Какие из типов проблемного поведения проявляются во время сессии?
Иногда клиенты проявляют проблемное поведение прямо при общении с консультантом. Это практически всегда происходит во время семейной и супружеской терапии, но иногда и индивидуальные сессии позволяют консультанту увидеть и услышать это поведение.
Например: Клиент, постоянно попадающий в конфликтные взаимоотношения, говорит с психологом в обвиняющих, резких интонациях.
КН: «Сейчас, когда я слушал вас, мне показалось, что вы обижены на меня и сердиты, будто я что-то сделал недопустимое».
КЛ: «С чего вы взяли? Я говорю, как обычно, просто рассказываю о своей проблеме. Что не так? Чем вы не довольны?»
КН: «Наверное, такое впечатление произвели на меня интонации, с которыми вы говорили, и некоторая особенность строить фразы».
КЛ: «Не выдумывайте! С чего это мне на вас обижаться? Я говорю обычно!»
КН: «У меня есть предложение: представьте, что все это вы говорите самому себе. Повторите еще раз ваши слова, глядя на себя в зеркало».
Клиент повторяет, при этом смотрится в предложенное консультантом большое зеркало.
КЛ: «Да, действительно, грубовато получается. А ведь я совсем не имел в виду ничего плохого!»
КН: «Как вы думаете, может других людей, так же, как меня, сбивать с толку ваши интонации?»
КЛ: «Да, пожалуй…»
Клиент рассказывает о себе, своих затруднениях.
В это время консультант строит свои предположения о строении внутреннего мира клиента: его представлениях о себе, его стиле взаимоотношений с окружающими, делает предположения о возможных ресурсах и, наоборот, блокирующих решение обстоятельствах и качествах клиента.
Часто у клиента есть множество проблем. Если вы попытаетесь решать их все одновременно, скорее всего, процесс консультирования будет хаотичным. В таком случае, либо в процессе обсуждения, перескакивая с одной темы на другую, консультант и клиент будут упускать из вида важные моменты, либо, реализуя сразу несколько решений клиент потерпит неудачу.
На данном этапе необходимо:
· отделить проблемы одну от другой;
· выделить ту проблему, которую клиент считает наиболее важной или неотложной, и принять ее к работе;
· остальные проблемы обозначить с тем, чтобы поработать с ними в дальнейшем.
Например: КН: «Итак, из вашего рассказа я поняла (понял), что в связи с тем, что вы живете совместно с родителями мужа, у вас возникают конфликты со свекровью, которые усугубляют и без того существующие напряженные отношения с мужем. Кроме того, вы чувствуете, что ваш сын-подросток отдаляется от вас. В связи с этим вам необходимо решить, что лучше: разъехаться с родителями, развестись или наладить взаимоотношения в семье. При этом вы предпочли бы наладить отношения, но не знаете, возможно ли это. Верно? (Клиентка подтверждает) Мне представляется, что эта большая проблема состоит из нескольких: 1) ваши взаимоотношения со свекровью, 2) ваши взаимоотношения с мужем, 3) ваши взаимоотношения с сыном. Может быть, последовательно разобравшись с каждой из этих проблем, вам будет легче принять верное решение? (Клиентка соглашается) Тогда, как вы считаете, с какой из этих трех задач необходимо разобраться в первую очередь?
Затем необходимо остановиться на исследовании возможностей клиента. Для этого выясните:
· Обдумывал ли клиент пути решения проблемы, каковы его идеи на этот счет?
Например: КН: «До того, как вы пришли на консультацию, вы, вероятно, обдумывали возможные выходы из положения. Не могли бы вы поделиться ходом своих рассуждений и выводами?»
· Были ли раньше аналогичные ситуации?
Например: КН: «Случалось ли вам раньше сталкиваться с подобной проблемой?» или: «Приходилось ли вам раньше переживать что-то подобное?»
· Что помогало ему раньше в аналогичной ситуации?
Например: КН: «Из вашего рассказа я вижу, что у вас действительно богатый опыт в разрешении конфликтов. Как вы думаете, что помогало вам в этом?».
· Какие личностные черты клиента могут способствовать решению проблемы; обсуждение сильных сторон личности клиента в течение беседы может быть началом подключения к его ресурсам.
Например: КН: «У вас действительно сложная проблема, но, тем не менее, вам удавалось достаточно долго поддерживать вполне удовлетворительные отношения. Как вы думаете, какие ваши личностные качества помогали вам в этом?» или: «Из вашего рассказа я вижу, что вы обладаете большим терпением и настойчивостью. Эти качества обязательно помогут вам в разрешении теперешней ситуации».
