Структура курсовой и дипломной работы
Курсовая работа оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа и должна содержать:
- Титульный лист
- Задание на курсовую/дипломную работу,
- Оглавление
- Введение
- Главы основной части
- Заключение
- Выводы
- Практические рекомендации (если они вытекают из содержания работы)
- Список использованной литературы
- Приложения
Титульный лист является первой страницей курсовой работы и заполняется в строгом соответствии с правилами (Приложение 1):
В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения.
Ниже указывается факультет и кафедра, на которой выполнена работа.
В среднем поле дается название курсовой работы, которое приводится без слова «тема» и не заключается в кавычки. В заглавии работы не следует допускать неопределенных формулировок, например: «Анализ некоторых вопросов...», а также штампованных формулировок типа: «К вопросу о...», «К изучению...», «Материалы к...».
Под названием курсовой работы, ближе к правому краю титульного листа, указываются фамилия, инициалы студента, номер группы. Ниже, приводятся фамилия и инициалы научного руководителя, а также его ученое звание и ученая степень.
В нижнем поле указываются место выполнения курсовой работы (город) и год ее написания.
Титульный лист дипломной работы несколько отличается от титульного листа курсовой работы (Приложение 2).
После титульного листа помещается Задание на курсовую работу (ВКР) (Приложение 3).
Далее – оглавление (Приложение 4), в котором приводятся все заголовки курсовой работы (кроме подзаголовков, которые даются в подбор с текстом) и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя.
Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
Нумерация рубрик делается по индексационной системе, то есть с цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях, кроме первой, номер как своей рубрики, так и рубрики, которой она подчинена (1; 1.1; 1.1.1).
Во введении должны быть четко сформулированы актуальность исследования, цель, задачи, гипотеза исследования, его предмет и объект, указаны методики исследования и теоретическое обоснование выбора. Как правило, во введении обосновываются актуальность выбранной проблемы, ее новизна, теоретическая и практическая значимость. Здесь же можно указать на возможность внедрения полученных результатов в практическую деятельность при решении конкретных юридико-психологических задач.
Актуальность исследования определяется прежде всего запросами практики и необходимостью научного решения выявленных проблем. Актуальность исследования может быть связана с малой изученностью или неизученностью темы, что в свою очередь приводит к возникновению пробелов в научном знании. Либо актуальность связана с решением конкретной и определенной практической задачи, которое возможно после получения результатов исследования. Обычно актуальность исследования позволяет точно и обоснованно сформулировать проблему исследования. В соответствии с формулировкой выявленной проблемы формулируется цель исследования.
Цель исследования – это научное решение сформулированной проблемы. Цель исследования, как правило, лежит за границами исследования. Предпочтительно не ограничивать цель исследования «изучением», «описанием», «выявлением» и т.д., так как не изучение само по себе является целью исследования, но решение с помощью такого изучения вполне определенных практических задач. Цель – это образ конечного результата, который предполагается после проведения исследования. Результат может отличаться от цели, т.к. представляет собой реальное настоящее, а не образ будущего. Цель отвечает на вопрос «для чего?».
Цели работы могут быть разнообразными, например:
Разработка рекомендаций для….
Организация профилактических мероприятий для….
Обеспечение эффективности ….
Разработка психокоррекционных (тренинговых) программ в ….
Предложенный перечень целей достаточно условен и характеризует общие направления исследований, в конкретном исследовании различные направления могут пересекаться и представлять собой единую, интегрированную цель.
Постановка задач исследования – это своего рода обозначение этапов исследования, выбор путей и средств достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Постановка задач основывается на дроблении общей цели исследования на более мелкие цели. Соответственно, в работе может быть поставлено несколько задач.
Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования в соответствии с методологическими требованиями и принципами.
Предметом профессиональной деятельности специалиста являются теоретически определенные феномены жизнедеятельности (психические процессы и состояния, индивидуальные и межличностные особенности, социально-психологические феномены, проявляющиеся в различных областях человеческой деятельности). Предмет исследования – это всегда определенные свойства объекта, их соотношения, зависимость объекта и свойств от каких-либо условий. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым. К предмету исследования в психологии относятся психические процессы, свойства, психологические характеристики человека, психические состояния, поведенческая, когнитивная, эмоциональные сферы, виды деятельности и общения, а также взаимосвязи и взаимовлияния их друг на друга, взаимосвязи с другими уровнями и внутри одного уровня психической организации человека и т.д.
