Интимная зона (от 15 до 46 см).

Из всех зон эта самая главная, поскольку именно эту зону человек охраняет так, как будто бы это его собственность. Разрешается проникнуть в эту зону только тем лицам, кто находится в тесном эмоциональном контакте с ним. Это дети, родители, супруги, любовники, близкие друзья и родственники. В этой зоне имеется еще подзона радиусом в 15 см, в которую можно проникнуть только посредством физического контакта. Это сверх-интимная зона.

2.Личная зона (от 46 см до 1,2 метра)

Это расстояние, которое обычно разделяет нас, когда мы находимся на вечеринках, официальных приемах, дружеских вечеринках.

3.Социальная зона (от 1,2 до 3,6 метров)

На таком расстоянии мы держимся от посторонних людей, например, водопроводчика или плотника, пришедшего заняться ремонтом в доме и от людей, которых не очень хорошо знаем.

4.Общественная зона (более 3,6 метра)

Когда мы адресуемся к большой группе людей, то удобнее всего стоять именно на этом расстоянии от аудитории.

Нарушение консультантом интимной зоны клиента, без особой надобности (выполнение специального упражнения, телесная психотерапия и т.п.), может нарушить эмоциональный контакт и заставить клиента почувствовать себя неловко или занять оборонительную позицию.

4. Вспомогательными средствами общения и преобразования природного телосложения являются: одежда, прическа, косметика, очки, украшения, татуировки, усы, борода, мелкие предметы в руках.

Одежда может много рассказать о клиенте. Несмотря на силу влияния моды, то, как человек одевается, скажет о его вкусах, пристрастиях, степени самостоятельности в выборе, о его настроении, наконец, о материальном достатке. Одни одеваются как можно незаметнее, стараются ничем не обращать на себя внимания. Другие предпочитают носить яркие, броские, экстравагантные наряды, третьи умеренны в следовании за модой. Стиль одежды человека – бессознательное выражение направленности личности и уровня ее притязаний. Различают пять стилей одежды:

· Традиционный стиль (национальная, форменная, выражающая принадлежность к чему-либо) скажет скорее о желании безопасности и стабильности через принадлежность к какой-либо общности людей.

· Оригинальный стиль (выражение через одежду собственной индивидуальности, не связанное ни с какими существующими правилами) выдаст желание показать всем собственную непохожесть, отличие от других, нестандартность, индивидуализм, протест против всего привычного, признанного.

· Классический стиль (одежда, сшитая со строгим учетом консервативных правил и обычаев) заявит о потребности в постоянном поддержании своего авторитета, уважении, особом внимании и претензии на престижную позицию, скрытое, но последовательное притязание на значимость.

· Модный стиль скажет о привлекательности всего нового, стремлении к переменам, об отказе от старых условностей, и в то же время замене их на новые: моду (все это – бегство от настоящего, стремление к свободе и попадание в новую зависимость от вновь созданных условностей).

· Исключительный, эксклюзивный стиль выдаст стремление ставить свои притязания так высоко, что почти ничто не может с ними сравниться. Человек, избравший этот стиль, скорее всего – чувствительный и требовательно-разборчивый, внутренне напряженный, т.к. у него идеальные требования. Поскольку он не хотел бы отказаться не от чего, он «спасается» в своих частных «небесах» эксклюзивного эстетизма.

Украшения также расскажут много о своем хозяине:

· Небольшие, тщательно выполненные (кулоны, колечки, шейные платки…) – стремление к защищенности и укрытости;

· Престижные, дорогие украшения, клубные значки – подчеркивание своей значимости;

· Раздражающие украшения (мех, блестки) – стремление к сексуальной привлекательности;

· Эстетически оформленные стремления к «идеалу», требовательно-разборчивый тип.

Таким образом, одежда способна многое рассказать о человеке, но лишь по ней делать окончательные выводы о личности, конечно же, нельзя. Какое-либо выводы о том, что представляет собой тот или иной человек, стоит делать очень осторожно, опираясь на множество невербальных и вербальных микро и макро сигналов, посылаемых клиентом.

Акустические

а) связанные с речью: интонация, громкость и тембр, темп, ритм, высота звука, речевые паузы.

Громкая и артикулированная речь звучит энергично; громкая и быстрая речь звучит угрожающе; громкая и мягкая речь звучит сонорно, звучно, звонко; мягкая и быстрая речь звучит окрыленно, воодушевленно; мягкая и артикулированная речь звучит осторожно и рассудительно.

