Этот этап может быть самым продолжительным, особенно в случаях осложненного решения, о которых мы поговорим позже.

Основная задача консультанта на данном этапе – выработать совместно с клиентом как можно больший набор стратегий поведения, сделать выбор оптимального варианта решения проблемы.Человек, который имеет ограниченный способ действий, всегда испытывает затруднения в непредсказуемом жизненном разнообразии.

Психолог на этом этапе может применять свои знания различных подходов (когнитивного, психодинамического, гештальт-подхода и т.д.).

Именно на данном этапе консультант и клиент сталкиваются с основными трудностями творческого процесса.

Консультанту следует помнить, что создавать условия для творческого процесса не значит подталкивать клиента к уже готовому у него решению.

Хорошей проверкой экологической чистоты консультации может стать «взгляд со стороны»: может ли предполагаемый сторонний наблюдатель по вашему диалогу понять, как сам консультант стал разрешать данную проблему, если бы это была его трудность? Если со стороны определить это невозможно, то, вероятно, и клиент этого не чувствует. А это значит, что он не испытывает навязывания чужого решения. Если же в диалоге сквозит отношение консультанта к данной проблеме и его представление о решении, то, конечно же, это чувствует и клиент. Это значит, что психологическая территория клиента «затоптана» ценностями консультанта, и психолог, а вовсе не клиент, решает проблему.

Конечно, о профессионализме в таком случае и говорить не приходится, но здесь присутствует еще и элемент скрытого насилия. Только представьте себе ситуацию, когда некто, приглашенный повесить полочку, заявившись в вашу квартиру, начинает переставлять мебель, считая, что она стоит «неправильно». Что вы при этом почувствуете?

Консультанту необходимо постепенно, шаг за шагом, с помощью вопросов и уточнений вносить ясность в видение клиента, при этом соблюдая экологическую чистоту процесса.

Например:

Консультант (резюмирует предыдущий этап беседы): Итак, вы перечислили несколько вариантов вашего поведения: вы могли бы развестись с мужем, или устроить ему скандал, или пойти и разобраться с «той женщиной», или поговорить с мужем по-хорошему, или же сделать вид, что ничего не произошло. И вы приняли решение: сделать вид, что не знаете об измене супруга, и продолжать вести себя по-прежнему, чтобы сохранить в семье ровные отношения. Как вы думаете, вы действительно сохраните желаемое равновесие?

Клиентка: Думаю, да. Если в семье все будет по-прежнему, нам не придется выяснять отношения. Муж не переносит «разборок», он все равно ни в чем не сознается, мы только поссоримся. К тому же он привязан к дому, к привычному укладу. Если все будет по-прежнему, он не променяет семейный уют на первую встречную женщину.

Консультант: Вы действительно сможете относиться к вашему мужу по-прежнему, ничем не выдав свои переживания?

Клиентка: Мне кажется, сумею. В конце концов, он по-прежнему заботится о нас с дочкой. Если бы не случай, я никогда не узнала бы о его измене. Я думаю, что редкий мужчина может сохранять верность достаточно долго. Так что лучше этого просто не замечать, если хочешь иметь семью. Думаю, постепенно я смогу просто «забыть» об этом.

Консультант: Но в настоящее время вы еще очень угнетены. Как вы думаете, муж заметит это?

Клиентка: Возможно, заметит, но тогда я сошлюсь на недомогание.

Консультант: Как долго вы сможете на него ссылаться?

Клиентка: Пару дней. Потом я могу пригласить подругу в гости, чтобы отвлечься. Я думаю, до выходных дней я смогу взять себя в руки.

В данном случае консультант-женщина предпочла бы другой путь. Но она никак не проявляет своего личного отношения к этой неоднозначной ситуации. Она лишь задает вопросы, позволяющие клиентке самостоятельно еще раз проверить возможность осуществления ее собственного решения.

Итак, на данном этапе:

· Вы суммируете проблемы клиента, как вы их поняли.

· Повторяете формулировку желаемого результата.

· Противопоставляете реально существующей ситуации идеальное будущее. Усиление контраста помогает творчески реагировать. Когда вы делаете разницу между тем, что есть и тем, что должно быть, более четкой, клиент сам начнет искать выход из положения.

Например: КН: «Надя, давай обобщим. Как я поняла, ты говорила о своих проблемах на работе, которые, в основном заключаются в напряженных отношениях с коллегами-мужчинами и с твоим начальником, которые в большей степени видят в тебе сексуальный объект, чем грамотного сотрудника. (Консультант фокусируется на проблеме клиентки.) Я также поняла, что ты очень ценишь эту работу. И ты сказала, что хотела бы уважения твоих деловых качеств сослуживцами. (Консультант переключается на цель клиентки. Сразу отчетливей становятся начальная и конечная точки ее пути.) Тебе приходит на ум, что ты могла бы сделать для этого?» (Далее будет происходить процесс выработки решения, а затем конкретных шагов по его реализации.)