Объект психологии – человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, психическим или социальным состоянием. Объектом психологического исследования может быть пациент (клиент), группа, терапевтическая группа, семья, коллектив. При описании объекта исследования указывается количество обследованных, их возраст, пол и другие клинико-психологические характеристики, важные для понимания изучаемого явления, например, наследственная отягощенность и длительность расстройства (Приложение 5).
Вместе с тем, существует другой подход, когда объект исследования – это процесс или явление (феномен), порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет – то, что находится в границах объекта, то, что необходимо выявить в процессе исследования. Объект и предмет исследования соотносятся друг с другом как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая становится предметом исследования. Предмет определяет тему исследования.
Гипотеза – это утверждение (суждение), соответствие которого действительности необходимо проверить в ходе исследования, с помощью его результатов. Гипотеза может быть подтверждена результатами исследования, а может быть опровергнута, что также является научным результатом. Выделяют рабочие и научные (реальные) гипотезы. Рабочая гипотеза – это временное предположение, позволяющее систематизировать материал. Научная гипотеза формулируется тогда, когда накоплен достаточный фактический материал и становится возможным моделировать решение проблемы, т.е. это уточненная рабочая гипотеза.
Методы и методики исследования – это формы и средства изучения, определяющие условия получения данных. Метод – это способ достижения цели, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Выделяют теоретические методы и эмпирические методы исследования. Эмпирические методы исследования – это способы выявления и обобщения фактов, полученных в опыте, например наблюдение, эксперимент. Теоретические методы направлены на анализ внутренней структуры изучаемого предмета, механизмов развития и функционирования, к ним относят – теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизацию, аналогию, моделирование, сравнение, классификацию, обобщение. Методика – это более узкое понятие. Например, в эмпирическом методе исследования можно использовать конкретные тесты и опросники.
Новизна или теоретическая значимость – то предполагаемое новое содержание, которое обогащает научное знание. Это может быть исследование известного явления с помощью специальных научных методов, которое становится новым научным фактом. Либо изучение известного факта на новом экспериментальном материале, т.е. на ранее не изученной выборке испытуемых.
Практическая значимость исследования определяется новыми данными либо используемой методикой, по результатам которого можно решить ту или иную практическую задачу.
Основная часть работы, как правило, состоит из нескольких глав, чаще всего из трех-четырех глав. Каждая глава имеет целевое назначение и в определенной мере является основой последующей. Основной текст обычно включает обзор литературы по выбранной теме, описание организации собственных исследований, описание полученных результатов, заключение, выводы и рекомендации. К основному тексту относится также и список литературы, которая была прочитана и проанализирована в процессе работы.
В теоретической части необходимо раскрыть основные ключевые понятия, относящиеся к проблеме курсового исследования. Кроме того, следует внести данную проблему в контекст исторически сложившихся подходов, объясняющих интересующий автора феномен; рассмотреть современные взгляды на изучаемое явление; обозначить спорные, конфликтные точки зрения. Если работа носит междисциплинарный характер, то необходимо провести сопоставление психологического подхода к изучаемому феномену с тем как его рассматривают представители смежных дисциплин (социологии, педагогики, психиатрии, сексопатологии, юриспруденции и т.д.). Выбранную тему необходимо рассмотреть в проблемном поле различных психологических концепций, которые содержат в себе описание, объяснение, определяют возможности прогноза и коррекции интересующего автора явления. Кроме того, в теоретической части должно содержаться обоснование гипотез, целей и задач данного исследования. В литературном обзоре необходимо опираться на научно обоснованные данные и результаты. Следует избегать ссылки на популярные издания; исключение составляют случаи, когда анализ популярной литературы предусматривается задачами исследования. Обзор литературных данных подразумевает не реферирование, а углубленный анализ и систематизацию имеющихся подходов к избранной проблеме и исследований, проведенных отечественными и зарубежными авторами за последние годы.
Особое внимание следует обратить на правильное цитирование материала. В соответствии с этикой научного изложения, необходимо строго следить за правильностью цитирования и соответствия ссылок на источники, по возможности разделять упоминаемые в работе результаты разных авторов и, соответственно, отдельно ссылаться на них. Форма изложения материала должна облегчить понимание читателем того, какие из результатов, упоминаемых в работе, принадлежат автору курсовой работы, а какие являются продуктом творчества других авторов.
