Выпускающая кафедра по специальности 030301.65 «Психология» кафедры Социальной психологии и психофизиологии
Заведующая кафедрой
Кандидат психологических наук, доцент
Соколова Елена Викторовна
Ó Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»
РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
1.1. Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине.
ОПД.Ф.19 Специфика содержания, целей и методов обучения психологии как гуманитарной дисциплины, роль и место психологии как учебного предмета в обучении и воспитании школьников, студентов, педагогов; таксономия учебных задач по психологии как средство формирования разнообразных форм познавательной деятельности и сознания; способы и формы организации продуктивных взаимодействий и целостных учебно-воспитательных ситуаций в средней и высшей школе; культура самоорганизации деятельности преподавателя психологии.
1.2. Направления подготовки (специальности), слушателями которых изучается дисциплина.
Дисциплина изучается студентами специальности 030301.65 «Психология» по очной форме обучения.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины.
Цель дисциплины «Методика преподавания психологии» – подготовка студентов к работе в качестве преподавателей психологии в высших и средних учебных заведениях.
Исходя из цели, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:
– Обучение основам проектирования учебных курсов и занятий, обоснованию выбранных форм, методов и средств обучения;
– Овладение приёмами толерантности субъектов педагогического общения;
– Формирование навыков проведения занятий.
1.4. Требования к уровню освоения дисциплины.
По окончанию изучения дисциплины «Методика преподавания психологии» слушатель должен:
- знать цели и содержание обучения психологии, особенностях подготовки различных форм занятий: лекций, семинаров, практикумов, характер взаимоотношений с учениками на всех этапах усвоения знаний.
- уметь составлять сценарии занятий, использовать различные средства обучения и контроля знаний, взаимодействовать со слушателями в различных учебных ситуациях.
- владеть о методике преподавания психологии как научно-практической дисциплине и её месте в системе педагогических дисциплин, способах активизации мыслительной деятельности учащихся, основных формах, приёмах и средствах обучения.
1.5. Междисциплинарные взаимосвязи.
Дисциплина «Методика преподавания психологии» основана на использовании знаний, умений и навыков, полученных слушателями в процессе изучения дисциплин «Общая психология», «Психология личности», «Методологические основы психологии», «Психология развития и возрастная психология», «Педагогическая психология», «Психология личности».
Дисциплина «Методика преподавания психологии» позволяет сформировать базовые знания, умения и навыки для итоговой государственной аттестации и практической деятельности в области преподавания психологии.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Тематический план учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Очная форма обучения | Заочная форма обучения | ||||||||
Лекции | Практи-ческие занятия | Самостоя- тельная работа | Форма текущего контроля | Форма промежу-точной аттестации | Лекции | Практические занятия | Самостоя- тельная работа | Форма текущего контроля | Форма промежуточной аттестации | |
Количество часов | Количество часов | |||||||||
Тема 1. Методика преподавания психологии как научно-практическая дисциплина и её место в системе педагогических дисциплин. | ||||||||||
Тема 2. Формирование учебной деятельности студентов. | ||||||||||
Тема 3. Преподавание в вузе как развивающее обучение. Характеристика процесса обучения. | ||||||||||
Тема 4. Планирование и организация занятий по целому курсу. | ||||||||||
Тема 5. Цель преподавания психологии в вузе. Методические особенности преподавания теоретической психологии. | ||||||||||
Тема 6. Методические особенности преподавания прикладной психологии | ||||||||||
Тема 7. Методика подготовки и чтения лекции. |
Тема 8. Методика планирования, организации и руководства семинаром. | ||||||||||
Тема 9. Организация лабораторных занятий при обучении психологии. | ||||||||||
Тема 10. Организация самостоятельной работы студентов. | ||||||||||
Тема 11. Контроль как учебное действие. Контроль и коррекция учебной деятельности студентом. | ||||||||||
Тема 12. Организация педагогического контроля в процессе обучения. | ||||||||||
Тема 13. Активные методы обучения. | ||||||||||
Тема 14. Методика организации учебной дискуссии. | ||||||||||
Тема 15. Применение технологии критического мышления при обучении психологии. | ||||||||||
Тема 16. Специфика преподавания психологии в средних учебных заведениях. | ||||||||||
Тема 17. Самоопределение позиций личности преподавателя в учебном взаимодействии со студентами. | ||||||||||
Итого по дисциплине: |
Содержание отдельных разделов и тем.
Тема 1. Методика преподавания психологии как научно-практическая дисциплина и её место в системе педагогических дисциплин
Специфика задач высшего образования в условиях научно-технического прогресса. Основные тенденции в перестройке целей, содержания, методов обучения в высшей школе. Роль и место психологии на современном этапе развития системы обучения и воспитания. Методика преподавания психологии как научно-практическая дисциплина и её место в системе педагогических дисциплин. Общая характеристика предмета и цели курса методики преподавания психологии: проектирование и совершенствование процесса обучения психологии как научная основа профессиональной деятельности будущих преподавателей психологии.
Тема 2. Формирование учебной деятельности студентов
Цель преподавания психологии – научить студента правильно учиться психологии, то есть сформировать его учебную деятельность. Цели психологии в области профессиональных умений будущих преподавателей (умение решать психологические задачи в системе учебно-методических и воспитательных задач педагогической деятельности): а) диагностика готовности к обучению, уровня осознанности и освоенности учебных действий, уровня развития познавательной деятельности; б) анализ направлений совершенствования целей, содержания, методов и средств обучения конкретному предмету; в) диагностика личности и коллектива учащихся и составление психологических характеристик; г) анализ направлений совершенствования воспитательного процесса в школе, анализ конфликтных ситуаций и средств их преодоления; анализ учебных взаимодействий, межличностных отношений.
Цели обучения психологии в области развития личности студентов:
а) развитие научного мировоззрения и ценностных ориентаций будущего педагога;
б) развитие самосознания и самоорганизации личности студентов;
в) развитие психолого-педагогического творческого мышления, наблюдательности, внимания, памяти, педагогического такта;
г) развитие коммуникативных способностей.