· Когда клиент затрудняется в решении, становится особенно важным знание теории, методологии, а также особенности окружения, социальной и культурной среды, в которой живет клиент.

· Иногда консультант может выдвинуть несколько своих гипотез относительно возможных вариантов решения. Но это может предприниматься только, когда клиент совершенно дезориентирован, и на все попытки консультанта стимулировать его творческое мышление, реагирует словами: «Не знаю, что делать…» «Не представляю…», «Не могу решиться». Тогда консультант может поделиться с клиентом пришедшими ему на ум решениями. После чего попросите клиента дать им оценку: насколько они подходят ему, насколько это соответствует его ожиданиям, насколько это близко тому, что он сам хотел бы предложить. Однако если вы выскажете ваши решения в форме прямого указания, даже очень хороший совет, может быть отвергнут сразу, или принят, но так никогда и не приведен в действие.

· Некоторые проблемные ситуации имеют не одно какое-либо решение, а целую программу взаимосвязанных действий. Следует также учесть, что первичные решения часто могут иметь продолжение в виде подрешений (решений второго уровня).

Например: стоит ли развестись с мужем, который изменил? Если нет, то стоит ли говорить ему о том, что его измена перестала быть тайной? Если говорить, то каким образом строить разговор? Если не говорить, то как себя вести? Решения, как первого, так и второго уровня, оцениваются клиентом с точки зрения приемлемости для него. Происходит выбор наиболее приемлемого решения.

Однако такой простейший алгоритм решения проблемной ситуации распространяется далеко не на все случаи консультирования.

· Достаточно типичен вариант развития событий, при котором клиент заявляет: «Нет, все равно не могу ни на что решиться» или «Все равно это ни к чему не приведет», «Ничего не получается, ни одно решение не устраивает меня по-настоящему».

· От клиента игровой ориентации можно услышать: «Я так и знала, вы мне не помогли!», или «Я и без вас все это знал. Я думал, вы сможете предложить мне что-нибудь неординарное. А это мне не подходит».

· От клиента рентной ориентации чаще всего можно услышать требование: «Дайте конкретный совет! Ведь вы же психолог, а не я!» Такой клиент не собирается о чем-либо размышлять. Все, что ему нужно – конкретные шаги по манипулированию другими людьми или «чуда».

Если события развиваются по одному из этих вариантов, консультант вынужден прибегнуть к конфронтации, а также применить техники активации решения.

Кроме того, процесс принятия решения может быть затруднен тем, что за предъявляемой целью стоит глубинная цель.

Например: домохозяйка, решающая вопрос, стоит ли ей устроиться на работу, на самом деле, может быть заинтересована не в работе, а в общении; мужчина, заявивший цель наладить взаимоотношения с женой, имеет глубинную цель получить от психолога модели манипуляции ею и способы тотального контроля над ней;

девушка, высказывающая неудовлетворение своей работой в детском саду, на самом деле, не удовлетворена отсутствием мужского общества и невозможностью, в связи с этим, построить семью.

Понимание глубинной цели помогает найти другие пути достижения, либо даже ведет к полному отказу от достижения предъявленной цели.

5 этап. Проверка решений.

После того, как решение принято, следует проверка принятого решения.

· Логический анализ: «Если я это сделаю, то получу ли я желаемое?».

Например: КН: «Итак, давайте представим себе, что вы уже разменяли свою квартиру, и предоставили вашей дочери самостоятельно решать свои проблемы. Сможете ли вы тогда выделить время и средства для занятия любимым делом?»

· Анализ реакции тела: проследить реакции тела в момент, когда решение принято (напряжение, расслабление, легкость и т.п.).

Например: КН: «Итак, вы приняли решение. Что вы сейчас ощущаете? Чувствуете ли вы напряжение или расслабление?» или: «Наше тело часто подает нам сигналы, раньше, чем мы можем разумом оценить верность решения. Что вы сейчас ощущаете? Обратите внимание, на дыхание – легче или тяжелей вам стало дышать? Расслабились ли вы или вы чувствуете напряжение, тяжесть?»

· Эмоциональный анализ: проследить эмоциональные реакции в момент, когда решение принято (удовлетворение, радость, угнетение, тревога).

Например: КН: «Что вы чувствуете сейчас, когда решение уже принято?»

В случае возникновения негативных реакций необходимо:

Ÿ выяснить, что является причиной негативной реакции:

- решение сопряжено с реальной опасностью;

- решение не соответствует желанию;

- решение не удовлетворяет какую-то потребность;

- решение сопряжено с неприятными шагами;

- движение к цели вызывает внутреннее сопротивление неясного характера (в таком случае проверьте, чем выгодно данное положение);

· проанализировать выясненную причину негативных реакций и продумать, следует ли ее учитывать при принятии решения;

· если следует учесть негативную реакцию, то необходимо видоизменить решение и вновь проверить.