Теоретическая часть должна быть подытожена суждениями о современном состоянии проблемы, степени разработанности как исторически сложившихся, так и современных взглядов на изучаемое явление. Необходимо отметить наименее разработанные и спорные точки зрения, в свете которых научно-практическое значение исследования будет наиболее очевидным.
Вторая глава посвящается изложению организации собственных исследований. Более подробно, чем во введении, описываются предмет и объект исследования. Описываются процедура исследования и условия, в которых проводились наблюдения или эксперимент. Указывается, какой характер носило исследование, индивидуальный или групповой. Во второй главе дается краткая характеристика методов исследования. Обосновывается выбор используемых методик. Указывается их назначение. При характеристике методик обязательно указываются авторы, а также, если методика зарубежная, приводятся сведения о ее апробации и адаптации на отечественной популяции (указываются учреждение и авторов).
Вторая глава содержит указания на использованные методы статистической обработки эмпирического материала. Необходимо уделить внимание обоснованию выбора статистических процедур. Назначение использования статистических исследований – это подтверждение или опровержение выдвигаемых в ходе исследования гипотез. Данные статистической обработки должны быть оформлены или в виде таблицы, графиков или диаграмм, оформление этого материала должно соответствовать принятым требованиям.
Проведение эмпирического исследования
Применяемые в научном исследовании методы зависят не только от его предмета, но и от уровня – эмпирического или теоретического. Для эмпирического уровня исследования характерны такие методы как интервью, анкеты, опрос, оценивание (рейтинг), анализ взаимодействия, метод самооценки, сравнение, наблюдение, эксперимент, описание, математико-статистические методы обработки данных. На теоретическом уровне используются другие методы – гипотеза, аналогия, анализ и синтез, индукция и дедукция.
Обработка первичных данных и статистический анализ
На современном этапе развития технологий проведения психологического исследования сложно представить себе исследователя, применяющего ручные подсчеты различных показателей, характеризующих результаты исследования. Компьютерные технологии во многом оптимизировали проведение этапа математической обработки данных, предоставляя исследователям максимум средств для моделирования изучаемого феномена. Поэтому рассмотрение практических аспектов применения методов математической статистики в психологическом исследовании необходимо начинать со знакомства с прикладными программами обработки и графического представления результатов исследования.
Наибольшую популярность в среде исследователей приобрели такие программы как Excel, Statistica, SPSS. Они предоставляют большие возможности для разнообразного анализа, описания и моделирования данных, просчета статистических критериев, построения графиков и гистограмм, а также презентации полученных результатов.
Глава 3 – Описание и анализ результатов – представляет подробное описание результатов исследования, их анализ (качественно-количественный, статистический). Глава может иметь несколько подразделов. Каждому подразделу присваивается свой рубрикационный номер и дается собственное название. Подразделы могут заканчиваться выводами.
Результаты исследования могут быть представлены различными способами. В соответствии:
- с поставленными целями и задачами (то есть, результаты представляются в соответствие с логикой целей и задач, последовательно их раскрывая),
- с методами исследования (то есть, данные описываются в соответствие с результатами, полученными в результате применения одной методики, затем следующей и т.д.),
- с изучаемыми феноменами (например, особенности мотивационной сферы, самосознания, интеллектуальных процессов и т.д.).
В целом, процесс анализа и интерпретации данных реализуется в следующих трех аспектах описания:
- Какие результаты получены (качественные данные, процентные соотношения, среднегрупповые значения, их сравнения между группами, корреляционные взаимосвязи между исследуемыми психическими характеристиками и т.д.).
- Что обозначают эти результаты (психические характеристики участников исследования, построение психологического и поведенческого портрета на основе полученных данных).
- Как можно объяснить полученные результаты (какие объяснительные теории, концепции можно привлечь для интерпретации данных).
Одним из самых сложных этапов исследовательской работы является интерпретация полученных данных. Она опирается на предполагаемые многофакторные отношения между полученными данными и их возможное объяснение. Определенный результат исследования может быть обусловлен разными механизмами психической деятельности. И наоборот, один и тот же механизм может приводить к разным психическим проявлениям (например, психологическая защита в виде рационализации в группе интернет-зависимых пользователей будет проявляться в излишней удовлетворенностью жизнью, а в группе пациентов с язвенной болезнью в частых обострениях заболевания и т.д.).