Консультант, задавая вопросы, говорит с клиентом о его чувствах, о его роли в происхождении событий в его жизни.
При этом консультант настраивает клиента на конструктивное и реалистичное восприятие проблемы. Например: «Мы не можем изменить другого человека, если он сам этого не хочет», «Изменяя свою жизнь, вы, изменяетесь сами, а затем происходит изменение отношения к вам других людей», «Нужно время и терпение, чтобы измениться» и т.п.
Иногда, чтобы клиент принял такую позицию, бывает необходимо вступить в с ним в дискуссию.
Например:
КН: «Вы считаете, что вы правы, и поэтому ваш партнер должен изменить свои взгляды на семейную жизнь, а не вы. Но из вашего рассказа я поняла, что он тоже считает себя правым, так?»
КЛ: «Да. Он даже слушать меня не хочет, говорит, это я выдумываю проблемы».
КН: «Давайте теперь представим, что ваш образ жизни его не устраивает, и он хочет, чтобы вы изменили свои привычки, стали ходить с ним на футбол и предпочитали свободный образ жизни, а не семейный уют. Стали бы вы меняться?»
КЛ: «Да с чего я должна меняться? Я считаю, что так, как он, жить нельзя. Надо быть более ответственным человеком».
КН: «То есть вы не стали бы меняться, даже если бы он начал настаивать?»
КЛ: «Нет! Никогда!»
КН: «Значит, если вы не захотите, вы не изменитесь, несмотря на его уговоры и даже скандалы? Это действительно не в его власти?»
КЛ: «Конечно. Если бы я считала, что живу неправильно, я бы поменялась. Но я думаю, что я права».
КН: «Возможно, ваш партнер рассуждает точно так же, и считает, что он живет так, как ему надо, как вы думаете?»
КЛ: «Возможно».
КН: «Считаете ли вы теперь, что можете его изменить по своему усмотрению?
КЛ: «Да, вероятно, из этого ничего не выйдет».
Консультант должен быть искренним и открытым с клиентом. Он может сообщать ему о своих чувствах, возникающих в процессе консультативного взаимодействия.
Например: КН: «Мне показалось, что мой последний вопрос вызвал у вас раздражение. Если это так, то что именно вас задело?» или: «Сейчас у меня возникло чувство, будто я стучусь в дверь, которую мне не хотят открывать. Вы односложно отвечаете на все мои вопросы. И я думаю, как я смогу помочь вам, если не чувствую вашей готовности быть открытым? Готовы ли вы доверять мне?»
В процессе изложения клиентом проблемы и в конце изложения консультант кратко повторяет изложенное, подчеркивая основные моменты. Именно таким образом клиент может «взглянуть» на проблему со стороны. При этом клиент может убедиться, что психолог понял его правильно, или поправить его, указав на неточности.
Отражая и резюмируя, консультант заботится об экологической чистоте консультации, предотвращает искажение информации. Иногда одного этого бывает достаточно, чтобы клиент более глубоко разобрался в своих затруднениях и самостоятельно принял определенное решение.
Для иллюстрации сказанного давайте представим следующую ситуацию. К нам пришел человек в новом костюме с просьбой помочь ему решить: сделать его длиннее или короче, расширить в талии, или, наоборот, убрать лишнее. Мы можем давать подробные и дельные советы, описывая, как это выглядит, но человек не будет видеть этого сам. К тому же, ни он, ни мы не сможем с уверенностью сказать, что наше решение придется ему по вкусу. Но вот мы предлагаем ему зеркало. Мы ничего не говорим от себя. Человек просто смотрит в него, и сам решает, где и как нужно произвести изменения.
3 этап. Целеполагание
На данном этапепсихолог помогает клиенту решить вопрос о том, что он хочет вместо не удовлетворяющего его положения, то есть:
· каким он хочет стать?
· чего он хочет добиться?
· что произойдет, когда желаемый результат будет достигнут?
Это очень важный этап. Консультанту нужно быть особенно внимательным, чтобы не подменить истинные цели клиента своим представлением о них. Кроме того, когда у консультанта появляется четкое определение проблемы, появляется соблазн тот час же приняться за ее решение. Однако соображения психолога относительно решения проблемы могут совершенно не совпадать с мыслями клиента.
