Объем внимания - это количество объектов, которое может быть охвачено вниманием в ограниченный отрезок времени.
Для определения объема внимания группу объектов экспонируют 1/10 секунды. Объем внимания взрослого человека - 4-6 объектов, не связанных между собой, а объем внимания детей - 2-4 объекта. Vвним.= 7 2 (по Г.Миллеру).
Распределение внимания - способность человека одновременно выполнять несколько разнородных операций, одновременно удерживать в центре внимания несколько объектов. Так, учитель на уроке, опрашивая ученика, заполняет журнал и поддерживает дисциплину в классе.
Концентрация внимания - это степень сосредоточенности внимания на объекте, интенсивность внимания. Ф.Н.Гоноболин в книге «Внимание и его воспитание» приводит пример на концентрацию внимания. Древняя Греция, осада Сиракуз, в которых жил Архимед. Ученый сосредоточенно чертил геометрические фигуры на песке во дворе своего дома. Чужеземному солдату, убившему его, Архимед успел крикнуть: «Не трогай моих фигур!»
Устойчивость внимания - это длительность сосредоточения на объекте. Исследования психолога Н.Ф.Добрынина доказывают, что ученики 9-11 лет обладают довольно продолжительной устойчивостью внимания: их внимание более или менее устойчиво может быть привлечено к работе в течение 40 минут. Устойчивость внимания связана с динамическими особенностями внимания, например, с флуктуациями – колебаниями внимания (непроизвольные кратковременные изменения степени интенсивности внимания): слушаем часы - то слышим, то не слышим тиканья.
Переключение внимания - это намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Многим выдающимся ученым поддерживать внимание удавалось следующим образом: они разнообразили свою работу. Н.П.Бехтерева в одном из своих выступлений отметила, что переключение внимания важнее и существеннее отдыха для человека.
Отвлечение внимания - неосознанный перенос внимания, потеря цели внимания, объекта. У школьников, особенно в младшем школьном возрасте, отвлечение внимания проявляется довольно часто. Учитель должен наблюдать и за чрезмерной подвижностью внимания и за его инертностью.
Развитие внимания школьников.
В обучении следует учитывать особенности всех видов внимания. К.Д.Ушинский в «Родном слове» писал: «Сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям... Приучите ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, - делать ради удовольствия, исполнить свою обязанность». В романе А.Франса «Преступление Сильверста Бонара» на первых же страницах есть мысль: «Учиться нужно только весело...» Но что же необходимо учесть, чтобы внимание детей не рассеивалось? У младших школьников очень нестойкая доминанта. Проявляется у них и сильный рефлекс на всё новое. Интересный, но маловажный материал дети часто воспринимают как главный. Существует ошибочное мнение, что дети более наблюдательны, чем взрослые. Учитель должен ставить перед детьми цель, «вести за собой» в нужном направлении. Задача учителя - развивать в детях привычку к ориентированию в мире важных и неважных предметов. Непроизвольное внимание младших школьников связано с впечатлениями от преподносимого им материала. При формировании произвольного внимания следует снимать напряжение, ведь произвольное внимание учащихся 1-3 классов активно и в большей степени связано с возбуждением, чем с торможением. Исследования советских психологов Л.В.Занкова, Н.А.Менчинской, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова доказали: ученики начальных классов могут заинтересоваться логическими задачами, отвлеченным материалом. У младших школьников велика концентрация внимания, но распределяют внимание они с трудом. Н.Ф.Добрынин пришел к выводу, что распределению внимания младших школьников можно научить в результате многократных упражнений. Таким образом, учителю важно правильно организовать урок, учитывать индивидуальные и возрастные характеристики внимания учеников.
Ощущение как источник познания. Рефлекторная природа ощущений.
По определению А.Р.Лурии, основным источником наших знаний о внешнем мире и о собственном теле являются ощущения. Это каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира доходит до мозга, и это дает человеку возможность ориентироваться в окружающей среде. Иначе сознательная жизнь не была бы возможной.
Опыты физиологов и психологов доказали, что нарушение притока информации, связанное с глухотой или потерей зрения, вызывает задержки в психическом развитии. Таким образом, следует говорить о чрезвычайной значимости ощущения как психического процесса в жизни человека.
Ощущение - это психический процесс отражения отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств.
В современной психологии принято представление об ощущения как об активном процессе. Это представление и лежит в основе рефлекторной теории ощущений. Известно, что животные активно выделяют из воздействий внешнего мира только те, которые имеют для них биологически важное значение. Этот факт указывает на избирательный, активный характер ощущений. Кроме того, доказано, что в состав каждого ощущения входит движение (сужение сосудов, мышечные реакции, поворот глаз и движение руки). Еще И.М.Сеченов указывал, что для зрительного восприятия предмета необходимо, чтобы глаз «ощупал» его.
Таким образом, ощущения носят активный характер и могут быть как элементарным рефлекторным процессом (мышечное напряжение на каждое раздражение), так и сложным процессом активной рецепторной деятельности (при разглядывании сложного изображения).
Чтобы иметь представление о физиологических основах ощущений, необходимо вспомнить строение анализатора. Анализатор – ответственен за возникновение ощущений. Он состоит из 3-х частей:
1) периферического отдела – рецептор – воспринимающая часть, основная функция – трансформация внешней энергии в нервный процесс, рецепторы называют органами чувств. Органы чувств отличаются повышенной чувствительностью и приспосабливаются для восприятия определенных раздражителей;
2) чувствительных нервов (афферентных или центростремительных, проводящих нервных путей), по которым возбуждение передается в центральный отдел анализатора;
3) корковых отделов анализатора (центральные отделы анализаторов), в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.
Раздражение, влияя на рецептор, вызывает возникновение нервного импульса, который по центростремительному (афферентному) нерву идет в определенные участки коры больших полушарий головного мозга. Ответная реакция передается по двигательному центробежному (эфферентному) нерву.
Рецептор, проводящие нервные пути и участки в коре головного мозга - это единая морфологическая и функциональная структура. И.П.Павлов назвал ее анализатором. Для возникновения ощущения необходима сохранность всех частей анализатора.
Отрезок времени от нанесения раздражения до возникновения ответной реакции называется латентным (скрытым). Для тактильных ощущений он равен 130 миллисекундам, для болевых ощущений -370, для вкусовых - 50 миллисекундам. Следует помнить, что чувствительность как способность иметь ощущения в элементарном проявлении имеет, безусловно, рефлекторный характер (реакция новорожденного на звук, свет), но все богатство человеческих ощущений в ходе жизни на основе работы анализаторов носит условнорефлекторный характер.