Типы конфликтов с точки зрения проявления причин конфликтной ситуации.
Люди, работающие в организации, различны между собой, по- разному воспринимают одну и ту же ситуацию. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация носит действительно конфликтный характер.
Первый- это конфликт целей. В этом случае ситуация характеризуется тем, что участвующие в ней стороны по- разному видят желаемое состояние объекта в будущем.
Второй-это конфликт, вызванный расхождениями во взглядах, идеях и мыслях по решаемой проблеме. Разрешение таких конфликтов требует большего времени, чем разрешение конфликтов, связанных противоречием целей.
Третий-это чувственный конфликт, появляющийся в ситуации, когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом. Люди просто вызывают друг у друга раздражение стилем своего поведения, ведения дел, взаимодействия. Такие конфликты труднее всего поддаются разрешению, так как в их основе лежат психологические причины.
Предметами конфликтов могут быть различные оценки, роли, распределение ресурсов, расходящиеся представления об отношениях обмена, разные представления о компетенциях и предпочтительных действиях.
Участниками конфликтных отношений могут быть все внутренние или внешние субъекты дела, например менеджеры, сотрудники, вкладчики личных капиталов, кредиторы, клиенты, поставщики, союзы и т.п.
Источники конфликтов
Источники конфликтов – это противоречие, возникающие между людьми, группами, организациями, и государствами. Конфликт в отличии от спора имеет более обостренное, часто до предела обостренное противоречие.
Источниками конфликтов могут быть факты; ценностные понятия (что должно быть, как надо сделать); противоборствующие интересы (кто какую получит выгоду в контексте данной ситуации) и нематериальные источники (усталость и другие).
В зависимости от того разыгрывается конфликт внутри одной личности или между различными лицами, группами лиц или системами, говоря об интроперсональных или интерперсональных конфликтах.
Интраперсональный конфликт может состоять в том, что индивидуум: стремится к осуществлению нескольких конкурирующих желаний (конфликты желаний);
стремление к профессиональному совершенствованию и забота о семье;
хочет избежать двух нежелательных результатов (конфликты аверсий): несправедливое увольнение сотрудника или угроза собственному положению;
испытывает страх перед исполнением желания из-за отрицательных сопутствующих обстоятельств (конфликт желания и аверсии): карьера ценой ущерба для коллеги.
Эти интраперсональные конфликты работники в большинстве случаев могут разрешить, пережить сами с собой или обсудить со своими доверенными людьми; они представляют больше психологическую проблему, чем проблему организации. Тем не менее, менеджеры должны принимать во внимание конфликты этого рода в рамках руководства персоналом или неформальных контактов.
Интерперсональные (социальные) конфликты - это конфликты, которые разыгрываются между:
лицами (интериндивидуальные конфликты): между сотрудниками либо между менеджерами и сотрудниками; (интрагрупповые конфликты): между менеджерами из-за возможности продвижения;
группами (интергрупповые конфликты): между менеджерами предприятия и представительным органом, работающих по найму;
системами или подсистемами (учрежденческие или системные конфликты): между отдельными предприятиями, предприятиями отрасли, филиалами (внешние конфликты): между предприятием и его окружением: муниципалитетом, общиной или гражданской инициативой).
Конфликтные ситуации могут возникать как между администрацией предприятия в целом и его персоналом, так и между отдельным руководителем и его подчиненными (подчиненным).
Поскольку в дальнейшем нас в большей степени будут интересовать межличностные и деловые конфликты, то особое внимание следует обратить на личностные источники (причины), их порождающие.
Большинство руководителей, к сожалению, не владеют глубокими знаниями о сущности и причинах конфликтных ситуаций, приемами и способами их конструктивного разрешения.
Известный американский менеджер Ли Якокка не уставал повторять своим молодым коллегам, что “всегда следует представлять себе в уме интересы того человека, с которым имеешь дело”. Однако этого совета не достаточно в ситуации поиска источника конфликтов – противоречий, возникающих между людьми, потому что их значительно больше, чем интересов, взглядов, мнений, отношений, оценок и т.д.
Источником (причиной) возникновения любого конфликта являются противоречия, а противоречия возникают там, где есть рассогласование:
- целей, интересов, позиций;
- мнений, взглядов, убеждений;
- личностных качеств;
- межличностных отношений;
- знаний, умений, способностей;
- функций управления;
- средств, методов деятельности;
- мотивов, потребностей, ценностных ориентаций;
- понимание: интерпретации информации;
- оценок и самооценок.
Проанализируем более подробно, какие черты характера, особенности поведения человека характерны для конфликта. Обобщение результатов исследований психологов, социологов и педагогов, наблюдения и жизненный опыт показывают, что к таким качествам и особенностям могут быть отнесены следующие:
- стремление во что бы то ни стало доминировать, быть первым, сказать свое последнее слово;
- быть настолько “принципиальным”, что это подталкивает к враждебным действиям и поступкам;
- излишняя прямолинейность в высказываниях и суждениях, как известно, так же не всем нравится;
- критика, особенно критика необоснованная, недостаточно аргументированная не только раздражает, а часто просто порождает конфликт;
- плохое настроение, если оно к тому же периодически повторяется, часто бывает благодатной почвой для конфликта;
- консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелания преодолеть устаревшие традиции в жизни коллектива, которые стали тормозом в его развитии, с неизбежностью приводят к конфликту;
- стремление сказать правду в глаза, бесцеремонное вмешательство в личную жизнь также создает сложную, порой драматическую ситуацию;
- стремление к независимости – хорошее качество, но до определенных пределов. Если стремление к независимости перерастает в стремление делать “все, что хочу” и сталкивается с желаниями и мнениями других, то это грозит неминуемым конфликтом;
- излишняя настойчивость; быть настойчивым, как известно, особенно в условиях конкуренции, очень важно, но если настойчивость граничит с навязчивостью, то это уже раздражает;
- не справедливая оценка поступков и действий других, умаление роли и значимости другого человека имеет, как правило, негативную реакцию;
- неадекватная оценка своих возможностей и способностей, особенно их переоценка, не всегда, но так же приводит к конфликтным ситуациям;
- инициатива, особенно творческая, - это хорошо, но когда человек проявляет инициативу там, где его, как говорится, не просят, то это создает напряженную и даже конфликтную ситуацию.
Источниками (причинами) возникновения конфликтных ситуаций могут быть не только личностные качества. Поведение и деятельность специалиста (сотрудника, работника) могут иногда способствовать возникновению конфликтных ситуаций. Устранение личностных недостатков – основная цель самосовершенствования личности (самообразования, самовоспитания и саморазвития). Конечно, не все личностные недостатки поддаются устранению за короткое время, однако само осознание свойств характера, порождающих трудности в поведении и деятельности, может служить показателем работы над собой. Об этом свидетельствует и своевременность действий, направленных на разрядку конфликтных ситуаций или приостановку реализации неудачных решений, предпринятых работником самостоятельно или по чьему-либо совету.
Классификация конфликтов.
В связи с тем, что возникновение конфликтов неразрывно связано с различными сторонами деятельности человека, количество и разнообразие конфликтов достаточно велико. Для того чтобы легче ориентироваться в многообразии конфликтов и иметь возможность выбрать адекватный метод воздействия, диагностики и управления, проведем их классификацию. На основании рисунка 1 представлена классификация конфликтов в зависимости от ряда факторов: способа их разрешения, природа возникновения, последствий для участников, степени выраженности, количества участников.