Цель должна быть четко сформулирована. Часто вопросы относительно желаемого результата в корне меняют направление беседы. Действительно, если вам что-то не нравится, но вы не имеете представления, куда идти, то вы не решаете проблему, а убегаете от нее. И еще вопрос, понравится ли вам там, куда вы придете. Но, поскольку в большинстве случаев клиенты высказывают желание именно избежать проблемы, то для установления цели необходимо переформулировать запрос клиента.
Переформулировка - это наиболее важная составляющая процесса изменений, означающая:
· изменение фокусирования с проблемы на решение,
· изменение формулировки проблемы с пассивной на активную,
· конкретизация понятий, заложенных в формулировку решаемой задачи.
Например: Клиент заявляет, что нервотрепка его замучила, и он не знает, что надо делать. Итак:
«Нервотрепка замучила». Пассивная позиция – его мучает нервотрепка. По сути с этим сделать ничего невозможно, т.к. все зависит не от него, а от нервотрепки, которая его мучает. Консультант обсуждает это с клиентом и предлагает ему сформулировать свою проблему в активной позиции. Þ
«Я не хочу нервотрепки». Пзиция активная: «я не хочу нервотрепки», но сфокусирован клиент на проблеме, т.е на том, чего он не хочет. Он убегает, а не идет к цели. Фактически клиент не видит цели. Консультант обсуждает это с клиентом, и высказывает мысль, что если убегать, а не двигаться к цели, то неизвестно, куда мы придем, и понравится ли там клиенту. Þ
«Я хочу избавиться от нервотрепки».Позиция активная, но фокус по-прежнему остается на том, от чего хотят избавиться, т.е. на проблеме. Хотя появление в формулировке глагола («избавиться») говорит об усилении активной позиции клиента: впервые он перестает просто жаловаться, и высказывает желание что-то делать. Консультант обращает на это внимание клиента и спрашивает, что хочет клиент вместо нервотрепки. Þ
«Я хочу уравновешенного ритма жизни и ровных отношений с коллегами, вместо нервотрепки».Это активная позиция и клиент сфокусирован на свой цели. Теперь клиент обозначил то, к чему он будет стремиться, но пока цель выглядит туманно, выражена слишком широко, неоднозначно. Консультант обсуждает это с клиентом и предлагает ему уточнить, что значат для клиента «уравновешенный ритм жизни» и «ровные отношения».Þ
«Уравновешенный ритм жизни – это нормированный рабочий день с двумя выходными и четкими обязанностями. Ровные отношения с коллегами – это отношения, пусть не слишком близкие, но зато без скандалов и взаимных претензий».Клиент дал расшифровку целевым понятиям.
Консультант резюмирует: «Итак, вы хотите нормированного рабочего дня с двумя выходными и четкими обязанностями. Кроме того, вы хотите не слишком близких, но зато без скандалов и взаимных претензий, взаимоотношений с коллегами. Это так?» Клиент подтверждает, что консультант понял его правильно. Цель определена, но теперь очевидно, что решать необходимо не одну проблему, а две: режим работы и взаимоотношения. Консультант обращает на это внимание клиента и предлагает ему определить, с какой задачи он хочет начать работу над изменениями.
Клиент выражает намерение сначала разобраться с первой проблемой – режимом работы. Консультант выясняет, насколько это зависит от него. Клиент сообщает, что большой мере в течение рабочего дня и очень мало при требовании выходить на работу в выходной день. В процессе беседы данная задача снова распалась на две:
1) изменить организацию своего труда в рабочее время и
2) сделать выбор между тремя возможностями:
· изменить свое отношение к требованию работать в выходные дни,
· пойти на разговор с руководством для обсуждения возможности исключить его (клиента) вызовы на работу в выходные дни,
· найти новое место работы
Клиент предпочел сначала решить вторую задачу. Клиент сразу откинул вариант «найти новое место работы». Работа слишком интересна, чтобы ее бросать. Затем клиент выразил желание подготовиться с помощью консультанта к разговору с руководством.
Итак, цель для данной консультации определилась: подготовиться с помощью консультанта к разговору с руководством. Вторую возможность клиент решил оставить на следующую встречу и решать в том случае, если разговор с руководством не принесет удовлетворительных результатов.
Вторая возможность - изменить свое отношение к требованию работать в выходные дни – потребовала изучения этого отношения, и затем процесса переформулировки, аналогичного приведенному. В результате конечная задача выглядела так: «Считать выходные дни такими же рабочими днями, как и остальные, планировать свои личные дела и отдых только на вечер. В случае, если выходной день, все-таки, получается, считать это везением. Иметь резервные планы, но не настраиваться на их реализацию заранее». Как видите, конечное целеполагание, по существу, привело к конкретным шагам. В данном случае уже само проговаривание конечной цели привело к принятию действительности, спокойному отношению к необходимости приспособиться к ней. Другими словами, цель была достигнута в процессе установления целеполагания.