Интерпретация полученных данных может осуществляться либо как процесс количественной оценки, т.е. полученный результат будет сравниваться с определенной нормой, либо в виде качественного анализа, при котором полученные данные сравниваются с целым рядом эталонов, значение которых точно определено. Такая интерпретация имеет несколько уровней. Непосредственная интерпретация определяет «вес» самого результата. Например, поведение является адаптивным – неадаптивным, самооценка адекватная – заниженная – завышенная и т.п. Интерпретация более высокого уровня включает полученные знания в определенную систему. Но высокий уровень интерпретации в некоторых аспектах абстрагируется от отдельных свойств субъекта исследования. Поэтому чем выше уровень интерпретации, тем более общими и менее надежными становятся высказанные предположения и объяснительные схемы и тем осторожнее их надо формулировать.
Данная часть работы может содержать таблицы, графики, диаграммы, иллюстрирующие наиболее важные результаты исследования. Дополнительные материалы лучше размещать в конце текста в приложении.
Обсуждение результатов исследования должно проводиться с учетом первоначальной гипотезы и проанализированных литературных данных и носить содержательный, творческий характер.
Выводы представляют собой обобщенное изложение основных результатов исследования в контексте поставленных целей и задач, гипотез исследования.
Выводы должны строго соответствовать задачам и гипотезе, каждая задача должна так или иначе найти отражение в выводах. Выводы должны быть содержательными и убедительными, могут включать цифры, должны быть пронумерованы. Выводы – это краткая презентация результатов выполненного исследования.
В заключении необходимо рассмотреть полученные результаты в свете будущих направлений исследования данной проблемы, оценить возможность практического применения полученных результатов, описать новые перспективные направления, возникшие в результате курсового исследования и т.д. Заключение должно быть кратким и обстоятельным, не должно повторять содержания предыдущих глав. В заключении дается оценка содержания работы с точки зрения соответствия целям исследования и подтверждения гипотезы.
Заключение может включать в себя и практические предложения, что повышает ценность теоретического материала. Но такие предложения должны обязательно исходить из круга работ, проведенных лично автором работы.
После заключения, выводов и рекомендаций приводится список использованной литературы. Каждый включенный в такой список литературный источник должен иметь отражение в тексте работы.
Список литературы, использованной при выполнении работы (библиография), составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий произведений (при отсутствии фамилий). В список включаются все литературные источники, использовавшиеся автором при работе над темой (не менее 20). Недопустимо использовать только учебные пособия, библиография должна включать монографии и научные статьи из сборников и периодических изданий по психологии или смежным наукам. Рекомендуется преимущественно использовать публикации последних лет. Допустимы ссылки на интернет-источники, в этом случае следует указать фамилию автора, название работы, год издания, адрес сайта. При этом нежелательно давать больше 3-4 ссылок на интернет-источники.
При пронумерованном списке литературы ссылки на источники в тексте делаются в квадратных скобках, где указывается номер источника и страница [8, с. 15], [14, с. 35] или [Карасик, 2002, с. 231], при наличии нескольких авторов – [Карасик, Дмитриева, 2005, с. 6-8].
Если у книги автор не указан (например, книга выполнена авторским коллективом, и указан только редактор), то в отсылке указывается название книги. Если название слишком длинное, то его можно сократить до двух первых слов, например, [Интерпретационные характеристики ... , 1999, с. 56].
Если в отсылке содержатся сведения о нескольких затекстовых ссылках, то группы сведений разделяются точкой с запятой: [13; 26], [74, с. 16-17; 82, с. 26] или [Шаховский, 2008; Шейгал, 2007], [Леотович, 2007, с. 37; Слышкин, 2004, с. 35-38].
При последовательном расположении отсылок к одной и той же затекстовой ссылке вторую отсылку заменяют словами «Там же». Если источник сохраняется, но меняется страница, то к слову «Там же» добавляется номер страницы: [Там же. С. 24].
Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому документу, то в начале отсылки приводят слова «Цит. по:», например, [Цит. по: 132, с. 14] или [Цит. по: Олянич, 2004, с. 39-40]. Если дается не цитата, а упоминание чьих-то взглядов, мыслей, идей, но все равно с опорой не на первоисточник, то в отсылке приводят слова «Приводится по:», например, [Приводится по: 108] или [Приводится по: Красавский, 2001]. Если необходимы страницы, их также можно указать: [Приводится по: 108, с. 27] или [Приводится по: Красавский, 2001, с. 111].
