепелин и Штерн в Германии

ü Лазурский в России.

АНГЛИЯ:

v Биолог, антрополог Френсис Гальтон (1822-1911) ввел учение евгенику:

  • утверждал, что способности и талант передаются по наследству как физические особенности, т.е. по природе люди изначально неравны
  • поделил, соответственно, всех людей на классы по природынм способностям

Проще говоря, Гальтон – тот еще расист. Он дошел до того, что в разных расах разное число гениев. И ваааще сейчас число гениев меньше => ухудшается генотип.

  • С точки зрения психологии он находил в способностях биологическое внешнее выражение (ученый обладает энергией тела, здоровье и пр.) и игнорировал социальную сущность.
  • НОон ввел близнецовый метод (исследование 1яйцовых и разнояйцовых близнецов)
  • Он был естесссно сенсуалистом и считал, что единственный источник знаний – органы чувств => он предложил набор тестов для измерения индивидуальной остроты ощущений (зрительные, слуховые, время реакции, ассоциативные способности)
  • Итак, Гальтон крут:

ü как какой-никакой основоположник психологии инд.различий

ü основоположник тестов как измерителей псих.процессов

v Основатель Лондонской школы психологии Чарльз Эдвард Спирмен (1863-1945):

  • разработал метод математической обработки таблиц, применяемых с целью определения факторов в основе между 2 переменными – метод анализа корреляций – он же факторный анализ
  • Двухфакторная теория интеллекта: он установил, что 1 испытуемый в разных интеллектуальных тестах дает одинаковые результаты => одинаковые результаты зависят от общей причины – фактора G (general ability). Также он выделил другие факторы.
  • Его последователи:

а) увеличили число факторов в тестах на интеллект

б) расширили сферу применения ФА (Айзенк и Кеттел применили его к исследованию личности)

v Альфред Бине (1857-1911) – известный французский психолог:

  • Он экспериментально исследовал мышление и сделал вывод: законы течения мыслей несут законы образов, причем слова уступают образам, ибо лучше выражают мысль
  • Он создал метрическую школу интеллектуального развития, где исследовали умственное развитие детей 3-12 лет.

Суть! Новаторские идеи! Обучение должно идти за развитием, подчиняясь ему. А интеллект – умение решать задачи, доступные соответствующему возрасту. Причем, тесты составлялись эмпирически (то, что могут решить 75% детей :)

  • Он вывел т.н. умственный возраст (число лет в соответствии с решенными задачами) + уровень умственного развития (отсталость или превосходство). Это же самое Штерн называл коэффициентом умственной одаренности, а Термен – коэффициентом интеллектуальности (IQ).

Кстати, именно Термен в 1916 г. впервые разработал шкалу Стенфорд-Бине, где впервые и использовал IQ.

  • Итак, эти исследования способствовали развитию индивидуальной психологии (даже несмотря на то, что якобы меряли врожденные способности и не думали о том, что они зависят от социальной среды).
  • Непосредственно вывел ее из лона общей психологии В. Штерн своей книгой, в к-ой поделил ее на теоретическую и прикладную (психогностика + психотехника).
  • Лазурский в России тоже занялся индивидуальными различиями, но он предложил метод естественного эксперимента – т.е. проще наблюдении за испытуемым (например, школьником) в естественных условиях – это поможет исследовать личность, х-р и др.

Для красного словца: в отечественной науке количественный подход к личности разработал Россолоимо: он ввел метод психологических профилей (11 псих.процессов он оценивал по 10балльной шкале) и смотрел графики высоты профиля.

  • Тесты как разовые методы естесссно критиковались, в т.ч. Челпановым.

v Прикладные исследования получили применение в клинике: ассоциативный эксп. использовали и Крепелин, и Блейлер. Мейман провозгласил появление экспериментальной педагогики. Появлялась психология труда (Мюнстерберг)...

США

v У истоков американской экспериментальной психологии – У. Джемс (сам не экспериментировал, но открыто поощрял Торндайка, Вудвортса).

v А начал экспериментировать Гренвин Стенли Холл (1844-1924). Экспериментировал с детьми в педагогике и в генетической психологии. По сути создал педологию.

v Другой важный человек – Джеймс Мак-Кин Кеттел (1860-1944). Он учился у Вундта, потом интересовался Гальтоном, а сам изучал IQ у студентов (точнее думал, что изучал, а сам-то изучал способности).

v Важны в американской эксперименталке зоопсихологи (Торндайк, Йеркс, Смолл). В частности, Торндайк создал знаменитый «проблемный ящик».

v Гуго Мюнстерберг (1863-1916) занимался прикладной психологией в области психотехники (на заводе стальных шаров было занято 120 женщин => поработал психолог => стало 35). Он даже стал заниматься профориентацией, т.е. от искусственного лабораторного эксп. перешел к естесственным условиям Д-ти. Более того, сама практика ставила перед психологией запросы – это методологический смысл психотехнического движения (по ЛСВ).

v В плане медицины и неврологии выделим Шарко (основоположник парижской школы гипноза): он использовал гипноз, дабы отделять истерию от прочих заболеваний.

v Материалы патологии использовал основоположник французской эмпирической психологии Теодюль-Арман Рибо: он был ассоцианистом и сторонником эксперимента, а патологию называл естественным экспериментом самой природы :)

v Внимание Рибо к патологии отразилось на его ученике Пьере Жане: его основной метод – клиническое наблюдение, а психология, по Жане, должна изучать лишь наблюдаемое.

§ Жане вводит учение о памяти и ее социальной природе (память как рассказ о событии в прошлом)

§ Жане признавал и изучал проблемы бессознательного и личности

§ А идеи Жане об интериоризации и соц.обусловленности – это вообще круто!

v Итак, 50 самостоятельных лет существования психологии – это:

ü новые открытия:

Ø Блейлер – аутистическое мышление

Ø Жане – бессознательное

Ø Жане - личность

ü новые области (педология, психотехника, дифференциалка и пр.)

ü развитие прикладной психологии.

Это породило несоответствие новых данных традиционному пониманию психики. Теория разошлась с практикой. В начале 10х гг. 20 века разразился кризис.

Раздел 6. ЗАРУБЕЖНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПЕРИОДА ОТКРЫТОГО КРИЗИСА (10ые – середина 30х гг. 20 века)

Наши рекомендации