Воображение - это психический процесс создания новых образов на основе прошлых восприятий и представлений.
Действия животных при видимой разумности шаблонны, инстинктивны. Инстинкт устойчив, неизменен. Человеческий же опыт постоянно меняется, совершенствуется.
Воображение связано со всеми процессами, протекающими в организме, с самочувствием человека. Некоторые психологи-идеалисты считают воображение вредным свойством, а другие извращают суть воображения, неправильно объясняя его корни. Например, французский психиатр и психолог Дюбуа считал воображение вредным свойством, ведущим к помешательству.
Психолог Ч.Ломброзо в книге «Гений и помешательство» доказывает, что воображение получает наивысший расцвет в момент сумасшествия. То есть, согласно этим ученым, воображение - один из источников душевного расстройства.
Некоторые ученые пытаются доказать, что воображение можно искусственно вызвать, стимулировать наркотиками. Сторонники этой концепции тенденциозно выбирают «темные пятна» биографий великих людей, прибегавших к наркотикам. Чаще всего они упоминают Э.По, Ги де Мопассана, Ш.Бодлера.
Главное назначение воображения как психического процесса - в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала, и не только его конечный результат, но и промежуточные продукты, детали. Часто одна и та же задача может решаться и с помощью воображения, и с помощью мышления.
Психологи считают, что необходимость действовать в среде с неполной информацией и вызвала возникновение у человека воображения.
Образы фантазии - результат работы человеческого мозга. Воображение - функция коры больших полушарий. В процессе воображения образовавшиеся в ходе жизни человека системы связей как бы распадаются (диссоциируются) и объединяются в новые системы. Объединение это является результатом возникновения в коре головного мозга сильного очага возбуждения, вызванного потребностью или каким-либо впечатлением. Возникает новизна образов воображения по сравнению с уже известными образами памяти.
Исследования последних лет показывают сложность структуры воображения, вызывают предположения, что физиологические механизмы воображения расположены не только в коре больших полушарий, но и в глубоких отделах мозга - гипоталамо-лимбической системе.
Образование новых ассоциаций из имеющихся в памяти представлений и есть физиологическая основа воображения.
Способы создания образов воображения.
Существуют следующие наиболее известные способы создания образов воображения:
синтезирование - объединение двух (и более) образов в один или два - в новую комбинацию;
агглютинация - разновидность синтезирования - объединение частей образов в один: козлообразный мужчина - черт, женщина-рыба – русалка, части трактора, косилки и веялки объединяются в тракторе;
акцентуирование - прием, когда в реальном образе либо сильно преуменьшены, либо сильно преувеличены какие-либо детали, т.е. делается акцент, заостряются, подчеркиваются какие-либо отдельные признаки (карикатура - в живописи, лилипуты - в литературе);
гиперболизация характеризуется увеличением или уменьшением предмета, а также изменением отдельных частей (великаны, мальчик-с-пальчик);
аналогия - прием, когда стоится образ, в чем-то похожий на реально существующую вещь, живой организм, действие (локатор - аналогия с органами ориентации летучей мыши);
типизация - наиболее сложный прием творческого воображения - это выявление много раз повторяющегося, наиболее распространенного, типичного в явлении (характерен для литературы, искусства).
Виды воображения.
Образы воображения различаются между собой по степени яркости и по соотношению образов с действительностью.
Воображение бывает активным и пассивным.
Активное, в свою очередь, делится на воссоздающее и творческое, а пассивное - на преднамеренное и непреднамеренное.
Воссоздающее воображение имеет в своей основе создание образов, соответствующих описанию (при чтении художественной литературы, географических карт, исторических описаний).
Творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.
Пассивное воображение - создание образов, которые не воплощаются в жизнь, не осуществляются. Примером непреднамеренного пассивного воображения могут служить сновидения. Во сне есть элемент предсказания, характер сновидений зависит от впечатлений, не контролируется сознанием человека. Поэтому возникающие образы называют пассивными. Самое длительное сновидение длится три минуты.
Примером преднамеренного пассивного воображения могут служить грезы. Это образы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь. Человек предается грезам в момент отдыха, благодушия. Грезы не контролируются полностью.
Особая форма воображения - мечта. Человек без мечты и без воли - одно и то же. Мечта - это возможное и желаемое, представляемое в воображении. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее. Причем следует различать несколько подтипов данного вида воображения. Чаще всего человек строит планы в отношении будущего и в своей мечте определяет пути достижения задуманного. В этом случае мечта является активным, произвольным, сознательным процессом.
Мечтательность (вспомним гоголевского Манилова) и грезы принято считать отрицательными качествами.
Понятие о чувствах
Человек не только познает окружающий мир, но так или иначе относится к нему: одни явления его радуют, другие - печалят, третьи - восхищают, четвертые - возмущают. Радость, грусть, восторг, отчаяние - различные виды чувств.