Глава 1. античная психология
Говоря об античной психологии, в первую очередь имеем в виду психологию западную (древнегреческую и римскую), т.к. Китай и Индия нам очень интересны, но они менее изучены.
Так вот, душой интересовались и до науки в мифах и сказках, но наукой это не было, т.к.:
ü душу объяснить не пытались и функций ее никто не искал
ü у разных народов были разные мифы и сказания
ü это все было предметом веры, а не науки.
Основные положения материалистического учения о душе в античной психологии
v Первое учение о душе сложилось в рамках первой древнегреческой философской теории – материализма (6 в. до н.э.).
v Начиналось все с Фалеса, Гераклита, Эмпедокла, кульминацией стал Демокрит (5 в. до н.э.). В 4 веке до н.э. это дело продолжил Эпикур, изучая уже проблемы человека, а позднее (3 в. до н.э.) – стоики (Хризипп и Зенон).
v Суть!Весь мир существует в двух началах: бытие (неделимые атомы) и небытие (пустоты). Атомы неделимы, недоступны чувствам, различаются по форме, величине и подвижности.
o Демокрит не приписывал атомам чувственные качества (цвет, вкус и пр.), говоря о их субъективной природе.
o Эпикур не соглашался и считал чувственные качества объективными.
o Стоики рассуждали на тему о возникновении и эволюции мира из атомов огня и далее.
v Учение о душе
o Демокрит: душа состоит из атомов огня – она двигает тело. Когда в процессе смерти тело умирает – атомы души выходят из тела (душа смертна). То есть, полный панпсихизм: душа присуща всему, и она материальна.
o Эпикур: душу имеют только те существа, которые могут ощущать.
o Стоики: у нашей души восемь частей (управляющее начало + чувства).
Кстати, здесь впервые корни рационализма. Управляющее начало есть разум – ведущая высшая часть души.
v Учение о познании
o В античном материализме 2 вида познания: ощущение (восприятие) и мышление.
o Демокрит: восприятие = отделение от предметов тончайших пленок (эйдолов), летающих и попадающих на органы чувств, где их встречает встречный поток атомов души => так появляется образ восприятия. Далее ощущение продолжается в виде мышления («светлый род познания»).
o Стоики также выделили внутреннее и внешнее мышление (внешняя речь), впервые упомянув проблемы речи и слова.
o То есть для материалистов мышление и ощущение суть одни процессы, только разного порядка.
v Учение о чувствах
o Для материалистов чувства рассматриваются в контексте этики.
o Демокрит: чувства = удовольствие и неудовольствие как показатели полезного и вредного. Цель жизни – сделать удовольствия независимыми от преходящих вещей.
o Эпикур: чувства есть помеха, цель жизни – разумное удовольствие, свобода от страданий и тревог. Надо освободиться от страхов перед богами.
o Стоики: аффекты – это чрезмерные противоразумные и противоестественные движения души. Они насчитали аж 26 аффектов и ввели 3 стадии нарастания аффективного состояния (на последней вмешивается разум и решает, быть или не быть аффекту). То есть, аффект имеет основание в разуме, несмотря на неразумность. Но есть и «добрые страсти»: радость, осторожность и воля. Стоики даже дают некоторые рекомендации для борьбы с аффектами.
v Учение о воле и характере
o Демокрит: для всего существует жесткий детерминизм, все подчинено определенной необходимости. Свободы воли практически нет.
o Эпикур: человек не только под жестким воздействием внешних сил, но и с определенной свободой воли.
o Стоики: свобода воли для человека в покорности и добровольном следовании своей судьбе.
Для красного словца: идеология покорности судьбе вместе с другими стоицистскими бонусами (презрение к богатству, равенство всех людей, закалка своего характера) потом перешла в христианство.
Идеалистическая психология Платона
v Идеализм начал зарождаться в философии тогда, когда все больше стали говорить об особенностях души в отличие от тела.
v Уже софисты хотели просто сделать людей лучше, но в их понимании это означало более ловкими в житейских делах, учить людей обману, ораторскому искусству и прочим хитростям.
Для красного словца: то есть если лозунг софистов был «Человек есть мера всех вещей», то для более доброго и мудрого Сократа – «Познай самого себя»
v Итак, Сократ (470-399 гг. до н.э.) ставит во главу угла подлинную добродетель, которую надо черпать из подлинного знания. Знание это можно получать, в частности, в майевтике – беседе, в которой с помощью вопросов собеседнику должна открыться необходимость более глубокого самопознания.
v Сократ первым 100% отделил нематериальную, невещественную и божественную душу от тела, а расцвел идеализм при его ученике Платоне (427-347 гг. до н.э.)
v Учение об идеях. В мире есть идеи и материя. Идеи незримы и существуют самостоятельно, но именно они могут в соединении с материей становиться вещами. Идеи круты, ибо идеи суть образцы, а вещи – их подобие.
v Учение о душе. Душа = начало, посредник мужду идеями и вещами. Душа пребывает в мире идей, она образ универсальной мировой души. В теле душа первична, она им управляет, но в то же время тело и душа должны соответствовать друг другу. У души три начала:
а) неразумное (есть даже у растений, вожделеющее, потребностное начало, занимает большую часть души у всех)
б) разумное (противоборствует вожделеющему началу)
в) яростный дух (начало справедливости, отстаивания справедливых идей даже во имя пренебрежения потребностями).
Все три начала души должны находиться в гармонии друг с другом. Если ее нет – появляются чувство страдания, и наоборот – удовольствия.
Душа не умирает, она бессмертна и может переселиться => люди должны быть моральными, добрыми и пр. К тому же душа несет в себе общий духовный опыт.
