Социальное восприятие и механизмы взаимопонимания в процессе общения

В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составляющая часть общения и условно может быть названа перцептивной стороной общения.

Часто восприятие человека человеком обозначают как «социальную перцепцию» (термин введен Дж. Брунером в 1974 г.).

Социальное восприятие (социальную перцепцию) нельзя рассматривать, по аналогии с перцептивными психическими процессами. В ней обязательно присутствует и оценка другого и формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» внутренний мир человека, пытаемся понять его и выработать собственное эмоциональное отношение к воспринятому. В целом, в ходе социальной перцепции осуществляется: эмоциональная оценка другого, попытка понять причины его поступков и прогнозировать его поведение, создание собственной стратегии поведения.

Представления о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с одной стороны, и с другой – чем более полно раскрывается другой человек, тем более полным становится и представление о самом себе.

Таким образом, перцептивный процесс общения – восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков.

Выделяются два главных аспекта изучения процесса социальной перцепции.

Во-первых, – социальные особенности субъекта и объекта восприятия. Так были зафиксированы индивидуальные, половые, возрастные, профессиональные различия в восприятии и оценке людьми друг друга. Большинство исследований пытаются ответить на вопрос: на что, прежде всего, обращают внимание люди, оценивая партнеров по общению? Это выражение лица, способы выражения чувств, жесты, позы, походка, одежда, прическа и особенности голоса и речи.

Во-вторых, – анализ механизмов межличностного познания и понимания. Можно говорить о существовании механизмов, обеспечивающих познание и понимание другого человека, самого себя в процессе общения с ним (идентификация, эмпатия, аттракция, социальная рефлексия), и обеспечивающих прогнозирование поступков партнера по общению (казуальная атрибуция и социальный стереотип).

Идентификация представляет собой такой способ познания другого, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попытки поставить себя на место партнера по общению, то есть, происходит уподобление себя другому. При этом усваиваются его нормы, ценности, поведение, вкусы привычки. Другими словами – отождествление себя с другим человеком.

Близкое к понятию идентификация понятие эмпатии. Эмпатия – особый способ понимания другого человека. Эмпатию можно определить как эмоциональное вчуствование или сопереживание другому человеку. Через эмоциональный отклик человек достигает понимания внутреннего состояния другого. Она основана, на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Ситуация другого человека не столько «продумывается», сколько «прочувствуется». Имеется в виду стремление не рационально осмыслить проблему другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Принять во внимание линию поведения другого человека (сочувственно отнестись), хотя свое поведение можно строить иначе.

Аттракция – особая форма познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства.

Механизм самопознания в процессе общения получил названия социальной рефлексии. Рефлексия – осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению. Иначе говоря, это знание того, как другой знает меня. Полнота представлений человека о самом себе в значительной степени определяется богатством его представлений о других людях, широтой и разнообразием его социальных контактов, позволяющих проанализировать отношение к себе со стороны различных партнеров по общению.

Рассмотренные механизмы взаимопонимания позволяют перейти к анализу процесса познания людьми друг друга в целом.

К следующей группе механизмов социальной перцепции, обеспечивающих прогнозирование поведение партнера по общению, относится универсальный механизм интерпретации поступков и чувств другого человека – механизм казуальной атрибуции – или причинной интерпретации, и социальный стереотип.

Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения. Так как в обычной жизни люди, чаще всего, не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно, то они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так иногда и сами образцы поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов. Так или иначе, возникает целая система способов такого приписывания – атрибуции. Особая отрасль социальной психологии, занимающаяся анализом этих процесс, получила название каузальной атрибуции. Приписываться могут намерения, чувства, качества личности, типичное поведение, предписанное ролевыми образцами (поддается однозначной интерпретации), уникальное поведение (допускает много различных интерпретаций). Особый интерес имеет вопрос о приписывании ответственности за какие-либо события.

В процессе общения человеку, в условиях дефицита информации о причинах поведения партнера, ничего не остается делать, как формировать свой прогноз на основе предположения о возможных причинах, иначе говоря, осуществлять приписывание другому определенных мотивов и оснований тех или других действий и реакций. В основе формирования первого впечатления о человеке, любого явления, лежит социальный стереотип. Под социальным стереотипом понимается устойчивый образ или устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях. Эти представления являются устойчивыми объяснениями определенных фактов, привычными интерпретациями вещей.

Стереотипы, возникающие при познании людьми друг друга, имеют и специфическое происхождение и специфический смысл. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например принадлежности его к какой-то профессии (все учительницы назидательны, все бухгалтера – педанты). Проявляется тенденция «извлекать смысл» из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим опытом, не смущаясь его ограниченностью.

Наши рекомендации