При ссылках на иллюстративный материал, который в приложении тоже нумеруется по порядку, указывается в тексте – (рис. 1), или (схема 15), или (см. рис.1), (см. табл. 4).
Правила оформления списка литературы (ГОСТ Р 7.0.5 – 2008)
1. Абелева И.Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека. - М.: Логос, 2004. - 304 с.
2. Алефиренко Н.Ф. Спорные проблемы семантики: монография. - Волгоград: Перемена, 1999. - 274 с.
3. Белл Р.Т. Социолингвистика. Цели, методы, проблемы / пер. с англ. - М.: Международные отношения, 1980. - 318 с.
4. Ажеж К. Человек говорящий: вклад лингвистики в гуманитарные науки / пер. с фр. - изд. 2-е, стереотипное. - М.: Едиториал УРСС, 2006. - 304 с.
5. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 363 с.
6. Основы теории коммуникации: учебник / М.А. Василик, М.С. Вершинин, В.А. Павлов [и др.] / под ред. проф. М.А. Василика. - М.: Гардарики, 2006. - 615 с.
7. Антонова Н.А. Стратегии и тактики педагогического дискурса // Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. М.А.Кормилицыной, О.Б. Сиротининой. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2007. - Вып. 7. - С. 230-236.
8. Барт Р. Лингвистика текста // Новое в зарубежной лингвистике. - М.: Прогресс, 1978. - Вып. VIII: Лингвистика текста. - С. 442-449.
9. Сиротинина О.Б. Структурно-функциональные изменения в современном русском литературном языке: проблема соотношения языка и его реального функционирования // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов: материалы междунар. науч. конф. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. - Т. 1. - С. 14-19.
10. Войскунский А.Е. Метафоры Интернета // Вопросы философии. - 2001. - № 11. - С. 64-79.
11. Асмус Н.Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства: автореф. дис. … канд. филол. наук. - Челябинск: Челябинский гос. ун-т, 2005. - 23 с.
12. Школовая М.С. Лингвистические и семиотические аспекты конструирования идентичности в электронной коммуникации : дис. … канд. филол. наук. - Тверь, 2005. - 174 с.
Предписанный для разделения областей библиографического описания знак, точку и тире, допускается заменять на точку. В этом случае затекстовые ссылки выглядят следующим образом:
1. Маклюэн М. Галактика Гутенберга: становление человека печатающего / пер. И.О. Тюриной. М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005. 496 с.
2. Макаров М.Л. Жанры в электронной коммуникации: quo vadis? // Жанры речи: сб. науч. статей. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2005. Вып. 4: Жанр и концепт. С. 336-351.
3. Маркелова Т.В. Семантика и прагматика средств выражения оценки в русском языке // Филологические науки. 1995. № 3. С. 67-79.
Ссылки на электронные ресурсы
При составлении ссылок на электронные ресурсы следует учитывать некоторые особенности.
В затекстовых ссылках электронные ресурсы включаются в общий массив ссылок, и поэтому следует указывать обозначение материалов для электронных ресурсов - [Электронный ресурс].
1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - 2-е изд. - М.: Худож. лит., 1990. - 543 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.philosophy.ru/library/bahtin/rable.html#_ftn1 (дата обращения: 05.10.2008).
2. Борхес Х.Л. Страшный сон // Письмена Бога: сборник. - М.: Республика, 1992. - 510 с. [Электронный ресурс]. URL: http://literature.gothic.ru/articles/nightmare.htm (дата обращения: 20.05.2008).
3. Белоус Н.А. Прагматическая реализация коммуникативных стратегий в конфликтном дискурсе // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. - 2006. - № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://www.tverlingua.by.ru/archive/005/5_3_1.htm (дата обращения: 15.12.2007).
4. Орехов С.И. Гипертекстовый способ организации виртуальной реальности // Вестник Омского государственного педагогического университета: электронный научный журнал. - 2006 [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. - URL: http://www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-21.pdf (дата обращения: 10.01.2007).
5. Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. - 464 с. [Электронный ресурс]. Систем. требования: Архиватор RAR. - URL: http://ihtik.lib.ru/edu_21sept2007/edu_21sept2007_685.rar (дата обращения: 17.05.2007).
6. Парпалк Р. Общение в Интернете // Персональный сайт Романа Парпалака. - 2006. - 10 декабря [Электронный ресурс]. URL: http://written.ru (дата обращения: 26.07.2006).