Стремление к укрытости и защищенности, либо сам стремиться укрывать и утешать, характеризуется манерой речи, которая является мягкой и медленной, она звучит по-детски жалостливо и гнусаво. Тот, кто чувствует себя неуверенно из страха перед неудачей, говорит тихо и неотчетливо, он буквально бормочет и мямлит.

б)не связанные с речью:смех, плач, вздохи, кашель, хлопанье.

Обратите внимание на покашливание, прочищение горла. Некоторые это делают так часто, что это становится привычкой. Многие из них – нервные люди. Можно обобщить, что те, кто часто прочищает горло и те, у кого постоянно меняются тон и течение речи, чувствуют себя неуверенно и обеспокоенно.

Ольфакторные

-приятные и неприятные запахи окружающей среды

-естественные и искусственные запахи человека

Большое значение имеет запах духов или одеколона, которым пользуется человек. Горькие, терпкие запахи – настойчивость, ригидность, упрямство. Сладкие, пряные – чувственность, стремление к сексу. Свежие травяные природные – естественность, открытость, уверенность.

От умения консультанта читать невербальные сообщения клиента и сознательно посылать собственные невербальные сигналы напрямую зависит эффективность консультации. Рассмотрим:

Этапы выстраивания консультативного контакта на невербальном уровне:

1 этап. Калибровка- этопроцедура выяснения, что означает та или иная невербальная реакция клиента, выявления соответствия определенных повторяющихся невербальных сигналов понятиям, эмоциональным состояниям, мыслям и убеждениям клиента.

Калибровка осуществляется методом повторения определенных вопросов консультантом и выявления повторяющихся невербальных сигналов клиента. Таким образом, консультант устанавливает взаимное соответствие невербальных сигналов определенным эмоциональным состояниям клиента, для этого он задает вопросы, в процессе выстраивания консультативного контакта, и наблюдает за реакцией клиента на слова консультанта. Для осуществления калибровки необходимо обратить внимание на позицию глаз, наклон головы, на то, является ли дыхание глубоким или поверхностным, частым или редким, высоким или низким. Отметьте изменения в тонусе мускулатуры лица, цвете кожи, размере губ и тоне голоса. Обратите внимание на эти тонкие признаки, которые обычно не замечаются (смотри невербальные средства общения, рассмотренные выше). Они являются внешним выражением внутренних мыслей и состояний человека.

Реальные люди всегда богаче тех обобщений, которые сделаны относительно их поведения. У каждой личности свой собственный рисунок внешних проявлений эмоций, и калибровка – это определение этого индивидуального рисунка.

Пример: Консультант просит клиента вспомнить ситуации, когда он вел себя решительно. Когда клиент погружается в эти воспоминания, то меняется его поза и мимика: спина распрямляется, голова приподнимается, дыхание становится глубже, руки сложены шпилем. Для этого клиента выявленные мимика и поза будут характерны при переживании им решительности.

При калибровке важно обращать внимание на то, какой рукой (правой, левой или обоими) жестикулирует клиент. Это сигнал о том,какое полушарие мозга доминирует в данный момент - левое, отвечающее за логику и контроль, или правое, отвечающее за эмоции, чувства, мотивы, потребности, желания, если клиент не левша.

Конгруэнтность(синхронность, симметричность) означает, что человек внутренне неконфликтен в данный момент. Внешне конгруэнтность проявляется в следующем:

· полной согласованности невербальных сигналов между собой. Это выражается в симметричности мимики и позы по вертикальной оси тела.. Несоответствие сигналов правой и левой сторон тела выдает внутренний конфликт клиента..

· полной согласованности невербальных и вербальных сигналов. Клиент неконгруэнтен, если наблюдается несоответствие его невербалики (поза, жесты, мимика и т.п.) произносимым словам.

Неконгруэнтность - индикатор наличия внутреннего конфликта, сигнал об отсутствии равновесия эмоциональной сферы и сферы контроля.

Пример: «кривая» улыбка говорит о двойственности, возможно в этот момент клиент испытывает сразу несколько чувств или мыслей, конфликтующих друг с другом.

Пример: клиент говорит, что в ходе консультации почувствовал себя спокойно и уверенно. Но плечи его по-прежнему опущены, дыхание поверхностное, руки нервно перебирают край пиджака. Несоответствие невербальных сигналов вербальным сигналам (неконгруэнтность) выдает внутренний конфликт.

2 этап. Присоединение

Присоединение – это воспроизведение консультантом в своем поведении особенностей поведения и реакций клиента. Это естественная реакция при общении, но консультант может пользоваться этим сознательно как техническим приемом.

Наши рекомендации