При решении задачи по изменению организации своего труда в рабочее время было выяснено, что много времени уходит на сплетни, которые клиента нервируют и невольно делают участником «междоусобиц». При этом одни навязывались ему в «близкие друзья», а другие «плели козни». Выяснилось, что решить эту проблему можно, только решив вторую половину первоначальной задачи.
Для решения второй половины первоначальной задачи - установить с коллегами отношения, пусть не слишком близкие, но зато без скандалов и взаимных претензий - консультант предложил клиенту ответить на следующие вопросы:
· что вы делаете, когда поддерживаете отношения не слишком близкие, но без скандалов и претензий?
· был ли у вас опыт установления подобных отношений?
· как вам удавалось это тогда?
· чем отличаются те отношения, которые вы имеете сейчас от отношений, которые вы хотите достичь?
· по каким признакам вы поймете, что теперь вы достигли желаемых отношений?
· что необходимо предпринять, чтобы достигнуть желаемых отношений?
После ответа на эти вопросы была установлена цель:
· научиться спокойно отказываться от выслушивания сплетен,
· научиться, в доброжелательном тоне, переводить разговор с обсуждения коллег по работе на нейтральные темы,
· научиться отделять ответственность за себя от ответственности за других, и брать на себя только свои задачи,
· вести дневник своих дел и достижений, чтобы иметь возможность аргументированно, коротко и без излишних эмоций возражать на необоснованные претензии.
Эта задача требовала довольно продолжительной работы с психологом, и в дальнейшем была решена.
Таким образом, в результате переформулирования, вместо жалобы на нервотрепку при ощущении полного бессилия и беспомощности, - «нервотрепка меня замучила, и я не знаю, что надо делать» - пришло четкое понимание цели и возможности изменить свое положение.
Целеполагание – это настоящий исследовательский процесс выбора цели. Выбрать цель – мало. Необходимо убедиться, что выбранная цель – это действительно то, что я хочу. И только после этого приступить к выработке конкретных шагов для ее достижения.
Целеполагание состоит из нескольких шагов.
1. Сначала необходимо продумать ответы на следующие вопросы:
что я хочу?
для чего мне это надо?
как я узнаю, что достиг желаемого?
как я буду чувствовать себя, когда достигну цели?
отчетливо представить себе:
- «картинку» цели;
- эмоциональное состояние цели;
- ощущения цели;
что изменится в моей жизни (окружение, уклад жизни, отношения и т.п.), когда я достигну цели?
что изменится во мне, когда я достигну цели?
негативная сторона есть у всего; каковы негативные проявления того, что у меня будет цель?
каковы негативные обстоятельства процесса достижения цели?
готов ли я принять негативные стороны моей цели и движения к ней?
устраивает ли меня то, что я вижу в результате анализа?
что будет через год после достижения цели? через 3 года? через 5 лет?
Если цель устраивает, то дальше идет процесс принятия решения.
Например:
Консультант: Итак, вы страдаете, от своей стеснительности, и вы считаете, что она проистекает из вашей неуверенности в себе. И что вы хотите вместо этого?
Клиент: Я хочу стать уверенным.
Консультант: Что значит «быть уверенным»? Как вы это понимаете? (Консультант уточняет слишком абстрактно сформулированную цель.)
Клиент: Это значит, что я буду свободно высказывать свое мнение, перестану бояться, что про меня плохо подумают, буду делать то, что считаю нужным, даже если это кому-то не понравится.
Консультант: Свободно высказываться, свободно действовать – это вдохновляет. (Консультант резюмирует цели клиента и поддерживает его.) Скажите, а для чего вам все это нужно? Действительно ли все это так важно для вас?
Клиент: Конечно! Тогда я смогу стать хорошим специалистом, смогу достигать успехов, хорошо зарабатывать. И вообще, буду более свободным. Возможно, у меня и в личной жизни будет складываться все удачнее, чем до сих пор. (Клиент проясняет более глубокие цели, стоящие за поведенческими моделями, которыми сначала охарактеризовал свою цель «быть уверенным».)
Консультант: Да, быть хорошим специалистом, хорошо зарабатывать и иметь удачную личную жизнь – действительно, важно. (Консультант повторяет цели клиента, чтобы он слышал их со стороны.)