Например:

Консультант: Вы говорите, что, несмотря на принятое решение, вам не стало легче, а даже наоборот, вас, как будто, придавило, и вы чувствуете себя угнетенным. Как вы думаете, чем это вызвано?

Клиент: Понимаете, как представлю себе этот разговор с начальником о том, что я отказываюсь от командировок из-за жены… Он не поймет меня. И потом, меня уже никогда не повысят. Ну, кто я буду? До конца жизни простой исполнитель чужих идей!

Консультант: Получается, что если вы примете это решение, то вам придется отказаться от профессионального роста и карьеры. Сможете ли вы смириться с этим?

Клиент: Просто бессмысленное существование.

Консультант: Похоже, ваше решение не назовешь удачным. Может быть, стоит поискать другие способы сохранить семью?

· иногда негативные реакции возникают в том случае, если не учтены глубинные цели, которые могут не осознаваться, но оставаться первопричиной необходимых изменений; в таком случае необходимо осознать и учесть глубинную цель.

Например:

Консультант: Мне кажется, ваше решение перейти в другую организацию, где работа будет более спокойной, совсем не радует вас.

Клиентка: Да, как-то скучно.

Консультант: Вы избавляетесь от конфликтов и напряжения на одной работе, но зато приобретаете скуку на другой.

Клиентка: Да. Все одно и то же: здесь с утра до вечера на работе, там с утра до вечера… Сколько уже меняла работу – везде одно и то же. Утром вставать не хочется, просто тошнит от мысли, что снова придется весь день провести на службе.

Консультант: Бывают ли в вашей жизни ситуации, когда вы чувствуете удовлетворение?

Клиентка: Иногда. В основном, когда я целый день дома, пеку пироги, вяжу что-то мужу или детям. Господи, я так люблю свой дом. Раньше мы жили в коммуналке, а сей час, когда дела у мужа пошли хорошо, у нас замечательная квартира. Я столько души в нее вложила. Там все так, как я хочу! Муж предоставил мне решать, как надо его обустроить. И вот мне приходится бывать в ней только по вечерам и один день в воскресенье. Обидно!

Консультант: Вы так вдохновенно говорили о своем доме, что я вижу никакая работа не может устроить вас, так как любая из них отрывает вас от него. Правильно ли я поняла вас, что вы предпочли бы заботиться о доме, муже и детях, чем ходить на службу?

Клиентка: Правильно. В общем-то, я бы с большим удовольствием совсем не работала.

Консультант: Другими словами на самом деле вы вовсе не хотите найти хорошую работу? И сейчас это становится очевидным. Но тогда давайте обсудим вопрос: на какой результат вы надеялись, когда решили пойти на консультацию психолога?

Клиентка: Трудно сказать… Наверное, я надеялась на чудо: вот приду и выяснится, что мне нельзя работать. (Смеется.)

Консультант: Ага, значит на самом деле вы пришли за вескими аргументами, что вам просто не нужно ходить на работу. Это и есть истинная цель консультации?

Клиентка (смущенно): Получается так, но честное слово, я даже не подозревала этого! Мне-то казалось, что я хочу избавиться от постоянного напряжения и раздражения из-за той работы, где я сейчас. Но сейчас я действительно должна признать – никакая работа мне не интересна.

Консультант: И поэтому любое решение в пользу работы вас бы не устроило?

Клиентка: Похоже, так…

Консультант: Но что мешает вам решиться перестать работать и заниматься домом и семьей?

Клиентка: И кто тогда я буду? В моей родительской семье всегда неуважительно отзывались о «домашних клушах». Муж хорошо зарабатывает, но я боюсь, муж перестанет ценить меня, если я стану домохозяйкой. Ну и потом, нужно какое-то общение.

Консультант: То есть, как я вас поняла, на самом деле, ваша истинная цель – оставаясь домохозяйкой, сохранить интерес мужа к вам и иметь какое-то общение? Это могло бы принести вам удовлетворение жизнью?

Клиентка: Да, конечно! Но мне кажется, это не очень-то хорошо, когда женщина сидит дома. Обо мне будут думать, что я «домашняя клуша».

Итак, в результате проверки решения произошло «вскрытие» глубинной причины неудовлетворенности работой и глубинной цели консультирования. Далее были установлены цели клиентки, достижение которых действительно может принести ей удовлетворение. Далее должно было последовать разделение двух проблем – сохранить интерес мужа и найти или сделать возможным круг общения – и поэтапное решение каждой. Однако в действительности процесс затруднен блокирующей установкой клиентки, что женщина сидящая дома – это нехорошо, ее будут осуждать, она потеряет социальный статус (будет «домашней клушей»). Поэтому, прежде чем решать целевые проблемы, придется поработать над блокирующим убеждением.

6 этап. Обобщение.

Наши рекомендации