Выпускающая кафедра по специальности 030301.65 «Психология» кафедры Социальной психологии и психофизиологии

Заведующая кафедрой

Кандидат психологических наук, доцент

Соколова Елена Викторовна

Ó Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»

РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

1.1. Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине.

ОПД.Ф.19 Специфика содержания, целей и методов обучения психологии как гуманитарной дисциплины, роль и место психологии как учебного предмета в обучении и воспитании школьников, студентов, педагогов; таксономия учебных задач по психологии как средство формирования разнообразных форм познавательной деятельности и сознания; способы и формы организации продуктивных взаимодействий и целостных учебно-воспитательных ситуаций в средней и высшей школе; культура самоорганизации деятельности преподавателя психологии.

1.2. Направления подготовки (специальности), слушателями которых изучается дисциплина.

Дисциплина изучается студентами специальности 030301.65 «Психология» по очной форме обучения.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины.

Цель дисциплины «Методика преподавания психологии» – подготовка студентов к работе в качестве преподавателей психологии в высших и средних учебных заведениях.

Исходя из цели, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:

– Обучение основам проектирования учебных курсов и занятий, обоснованию выбранных форм, методов и средств обучения;

– Овладение приёмами толерантности субъектов педагогического общения;

– Формирование навыков проведения занятий.

1.4. Требования к уровню освоения дисциплины.

По окончанию изучения дисциплины «Методика преподавания психологии» слушатель должен:

- знать цели и содержание обучения психологии, особенностях подготовки различных форм занятий: лекций, семинаров, практикумов, характер взаимоотношений с учениками на всех этапах усвоения знаний.

- уметь составлять сценарии занятий, использовать различные средства обучения и контроля знаний, взаимодействовать со слушателями в различных учебных ситуациях.

- владеть о методике преподавания психологии как научно-практической дисциплине и её месте в системе педагогических дисциплин, способах активизации мыслительной деятельности учащихся, основных формах, приёмах и средствах обучения.

1.5. Междисциплинарные взаимосвязи.

Дисциплина «Методика преподавания психологии» основана на использовании знаний, умений и навыков, полученных слушателями в процессе изучения дисциплин «Общая психология», «Психология личности», «Методологические основы психологии», «Психология развития и возрастная психология», «Педагогическая психология», «Психология личности».

Дисциплина «Методика преподавания психологии» позволяет сформировать базовые знания, умения и навыки для итоговой государственной аттестации и практической деятельности в области преподавания психологии.

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Тематический план учебной дисциплины

    Наименование разделов и тем Очная форма обучения Заочная форма обучения
Лекции Практи-ческие занятия Самостоя- тельная работа Форма текущего контроля Форма промежу-точной аттестации Лекции Практические занятия Самостоя- тельная работа Форма текущего контроля Форма промежуточной аттестации
Количество часов Количество часов
Тема 1. Методика преподавания психологии как научно-практическая дисциплина и её место в системе педагогических дисциплин.              
Тема 2. Формирование учебной деятельности студентов.              
Тема 3. Преподавание в вузе как развивающее обучение. Характеристика процесса обучения.              
Тема 4. Планирование и организация занятий по целому курсу.              
Тема 5. Цель преподавания психологии в вузе. Методические особенности преподавания теоретической психологии.              
Тема 6. Методические особенности преподавания прикладной психологии              
Тема 7. Методика подготовки и чтения лекции.              

Тема 8. Методика планирования, организации и руководства семинаром.              
Тема 9. Организация лабораторных занятий при обучении психологии.              
Тема 10. Организация самостоятельной работы студентов.              
Тема 11. Контроль как учебное действие. Контроль и коррекция учебной деятельности студентом.              
Тема 12. Организация педагогического контроля в процессе обучения.              
Тема 13. Активные методы обучения.              
Тема 14. Методика организации учебной дискуссии.              
Тема 15. Применение технологии критического мышления при обучении психологии.              
Тема 16. Специфика преподавания психологии в средних учебных заведениях.              
Тема 17. Самоопределение позиций личности преподавателя в учебном взаимодействии со студентами.              
Итого по дисциплине:              



Содержание отдельных разделов и тем.

Тема 1. Методика преподавания психологии как научно-практическая дисциплина и её место в системе педагогических дисциплин

Специфика задач высшего образования в условиях научно-технического прогресса. Основные тенденции в перестройке целей, содержания, методов обучения в высшей школе. Роль и место психологии на современном этапе развития системы обучения и воспитания. Методика преподавания психологии как научно-практическая дисциплина и её место в системе педагогических дисциплин. Общая характеристика предмета и цели курса методики преподавания психологии: проектирование и совершенствование процесса обучения психологии как научная основа профессиональной деятельности будущих преподавателей психологии.

Тема 2. Формирование учебной деятельности студентов

Цель преподавания психологии – научить студента правильно учиться психологии, то есть сформировать его учебную деятельность. Цели психологии в области профессиональных умений будущих преподавателей (умение решать психологические задачи в системе учебно-методических и воспитательных задач педагогической деятельности): а) диагностика готовности к обучению, уровня осознанности и освоенности учебных действий, уровня развития познавательной деятельности; б) анализ направлений совершенствования целей, содержания, методов и средств обучения конкретному предмету; в) диагностика личности и коллектива учащихся и составление психологических характеристик; г) анализ направлений совершенствования воспитательного процесса в школе, анализ конфликтных ситуаций и средств их преодоления; анализ учебных взаимодействий, межличностных отношений.

Цели обучения психологии в области развития личности студентов:

а) развитие научного мировоззрения и ценностных ориентаций будущего педагога;

б) развитие самосознания и самоорганизации личности студентов;

в) развитие психолого-педагогического творческого мышления, наблюдательности, внимания, памяти, педагогического такта;

г) развитие коммуникативных способностей.

Наши рекомендации