Клиент: Да, вот именно! Это то, что составляет сущность жизни. И всего этого у меня не будет, если я не стану уверенным. (Клиент подчеркивает, как важна для него цель.)
Консультант: Предположим, что вы уже достигли желаемого. Как это будет выглядеть? Что вы будете чувствовать, переживать, ощущать?
Клиент: Мне трудно себе представить, ведь я никогда не был таким.
Консультант: Получается, что вы хотите стать уверенным, но не знаете, что это такое. Как же вы узнаете, что двигаетесь в верном направлении?
Клиент: Я думал, вы знаете.
Консультант: Я могу совсем по-другому понимать уверенность, хотя говорить мы будем одинаковыми словами.
Клиент: Ну, вы же психолог, вы должны знать.
Консультант: Вот представьте себе дерево. Опишите его. (Консультант сразу предлагает клиенту опыт вместо пояснений, которые не убеждают клиента.)
Клиент: Это высокий тополь, старый, с большими листьями.
Консультант: А я представил себе березу. Мы получили совершенно разные деревья, хотя имели в виду одно и то же слово.
Клиент: Ну, понимаю. Так что же мне делать. Я действительно не могу представить себя уверенным.
Консультант: А откуда вы знаете, что хотите быть действительно уверенным?
Клиент: Я вижу, как ведет себя уверенные люди, и чего они добиваются.
Консультант: Отлично! Скажите, как вы отличаете уверенного человека от неуверенного?
Клиент: Уверенный человек говорит ровным спокойным голосом. У него плавные свободные движения. Он спокоен, потому что знает себе цену. Он знает, что хорошо выглядит… Пока больше ничего на ум не приходит.
Консультант: Итак, вы сказали о его пластике – движения свободные, о его голосе – ровный, спокойный, о его внешнем виде – хорошо выглядит, о его внутреннем состоянии – знает себе цену. К стати, что это значит? (Здесь становится отчетливо видно, как резюме консультанта делает цель клиента отчетливой и достижимой. Туманные высказывания сразу уточняются.)
Клиент: Знать себе цену – это значит понимать, что ты не хуже других.
Консультант: А сейчас вы этого не знаете?
Клиент: Умом понимаю, но… Мне кажется, я мог бы быть лучше. (Консультант отмечает для себя, что у клиента присутствует бессознательная установка: «Я должен быть лучше других, или я ничего не стою». Но сейчас консультант не отвлекается на это: позже предстоит серьезная работа по развенчанию этой блокирующей установки. Сейчас идет этап целеполагания.)
Консультант: В чем именно вам необходимо стать лучше?
Клиент: Ну, может быть мне надо быть внимательнее и доброжелательнее к другим людям.
Консультант: Что такое быть внимательным и доброжелательным? (Консультант снова уточняет общие понятия.)
Клиент: Не знаю…
Консультант: Чем ваше поведение и чувства будут отличаться от теперешних?
Клиент никак не может сформулировать свои понятия точнее, найти различия. Не удивительно, ведь клиент и так доброжелателен и внимателен, он только думает, что надо быть еще лучше, но что это такое не понимает. Это – всего лишь жесткие иррациональные «указания» внутреннего «критика», с которым консультант намечает поработать позже.
Консультант: Похоже, в этом вы уже сейчас таковы, каким хотите стать.
Клиент (удивленно и неуверенно): Похоже… Но почему-то мне кажется, что я не могу о себе так думать.
Консультант: Вы не можете думать о себе хорошо? (Здесь консультант, наоборот, несколько обобщает, чтобы косвенно указать, на основную проблему клиента.)
Клиент: Наверное, плохо думать о себе хорошо. (Вскрывается еще одно иррациональное убеждение клиента. Консультант отмечает наличие внутреннего конфликта: я должен быть лучше других, но думать о себе хорошо нельзя, это плохо. Консультант решает показать это клиенту.)
Консультант: Вы должны стать в чем-то лучше, хотя не знаете, в чем бы вы могли быть лучше. И при этом вы не должны думать о себе хорошо. Так как же мы достигнем цели?
Клиент: Ерунда получается.
Консультант: Да, не складывается. А что было бы, если бы вы могли думать о себе хорошо?
Клиент: Мне было бы легче. Я бы тогда мог быть спокойным и уверенным.
Консультант: Значит, чтобы быть уверенным, надо разрешить себе думать о себе хорошо?
Клиент (удивленно): Получается так… Это что-то… Мне кажется, это и есть самое главное.