Для красного словца: 3 начала души – это у Платона всюду! В «Государстве» это у него в виде стада, пастуха и пса; в «Федре» - в виде крылатой упряжки из 2 коней с возничим.
v Учение о познании. Если познание направлено лишь на чувственный мир, то оно пребывает лишь в форме мнений (чего-то необъективного и неполноценного). Мнение темнее знания, но хотя бы яснее незнания.
Если познание направлено на идеи, то получаем подлинное знание. Здесь уже есть разум (ум) как постижение идей, отрешенных от всякой чувственности. При этом помним о том, что у нашей души есть общий мировой опыт. Поэтому наша задача – лишь опираясь на чувственный мир, заниматься припоминанием идей, «дремлющих» в нашей душе.
Кстати, это все называется диалектикой – познанием посредством понятий.
Для красного словца: влечение к познанию (Эрос) у Платона проходит несколько ступеней. Сначала любовь к банальному чувственному миру (к телам), потом – к душам, потом – к красоте знания и лишь потом – к красоте идей.
v Учение о чувствах. Удовольствие не может быть целью жизни. При этом удовольствие, страдание и отсутствие того и другого – это 3 состояния души. При этом можно различать удовольствия: низшие и высшие; по 3 началам души.
Учение Аристотеля о душе
v Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – самый крутой человек в античной психологии! Он ученик Платона, он написал трактат «О душе», он критически синтезировал накопленный до него философский опыт.
v Суть!Идеи (формы) и вещи (материя) неотделимы (дом состоит из бревен – материи и формы – быть укрытием от дождя и жары, и форма неотделима от материи).
Душа = форма живого тела, она делает тело живым (подобно тому как зрение – форма глаза и без зрения глаз уже не глаз). Душа не только управляет всем телом, в ней также заложены цели этого тела.
Совокупность характеристик души, делающих тело живым – энтелехия.
Душа и тело неразрывно связаны => все душевные состояния сопровождаются телесными проявлениями => изучать душу надо диалектику и естествоиспытателю (гнев можно изучать как стремление отмостить за оскорбление и как кипение крови около сердца :)))
Душа едина и не разбивается ни на какие части, но при этом существует в форме смертной энтелехии и бессмертной божественной сущности.
Он выделяет три части души: растительную, животную и человеческую (последняя разумна, божественна и не умирает после смерти).
v Учение о познании. Познание начинается с ощущения => ощущение может осуществляться как душой, так и телом => ощущают 5 органов чувств + т.н. общее чувство (восприятие общих качеств – движение, фигура и пр.) => ощущения сохраняются и воспроизводятся благодаря памяти => память бывает 3 видов:
· низшая (полученные ощущения сохраняются в виде представлений как копий предметов)
· собственно память (память + отношение к ощущению, как бывшему в прошлом, т.е. с восприятием времени)
· высшая (память + суждения).
Животным мышление заменяет воображение, т.е. образование представлений, без которого невозможно никакое составление суждений (что и есть мышление).
Орган мышления – нус.
Мышление м.б. низшим (мнение / предположение) или высшим (в нем всегда есть внутренняя необходимость и открытие последнего основания).
Высшее мышление м.б. рассуждающим / логическим / дискрусивным.
Ум м.б. теоретическим и практическим.
v Учение о чувствах. Удовольствие и неудовольствие – сопровождающие деятельность чувства, отражающие степень процветания душевных и телесных процессов. В аффектах Аристотель не видит ни плохого, ни хорошего: пусть они просто будут соразмерны своим причинам. Катарсис – очищение от аффектов.
ПРИМ: вы смотрите спектакль в театре и переживаете, например, аффект сострадания. Благодаря созерцанию внешнего вы освобождаетесь от всего давящего и смутного => искусство есть своего рода социальная терапия.
v Учение о воле и характере.Аристотель поделил все действия человека на произвольные и непроизвольные (где находится основание действия?). Но произвольные действия не есть обязательно волевые. Волевые – лишь те, которые по разумному стремлению, которые направлены на будущее, которые свободны и ответственны.
Аффектам в человеке противостоит устойчивый характер, складывающийся как результат опыта.
v Итак,Аристотель был настолько крут, что его учение о душе господствовало до 17в.
Учение античных врачей
Кратенько и бонусно: не думаю, что обязательно...
v Алкмеон Кротонский (6 в. до н.э.) впервые выдвинул предположение о том, что мысли локализуются в головном мозгу
v Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) – материалист по философии. Выделил 4 темперамента исходя из преобладания одного из 4 соков в организме.
Все остальное – какие-то неизвестные имена. Не будем ими засорять...)
Дальнейшее развитие и итоги психологии античности
Краткий экскурс в историю. На смену античности с ее культами красоты, жизненных благ приходит проповедь слабости, ничтожности, греховности человека и христианство. Люди начинают больше интересоваться внутренним миром, волей, а не разумом.
В античности люди еще отождествляют душу с пищевареним, дыханием и пр., а самостоятельно внутренний мир не исследуют.
НО в то же время Демокрит уже изучает познание как таковое, Платон обращает внимание на особые состояния сознания: сон, одержимость и пр.; аристотель заикается о самосознании.
v И уже Плотин (205-270) – основатель неоплатонизма – говорит о природе души как о знающей о себе самой (самосознании то бишь)
v Аврелий «Блаженный» Августин (354-430) – основатель христианской философии – первым (СЕНСАЦИЯ!!!) вводит положение «Я мыслю, следовательно, я есть» (то есть ваааще полностью говорит о важности изучения внутреннего мира).
НО!!! Первым выделил особую духовную субстанцию Декарт. И когда его обвинили в плагиате Cogito ergo sum у Августина, он ответил, что пользуется этой фразой не для религиозных целей, а для доказательства нематериальности своей мыслительной субстанции. Вот как!