Объем курсовой работы должен составлять от 25 страниц машинописного текста (на 2 курсе) до 35 страниц (4 курс). Объем дипломной работы 50-60 страниц машинописного текста (не включая приложения). Рекомендуемый объем разделов:
- Введение 2-3 стр.
- Теоретическая часть работы 18-20 стр.
- Практическая часть 20-22 стр.
- Выводы 2-3 стр.
- Заключение 2-3 стр.
- Список литературы – не менее 20 источников, желательно наличие иностранной литературы.
Работа брошюруется в порядке расположения ее структурных элементов и вместе со вспомогательным наглядным материалом (таблицами, стимульным материалом, фотоснимками, слайдами) представляется в окончательном виде руководителю и, затем, представляется к защите.
Оформление курсовой работы
Наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Это находит свое выражение во всей системе речевых средств. Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство положений, выявленных в результате исследования эмпирических фактов.
Для научного текста характерна смысловая законченность, объективность, целостность и связанность. Важнейшим средством выражения логических связей являются здесь специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на последовательность развития мысли, противоречивые отношения, причинно-следственные отношения, логический переход от одной мысли к другой, итог, вывод. Особенностью языка научного текста является отсутствие экспрессивной лексики. Следует избегать также двусмысленных слов и определений, таких как «очень редко…», «психологами нашего Центра…», «некоторая часть выборки…» и т.д.
Оформление выпускной работы представляет собой элемент ее выполнения и оценивается при ее защите. Требования к литературному оформлению:
- логичность и последовательность,
- полнота и репрезентативность,
- общая грамотность и соответствие общепринятым стандартам и правилам,
- правильное оформление титульного листа, текста работы, списка литературы, подборка иллюстративного материала.
Объем курсовой работы не должен превышать 35 страниц машинописного текста (не включая приложения), объем дипломной работы до 60 страниц, шрифт 14 Times New Roman с интервалом 1,5, абзацный отступ 1,27 см. Заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста сверху и снизу пробелом в 1,5 интервала и печатаются строчными буквами без переносов слов. Шрифт заголовков разделов: полужирный, размер 16 пт. Шрифт заголовков подразделов: полужирный, размер 14 пт. В заголовках точки не ставятся. Текст выравнивается по ширине. Работа печатается на стандартных листах с одной стороны, страницы нумеруются. Все страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту, включая содержание и иллюстрации. Номер страницы проставляется в правом нижнем углу. Точка после цифры не ставится. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, но номер страницы на титульном листе не ставится.
Работа представляется в электронном и распечатанном виде. Поля слева – 3 см, сверху и снизу – 2 см, справа – 1,5 см.
Разделы (главы) работы должны иметь порядковую нумерацию в пределах основной части работы и обозначаться арабскими цифрами с точкой, например: 1., 2., и т.д. При этом слово «глава» не пишется. Введение и заключение не нумеруются. Подразделы работы имеют порядковую нумерацию в пределах каждой главы. Номер подраздела представляет собой следующий уровень нумерации и включает номер главы и порядковый номер подраздела, разделенные точкой, например: 1.1., 1.2. и т.д. Каждая глава работы, а также разделы Введение, Выводы и другие должны начинаться с нового листа. Заголовки печатаются от левого поля без абзацного отступа. Для пространственного вычленения названия раздела после него делают интервал в одну строку.
В тексте допустимы общепринятые сокращения (с. - страница, ст. - статья, и т.п., и т.д., и др.). Специальная аббревиатура при первом применении поясняется (ВПФ – высшие психические функции), в последующем пояснения не требуется. В курсовой работе не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «Я считаю», «Мне кажется», «По моему мнению». Употребимы выражения «На наш взгляд», «По нашему мнению» и т.п., обороты в безличной форме («считается, что», «были получены следующие данные», «разработана методика», «методика была модифицирована», «как показывает анализ результатов» и т.п.). В работе необходим единый стиль изложения материала, орфографическая и синтаксическая грамотность. При упоминании в тексте фамилий инициалы ставятся перед фамилией (Л.С. Выготский, В. Вундт).
Цифровой материал, когда его много или когда имеется необходимость в сопоставлении, оформляется в виде таблиц, которые нумеруются. Графическое представление материала осуществляется в виде диаграмм, графиков и рисунков.
Таблицы
Цифровой материал, когда его много или когда имеется необходимость в сопоставлении и выводе определенных закономерностей, оформляют в работе в виде таблиц.