Консультант: По-моему, вы разволновались? (Консультант отражает внешнее поведение клиента и уточняет свое понимание.)
Клиент: Да… Как будто, сделал открытие.
Консультант: Поздравляю! Это действительно волнующий и очень важный момент.
Консультант делает паузу, дает клиенту осознать свое открытие.
Консультант: Итак, получается, что если у вас будут, свободные движения, ровный, спокойный голос, вы будете хорошо выглядеть и будете разрешать себе думать о себе хорошо, то вы будете чувствовать себя уверенно. Можно ли сказать, что если вы добьетесь всего этого, вы и достигнете своей цели?
Клиент: Да. Точно. И мне будет так хорошо! У меня сейчас даже тело как-то расслабилось. (Клиент буквально почувствовал свою цель. Это хороший момент: тело лучше разума будет подсказывать клиенту верный путь. Консультант сообщает об этом клиенту.)
Теперь цель ясна настолько, что сразу стали видны и все шаги необходимые для ее достижения. Но еще не ясно, понравится ли клиенту то, что будет сопровождать достижение этой цели.
Консультант: Давайте теперь представим, что вы уже уверенный человек. Но никогда не бывает, чтобы все было хорошо. К сожалению, всегда бывает и что-то плохое. Что плохое может произойти, если вы станете уверенным?
Клиент: Может быть, я чаще буду попадать в конфликтные ситуации.
Консультант: И как вам эта перспектива?
Клиент: Если бы я мог думать о себе хорошо, я бы не стал особенно переживать по этому поводу. Все конфликтуют. Главное, не запустить это слишком далеко. (Клиент настроен оптимистично. На самом деле он уже почти разрешил думать о себе хорошо, благодаря происшедшему в процессе целеполагания осознанию, или инсайту. Отсюда и выраженные реакции тела. В дальнейшем предстоит только закрепить начало изменений.)
Консультант: Значит последствия вас не пугают. Но ведь не так легко научиться свободно общаться, развить пластику тела, снять мышечные зажимы, находить темы для разговоров, научиться выразительно говорить и свободно отстаивать свое мнение. (Перечисляя поведенческие цели клиента, консультант делает наглядными пути достижения). Как вы думаете, что будет самым сложным для вас? (Консультант делает проверку негативных моментов пути к цели.)
Клиент: Пожалуй, выбрать для этого время. Ну и еще то, что это, видимо надолго. Придется менять образ жизни: я домосед, люблю посидеть на диване, почитать, телевизор посмотреть.
Консультант: Вы готовы на это?
Клиент: Думаю, да. Хуже, чем сейчас мне все равно не будет.
Консультант: Чем вы будете себя стимулировать для продвижения к цели? Как вы будете вознаграждать себя за достижения? (Обсуждение самостимуляции необходимо, так как реальное движение к цели всегда сопряжено с дискомфортом отхода от привычного образа жизни, поведения и т.п. И клиент должен заранее видеть какую-то поэтапную компенсацию, награду.)
Клиент: Наверное, я буду покупать себе одну новую видеокассету и одну книгу, если целый месяц буду работать над собой. И ничего не куплю и целую неделю не буду смотреть телевизор, если буду лениться.
Консультант: Да, похоже, это сильный стимул. Давайте теперь проведем еще один эксперимент: вот вы уже уверенный в себе человек, и прошло, скажем, года три. Что происходит в вашей жизни?
Клиент: Наверное, я уже могу свободно разговаривать с начальником. У меня уже сейчас есть соображения, как улучшить отдельные моменты… Ну, рабочие тонкости. Я смогу предложить это. Я смогу обговорить более выгодные условия моей работы… Да, через три года я буду ценным человеком в нашей фирме. Может быть, я даже смогу понравиться какой-нибудь женщине. Я буду действовать более уверенно, и вовремя смогу подойти к ней и пригласить куда-нибудь.
Консультант: Тогда вы точно будете знать, что достигли не только своей цели, но и того, для чего она вам нужна?
Клиент: Да, тогда точно.
Итак, цель поставлена, проверена. Далее последует выработка плана и конкретных шагов.
Но не всегда цель клиента звучит столь. Иногда цель устанавливается сразу, предельно ясна, и самым сложным становится выработка решения из множества возможных вариантов. Именно выбранное решение и станет действительной целью, как, например, в случае, когда женщина узнает об измене мужа и не знает, как ей поступить, или в случае, когда девушка хотела бы добиться большего уважения сотрудников.
4 этап. Выработка решений.