Тема 6. психологические особенности лиц

С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

План:

6.1. Психологические характеристика лиц с нарушениями речи: причины, классификации речевых расстройств

6.2. Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями речи

6.3. Особенности личности и эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями речи. Типы личности при речевых нарушениях

6.4. Особенности деятельности лиц с речевыми нарушениями

6.5. Психокоррекционная работа с детьми с нарушениями речи

Основные понятия: логопсихология, лица с нарушениями речи, классификация речевых нарушений.

6.1. Психологические характеристика лиц с нарушениями речи: причины, классификации речевых расстройств

Логопсихология – раздел специальной психологии, в котором изучаются: 1) психологические особенности лиц с нарушениями речи в результате ее первичного дефекта; 2) причины, механизмы, симптоматика, течение, структура психических нарушений у лиц с речевой патологией; 3) механизмы их психической адаптации; 4) система психологической помощи этим лицам.

Этиология первичного дефекта речи. Причины нарушения речи: 1) врожденные пороки развития (генетические дефекты, осложнение беременности и родов: наложение акушерских щипцов на голову плода, асфиксия плода, резус-конфликт крови матери и плода и др.); 2) черепно-мозговые травмы в постнатальном периоде жизни; 3) инфекционные заболевания (менингит, неврит, ларингит); 4) опухоли гортани.

Патогенез первичного дефекта речи. Нарушения в периферическом или в центральном отделе анализатора речи происходят в результате: атонии мышц (миастения); кровоизлияния в мозг или в гортань, воспаления, интоксикации, некроза или дегенеративных изменений тканей мозга и органов голосообразования (парезы, параличи, дефекты строения и др.).

Другие причины нарушения речи. Помимо факторов органической природы, расстройство речевой деятельности может быть функциональным (например, при дисфункции созревания речевое развитие в силу неравномерности, неодновременности созревания психических функций запаздывает в индивидуальных случаях по сравнению с нормальными сроками, отстает в своем качестве от других познавательных психических процессов). В отличие от первичного дефекта периферического или центрального звена анализатора устной речи, который является непосредственной первопричиной ее нарушения, дефект речи может быть вторичным, опосредованным нарушениями со стороны систем и органов неречевой функции (дефекты анализаторов зрения, слуха, опорно-двигательной системы, интеллекта, психического и соматического здоровья), а также с социальной стороны – педагогической запущенностью.

Соотношение нозологического (клинико-педагогического) и симптомологического (психолого-педагогического) подхода выразилось в настоящее время в двух основных классификациях речевых расстройств – психолого-педагогической (Р.Е. Левина) и клинико-педагогической (М.Е. Хватцев, Ф.А. Pay, О.В. Правдина, С.С. Ляпидевский, Б.В. Гриншпун), которые рассматривают речевые расстройства в различных аспектах. Обе классификации, дополняя друг друга, позволяют комплектовать группы детей с речевой патологией и обеспечивают системное дифференцированное воздействие с учетом симптоматики и механизмов нарушений речи.

Психолого-педагогическая классификациясоздавалась с учетом практических потребностей работы логопеда. В этой классификации характеристики расстройств речи сгруппированы от частного к общему. Она ориентирована на выявление речевой симптоматики (симптомологический уровень) на основе психолого-лингвистических критериев. Симптоматический уровень анализа речевых нарушений позволяет описать внешние проявления недоразвития речи, выявить нарушенные компоненты речи (общее недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие и т.д.).

Эта классификация учитывает, какие компоненты речи нарушены и в какой степени. Выделяют следующие группы речевых нарушений: 1) фонетическое нарушение речи (ФНР) – нарушение произношения отдельных звуков; 2) фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР), наряду с нарушением фонетической стороны имеется и недоразвитие фонематических процессов; 3) общее недоразвитие речи (ОНР), нарушены все компоненты языковой системы (лексика, грамматика, фонетика и фонематика).

Клинико-педагогическая классификациястрого не соотнесена с клиническими синдромами и ориентирована на нарушения, которые подлежат логопедической коррекции. При этом выделяют следующие расстройства: дислалия, нарушения голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия, дисграфия и дислексия. Нарушения речи в зависимости от локализации делятся на центральные и периферические, а в соответствии с характером нарушений – на органические и функциональные.



Наши рекомендации