По содержанию таблицы делятся на аналитические и неаналитические. Аналитические таблицы являются результатом обработки и анализа цифровых показателей. Как правило, после таких таблиц делается обобщение в качестве нового (выводного) знания, которое вводится в текст словами: «данные, приведенные в таблице …, позволяет сделать вывод, что...», «как следует из таблицы …, ...», «данные, представленные в таблице …, позволяют предположить, что...» и т.п. Часто такие таблицы дают возможность выявить и сформулировать определенные закономерности.
В неаналитических таблицах помещаются, как правило, необработанные статистические данные, необходимые лишь для информации и констатации.
Обычно таблица состоит из следующих элементов: порядкового номера, тематического заголовка, заголовков вертикальных граф.
Порядковый номер таблицы служит для ее связи с текстом. Он состоит из слова «Таблица», которое пишется с прописной буквы, значок «№» перед порядковым номером и точку после него не ставят.
Если в работы одна таблица, то ни нумерационный заголовок, ни слово «таблица» не нужны. В этом случае в тексте слово «таблица» необходимо писать без сокращения, например:
Как следует из таблицы...
По результатам анализа (см. таблицу…) можно заключить, что...
Если в работы две таблицы и более, то они должны быть пронумерованы, и на каждую необходима ссылка в тексте. Слово «таблица» в этом случае приводят в сокращенном виде, знак «№» не ставят, например:
Данные анализа (табл. 5) свидетельствуют о том, что...
В случае повторных ссылок в тексте необходимо к ссылке добавлять общепринятое сокращение от слова «смотри» – см., например:
Повторный анализ (см. табл. 5) свидетельствует, что...
Тематический заголовок определяет содержание таблицы и употребляется в случае необходимости ее использования без обращения к тексту. Такой заголовок, как и нумерационный, пишется с прописной буквы, без точки на конце. Ссылку на таблицу следует сформулировать таким образом, чтобы не дублировался тематический заголовок, в котором следует избегать употребления следующих слов: значение, величина, расчет, зависимость.
Рисунки
Как рисунок определяются данные, представленные в графической форме.
Рисунки имеют отдельную нумерацию, которая может быть как сквозной, так и по главам. Подпись к рисунку делается внизу с левой стороны в следующем порядке:
- условное сокращение названия иллюстрации – Рис.
- ее порядковый номер арабскими цифрами – 1.1., 1.2. и т.д.;
- название иллюстрации.
К основным графическим формам представления экспериментальных данных относят графики и диаграммы.
График – условное изображение величин и их соотношений через геометрические фигуры, точки и линии. Графики используются как для анализа, так и для повышения наглядности иллюстрируемого материала. График строится в системе координат с указанием, единицы измерения, масштаба. Масштаб графика обычно выражается линейной мерой, числом миллиметров в отрезке, принимаемом за единицу числового значения статистического показателя. Например, 1 мм соответствует 10%. График сопровождается пояснением условных обозначений.
Диаграмма – вариант графического изображения зависимости между величинами. Диаграммы составляются для повышения наглядности представления и анализа массовых данных.
В соответствии с формой построения различают диаграммы плоскостные, линейные и объемные. В научных публикациях наибольшее распространение получили линейные диаграммы, а из плоскостных – столбиковые (ленточные) и секторные. Линейная диаграмма изображает соотношение двух переменных и строится в системе координат, начальная цифра отсчета ставится в точке пересечения осей абсцисс и ординат. Плоскостные диаграммы изображают статистические данные в виде прямоугольников, размешенных вертикально на одинаковом расстоянии друг от друга. Высота прямоугольников пропорциональна изображенным величинам. Секторная диаграмма применяется для характеристики структуры явления, она подразделяется на секторы, пропорциональные удельному весу отдельных частей целого. Вся окружность принимается за 100%, следовательно, 1% соответствует 3,6 градуса.
Формула – это комбинация математических или других знаков, выражающих какое-либо предложение. Формулы обычно располагают отдельными строками посередине листа.
Вспомогательные и дополнительные материалы, которые перегружают текст основной части работы, помещают в приложениях. Приложение включает вспомогательный материал, таблицы вспомогательных цифровых данных, протоколы опытов, описание аппаратуры и приборов, иллюстрации вспомогательного типа. Приложения располагаются в порядке появления ссылок на них в тексте основных разделов. Если приложений больше 10, то их рекомендуется объединять по темам и по видам. Например, таблицы, графики, расчетный материал и т.д.